3834 20-02-2016, 07:47

Казахстанские «звезды» и политика: чего от них хотят, и зачем им это нужно?

Недавняя дискуссия, вызванная включением «звезд» спорта и шоу-бизнеса в предвыборные партийные списки, заставила задуматься о месте и роли таких людей в политике. Точнее,  о том, зачем они там нужны, как их используют и какая от этого выгода им самим. Очевидно, что Казахстан, как и многие другие постсоветские страны, в этом смысле сильно отличается от Запада, где сложились иные традиции.

У них и у нас

Одно дело, когда «звезды» имеют серьезные политические амбиции и непосредственно сами участвуют в борьбе за власть. Можно вспомнить актера и губернатора Арнольда Шварцнеггера, боксера и мэра Виталия Кличко или, скажем, хоккейного вратаря Кена Драйдена (того самого, который пропустил семь шайб в первом матче легендарной серии «Канада-СССР» в 1972-м) – он впоследствии стал одним из лидеров Либеральной партии, министром соцобеспечения. 

И совершенно другое дело, когда такие знаменитости привлекаются для обеспечения электоральной поддержки партий, кандидатов в президенты и т.д. во время избирательных кампаний.

Во втором случае «западный» подход разительно отличается от нашего. В странах развитой демократии на основании многочисленных социологических замеров и большого опыта проведения выборов пришли к пониманию того, что в продвижении  политических брендов «звезды» гораздо менее успешны, чем в рекламировании разного рода товаров. Скорее всего, это связано с более высокой политической культурой – там избиратели не особо ведутся на громкие имена и смотрят, прежде всего, на профессиональные качества кандидатов.

«Звезды» если и участвуют в выборах, то лишь публично выступая в поддержку тех или иных партий, претендентов в губернаторы и  президенты, либо оказывая им финансовую помощь – все они люди очень богатые и могут себе это позволить.

Включение же их в партийные списки связано с серьезными рисками. Во-первых, отношение к ним всегда неоднозначное: на каждого ярого поклонника найдется столь же ярый ненавистник. Во-вторых, вокруг знаменитостей часто возникают какие-то скандалы, разборки, и им обычно не прощают того, что остается незамеченным в случае с простым обывателем. Все это может рикошетом ударить по репутации партии.

Кстати, на прошлых парламентских выборах в список «Акжола» включили олимпийского чемпиона Бахыта Сарсекбаева, в жизни и спортивной карьере которого немаловажную роль сыграл лидер партии Азат Перуашев. А уже вскоре боксер оказался в центре сразу нескольких скандалов: судебные тяжбы из-за квартиры и имущества сначала с дядей и личным тренером, затем с бывшей женой и матерью троих своих детей; серьезный конфликт с персоналом одной из гостиниц.

Несмотря на наличие таких рисков, традиция продвигать в парламент или, как минимум, включать в партийные списки разного рода «звезд» на постсоветском пространстве сохраняется и даже усиливается. Рекордсменом тут, безусловно, является Государственная Дума РФ, где насчитывается с полтора десятка таких депутатов. На выборах в Верховную Раду Украины, состоявшихся в 2012-м, в кандидатских списках оказались выдающийся футболист Андрей Шевченко, певица Таисия Повалий и некоторые другие.

Правда, после победы Майдана от такой традиции отказались, но зато отдельные партии решили использовать имена знаменитостей иного рода – например, попавшей в плен летчицы Надежды Савченко (№1 в списке «Батькивщины»), и командиров подразделений, наиболее отличившихся  на «восточном фронте»…   

Ставка на молодых

В Казахстане, как и в России, к практике привлечения «звезд» спорта и шоу-бизнеса прибегает в основном партия власти. Причем от выборов к выборам их количество растет. Другая тенденция, на которую необходимо обратить внимание, -  значительное омоложение этой части кандидатского списка.

Скажем, в 2012-м «Нур Отан» включил в него исключительно артистов уже не первой молодости – Алибека Днишева, Нурлана Абдуллина, Жанию Аубакирову (сейчас ректор консерватории), а также олимпийских чемпионов, либо давно уже завершивших спортивную карьеру, - Ермахана Ибраимова, Юрия Мельниченко и Ольгу Шишигину, либо близких к этому – Александра Винокурова. Тогда как в нынешнем списке фигурируют в основном действующие спортсмены и совсем еще молодые певцы и актеры.

Очевидно, что такое решение принято неслучайно. Оно связано с тем, что «Нур Отан» преследует двуединую цель: первая, понятное дело, – получить как можно больше голосов, а вторая – добиться как можно большей явки избирателей в день выборов.

Да, партия власти уверена в своей безоговорочной победе, в том, что ей достанется «контрольный пакет» в мажилисе. Но для нее не менее важно, чтобы эта победа была максимально легитимной (насколько это в наших условиях возможно) в глазах как  населения, так и международных наблюдателей, чтобы не возникла необходимость в разного рода «вбросах бюллетеней», «каруселях» и т.д. 

Расчет здесь, скорее всего, следующий. Люди старшего и среднего поколений в большинстве своем приходят голосовать безо всяких уговоров и призывов – хотя бы в силу сложившейся еще с советских времен привычки.

А молодежь, эту политически индифферентную часть электората, обычно «мобилизуют» на выборы через ректораты-деканаты или с использованием других «добровольно-принудительных» методов. Но теперь ее, похоже, хотят привлечь цивилизованным способом. Для этого и нужны «звезды», а, если точнее, их имена, лица и даже фигуры.  

Нынешние молодые казахстанцы мало знают Мельниченко и Ибраимова,  они в массе своей не слушают Абдуллина, не говоря уже о Днишеве (а об Аубакировой, исполняющей классическую музыку, вообще молчу). Тогда как Геннадий Головкин и Илья Ильин являются для многих из них кумирами, да и победы Серика Сапиева еще свежи в памяти. И актер Нурлан Алимжанов включен в партийный список, видимо, не только потому, что сыграл молодого Нурсултана Назарбаева в известной кинотрилогии – его лицо хорошо узнаваемо теми, кому еще нет 30, со времен довольно популярного мини-сериала «Братья».  

На певицу Жанар Дугалову и теледиву Майю Веронскую может «клюнуть» мужская часть молодежного электората, а на вторую – еще и люди (их тоже немало), считающие, что уже с завтрашнего дня вся  страна должна разговаривать только на казахском языке.

По Кайрату Нуртасу сохнут едва ли не все юные особы коренной национальности –  главным образом, на юге страны. А в южных областях, между прочим, сосредоточена едва ли не половина всех избирателей страны, к тому же  там наиболее высокий в Казахстане процент молодежного (в силу многодетности в тех краях) и казахского электората.

Для нынешней юношеско-девичьей аудитории Кайрат – это примерно то же самое, что «Ласковый май» в конце 1980-х. Кстати, руководитель этого ансамбля Андрей Разин на волне популярности стал депутатом Ставропольской областной думы и едва не прошел в российский парламент.

Оправдаются ли расчеты политтехнологов «Нур Отана»? Поживем – увидим. Но если все это продиктовано желанием провести выборы более честно и цивилизованно, то, как говорится, флаг в руки.

Каждому – свое

Ну а каково политическое будущее самих «звезд», включенных в предвыборный список? Чтобы понять это, вспомним опыт предыдущих избирательных кампаний.

Как известно, впервые такого рода выборы состоялись у нас в 2004-м. Поскольку от партий в мажилис проходили в общей сложности лишь десять человек, списки были короткими. «Отан» (ныне «Нур Отан») включил в свою «заявку» Даулета Турлыханова, в прошлом известного борца, чемпиона мира и двукратного призера Олимпиад, а на тот момент уже  государственного чиновника, руководившего Агентством по туризму и спорту. Но и он не вошел в число будущих парламентариев, оставшись в исполнительной власти.

Спустя три года, в 2007-м, список «Нур Отана», хотя и был намного  больше (126 фамилий на 98 мест в мажилисе), тоже оказался  крайне скудным на имена «звезд». Да, в него попали бывший артист Нурлан Онербай и бывший боксер Серик Конакбаев, но первый к тому времени руководил департаментом культуры города Алматы, а второй уже имел большой депутатский стаж. Так что под нашу классификацию они не совсем подходят. Как и телевизионные деятели вроде Дарьи Клебановой, тем более что их включили по иным соображениям.

А вот в 2012-м представителей артистической и спортивной среды в избирательном списке «Нур Отана» было намного больше  –  всех семерых мы назвали выше. Но в «стартовый состав» нового созыва мажилиса не попал ни один из них. Почти ровно год спустя  со «скамейки запасных» призвали Шишигину, которая, впрочем, как депутат ничем особым себя не проявила. А все остальные так и остались в резерве.

В нынешнем же партийном списке, как уже говорилось выше, значатся в основном действующие спортсмены и находящиеся на пике популярности артисты. Соответственно  шансов стать парламентариями у них еще меньше. То есть они даже не запасные, а просто временно привлеченные.

Спортсменам надо честь Родины на международных аренах защищать, молодые артисты постоянно рискуют попасть в какую-нибудь передрягу – вроде той, которая случилась в «Прайм-Плазе» во время концерта Кайрата Нуртаса. А оно партии надо? Вон даже безобидная вроде бы история с Бахыт Сыздыковой, депутатом мажилиса и главной опекуншей КВН-щиков, была воспринята в «Нур Отане» довольно болезненно. 

Что нужно от «звезд» политикам, понятно. А вот какая выгода от всего этого самим «звездам»? Вряд ли стоит всерьез воспринимать заявление, например, Ильина о том, что он собирается стать министром спорта. Так же, как и слова Сапиева о готовности работать депутатом парламента.

Сильные спортсмены в массе своей – народ, чрезвычайно уверенный в себе (иначе не было бы громких побед), но политически наивный, если не сказать больше, и к тому же имеющий пробелы в образовании: сказываются частые пропуски уроков и лекций из-за поездок на сборы и соревнования.

Выгода заключается в другом, и, чтобы понять это, достаточно взглянуть на Государственную Думу РФ, где заседает много знаменитостей. Разумеется, полностью разделяющих политическую линию «Единой России» и даже колеблющихся вместе с ней.  

И здесь мы опять возвращаемся к сравнению с Западом. Там и профессиональный спорт, пестующий главных «звезд» (футбол, профи-бокс, хоккей, баскетбол, теннис, бейсбол, регби и т.д.), и кино с эстрадой, а также с разными телешоу существуют автономно от государства – а в совокупности они и образуют так называемый шоу-бизнес с его огромными финансовыми потоками.

Мало того, эти режиссеры, актеры, певцы, спортсмены кормят государство, платя в казну большие налоги, а еще делают пожертвования в избирательные фонды партий и отдельных кандидатов, которым они симпатизируют.   

У нас же ситуация прямо противоположная. Профессиональный спорт почти полностью финансируется государством, кинематографисты очень сильно зависят от госзаказа, и даже эстрадные исполнители с телевизионщиками норовят откусить от бюджетного пирога.

Соответственно близость к власти дает дополнительные возможности в плане текущей материальной поддержки, продвижения артистической или спортивной карьеры, а также трудоустройства после ее завершения.

К представителю американского шоу-бизнеса Геннадию Головкину это, разумеется,  не относится...

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии