Подготовку к досрочным выборам можно было наблюдать еще с прошлого года, когда «спящие» партии активизировали свою деятельность. «В частности, в некоторых партиях пропрезидентского поля сменились лидеры, а партии «Ауыл» и «Партия патриотов» объединились. Оппозиционное поле после ликвидации Компартии Казахстана было окончательно зачищено», - сказал в интервью корреспонденту центра деловой информации kapital.kz политолог Досым Сатпаев.
Все политические события в стране, по его словам, стоит рассматривать с точки зрения транзита власти. Если речь идет о парламентских выборах, то здесь главный вопрос такой: будет ли парламент играть в этом транзите какую-то роль? Ведь в самой власти уже не раз упоминали возможность трансформации президентской республики в президентско-парламентскую. Но если такая цель действительно стоит перед властями, то им нужен сильный парламент, подчеркнул Досым Сатпаев.
«Именно сильный парламент, а не марионетка. Парламент, который состоит из электоральных партий. Ведь, кроме всего прочего, сильные партии могли бы перетянуть на себя часть протестных настроений. А это серьезная проблема. Потому что эти настроения никуда не делись, они существуют. Финансово-экономический кризис усилит их рост, а у власти нет ни одного эффективного механизма по работе с ними.
Партии могли бы быть здесь полезны, но, повторю, у нас нет таких партий, которые связаны с избирателем», - сказал политолог.
Учитывая сказанное выше, у власти нет ни одного реального конкурента, и эти выборы будут скучнее прошлых, считает политолог. «В новый парламент, естественно, войдут те партии, что представляют пропрезидентский лагерь. Большинство из них – искусственные и неэлекторальные.
Так что будущий мажилис сильно отличаться не будет. Парламент и так рассматривают как игрока второго плана, который сильно зависит от исполнительной власти, а не от электората», - подчеркнул эксперт.
После 2012 года, с прошлых парламентских выборов, в стране, по его словам, так и не создали новую партийную систему. «Мы ходим по кругу. И это большая проблема, ведь мы теряем время. Парламент мог бы стать противовесом теневым группировкам в элите, если бы он состоял из популярных в народе партий. А эти выборы имитируют политическую активность», - сказал Досым Сатпаев.
Кроме того, по словам собеседника, власть сама должна быть заинтересована в сильном парламенте. «Но там есть страх потерять управление над системой. За все эти годы у нас строилась сверхпрезидентская система, где исполнительная власть доминирует, а остальные ветви власти – на вторых ролях.
Власть боится, что ситуация выйдет из-под контроля. И здесь власть ошибается, потому что сильная законодательная власть, как раз таки и могла бы стать гарантом стабильности», - подчеркнул Досым Сатпаев.