2570 12-02-2016, 00:00

Акимы «футбольные» и «нефутбольные»

Девальвация тенге, трудности с формированием региональных бюджетов могут серьезным образом сказаться как на уровне чемпионата Казахстана, который начнется ровно через месяц, 12 марта, так и на результатах наших команд в еврокубковых турнирах. В сложившейся ситуации очень многое - даже больше, чем обычно, - будет зависеть от акимов на местах.

Казахстанская специфика

Есть в футболе устойчивое выражение - 12-й игрок, то есть еще один помимо тех одиннадцати, которые выходят на поле в составе команды. Так во всем мире обобщенно называют болельщиков. Причем они не только поддерживают свои клубы во время матчей, но и создают основу их финансового благополучия, от которого напрямую зависят и турнирные достижения.

Ведь именно болельщики покупают билеты, сезонные абонементы, футбольную атрибутику, именно на них рассчитаны телевизионные трансляции (часто платные) - а все эти поступления главным образом и формируют доходную часть клубных бюджетов. В ряде случаев они выступают даже в качестве учредителей клубов, платят ежегодные член­ские взносы.

Но это там, где футбол уже давно стал индустрией, одной из разновидностей шоу-бизнеса. У нас же, в Казахстане, ситуация совершенно иная. Зрителей на матчи премьер-лиги приходит немного, они не готовы платить за билеты такие деньги, как в Европе или даже в Южной Америке, и нередко, дабы привлечь их, вход делают свободным.

А где-то, чтобы заполнить трибуны, пригоняют солдат и студентов. Телевидению национальное первенство не особо интересно, маркетинг как таковой в клубах отсутствует.

В общем, доходов, можно сказать, никаких. О необходимости коммерциализации отечественного футбола начали говорить, но пока мало что делается, да и займет этот процесс далеко не один год.

Так что степень благополучия каждого клуба у нас зависит от одного человека - его "патрона", которого и можно назвать тем самым 12-м игроком. За редким исключением, это глава региона, поскольку подавляющее большинство профессиональных футбольных команд в Казахстане финансируется из местных бюджетов.

Конечно, просто так никто ничего не даст: есть соответствующее законодательство, есть градация по степени приоритетов, есть бюджетные комиссии, есть маслихаты, на заседаниях которых рассматриваются эти вопросы. Но веское слово акима всегда будет учтено. А степень "вескости" применительно к бюджетным тратам на футбол обычно зависит от того, как тот или иной руководитель региона относится к "игре миллионов", насколько ему интересны результаты местной команды.

И потом, при желании аким может "напрячь" региональный бизнес, чтобы тот финансово поддержал клуб, представляющий область в чемпионате Казахстана, - в случае, если бюджетных средств недостаточно для решения турнирной задачи.

Кстати, в 1990-е годы немало отечественных клубов пользовались этим. Можно вспомнить, например, что кызылординский "Кайсар" одно время входил в структуру крупнейшей в области неф­тяной компании "Харрикейн", принадлежавшей канадцам (менеджеры последней утверждали даже размеры окладов футболистов и тренеров), получал от нее до миллиона долларов ежегодно и не брал ничего из местного бюджета.

Тогда это был едва ли не самый богатый футбольный клуб в стране, имевший возможность пригласить к себе половину состава национальной сборной Казахстана, как это случилось в 1998-м.

Да и названия ряда других команд в ту пору давали понять, кто их спонсирует, - "Аксесс-Голден-Грей" (Петропавловск), "Восток-Алтын" (Усть-Каменогорск), "Иртыш-Бастау" (Павлодар), "Шахтер-Испат-Кармет" (Караганда)…

"Лафа" кончилась

Но где-то с середины "нулевых" годов, когда в страну хлынул поток шальных нефтедолларов ("черное золото" взлетело в цене) и местные бюджеты начали "разбухать", футбольные клубы стали переходить на полное казенное довольствие. Их аппетиты ежегодно росли, и если в  начале "нулевых" миллион долларов в год был за счастье, то, например, в 2015-м клуб, имевший 5 миллионов "зеленых", считался бедным аутсайдером, а бюджеты нескольких участников премьер-лиги перевалили далеко за 10 миллионов.

Поэтому и появилась у них возможность привлекать дорогостоящих легионеров, платить им по 60-70 тысяч долларов в месяц, чем не так давно возмущался аким Актюбин­ской области Бердыбек Сапарбаев. Приглашение сильных иностранных игроков повысило уровень национального чемпионата, позволило казахстан­ским клубам наконец-то попасть в групповые раунды Лиги чемпионов и Лиги Европы.

И кто бы что ни говорил, успехи футбольных "Шахтера" и "Астаны" дали стране в плане продвижения ее международного имиджа гораздо больше, чем даже некоторые олимпийские победы казахстанцев (просто потому, что по степени мировой популярности и "медийности" рядом с "игрой миллионов" не стоит ни один из прочих видов спорта).

Другое дело, что, поднимая профессиональный футбол, на местах практически ничего не делали для развития детско-юношеского - но это уже тема отдельного разговора.  

Теперь "лафа" кончилась. Причем финансовый кризис начал бить по казахстанским клубам еще осенью прошлого года. Дело в том, что в большинстве случаев зарплаты футболистов, и прежде всего легионеров, прописаны в долларах, и после девальвации они в пересчете на тенге заметно выросли.

Поэтому клубы влезли в долги (кстати, их руководители делают это играючи, не особо думая о последствиях и не неся никакой персональной ответственности), которые перешли на нынешний год.

И все это на фоне сокращения их бюджетов на сезон 2016, причем не только в долларовом исчислении. Например, для "Актобе" размер годового довольствия срезали с 3,1 миллиарда тенге до 2-х миллиардов (в пересчете на доллары - с 17 до 6 миллионов, или почти втрое). Мало того, у клуба есть переходящий долг в полмиллиарда тенге. 

Конечно, для болельщиков "Актобе", который еще несколько лет назад был самым богатым клубом в стране, это почти катастрофа, но есть регионы, где участники премьер-лиги получат еще меньше. Например, судя по имеющейся информации, на содержание карагандинского "Шахтера" в областном бюджете предусмотрено 916 миллионов тенге (это при долгах в несколько сот миллионов), "Атырау" - 531 миллион, уральского "Акжайыка" - 424 миллиона…

В долларовом исчислении это от 2,6 до 1,2 миллиона, то есть фактически возвращение к середине "нулевых" годов. Возможно, названные цифры претерпят изменения, но данные на сегодня таковы. 

И здесь мы снова возвращаемся к фигуре 12-го игрока. Если аким является "футбольным", то он не даст пропасть местной команде и сделает все возможное, чтобы у нее было достаточно денег (бюджетных, спонсорских) для приглашения сильных игроков, успешного выступления в чемпионате Казахстана. Во всяком случае, в этом уверены болельщики. А если аким "нефутбольный"?

Конечно, отношение к "игре миллионов" не может и не должно никоим образом влиять на оценку работы акимов. Тем более что у них есть гораздо более важные дела. Подразделяя  глав регионов на "футбольных" и "нефутбольных", автор этих строк лишь пытается понять, какие из клубов будут фаворитами предстоящего чемпионата, а какие - аутсайдерами.

Какой аким - такой клуб

Наверное, самым "футбольным" акимом является Адильбек Джаксыбеков. Он сам долгое время руководил ФФК, да и сейчас сохраняет в ней свое влияние, поскольку федерацию возглавляет его ставленник. Впрочем, команда "Астана" хорошо живет и без помощи акима - ее финансирует ФНБ "Самрук-Казына".

Есть большая вероятность того, что бюджет столичного клуба в нынешнем сезоне (порядка 40 миллионов долларов, или 14-15 миллиардов тенге) будет равен бюджетам всех других участников премьер-лиги вместе взятых. Так что ответ на вопрос о будущем чемпионе Казахстана может быть дан уже сегодня. А вот сможет ли "Астана" при резко снизившемся уровне сопротивления ей в национальном первенстве успешно выступить в Лиге чемпионов? 

Повезло с акимами болельщикам Павлодарской и Костанайской областей. И Канат Бозумбаев, и Архимед Мухамбетов доказали свою "футбольность" еще тогда, когда первый работал в Таразе, а второй в Актюбинске: при них команды этих городов добились серьезных успехов.

Вот и сейчас "Иртыш" (Павлодар) с "Тоболом" (Костанай) сохранили прошлогодние бюджеты на уровне двух миллиардов тенге, что делает их шансы на попадание в первую шестерку, которая продолжит борьбу за медали, очень высокими.

Кроме того, оба акима наверняка постараются привлечь и спонсоров. Например, Бозумбаев напомнил о "купеческом" слове, которое дал ему миллиардер Александр Машкевич, пообещавший финансово поддержать "Иртыш".

Еще один из этой когорты - Сергей Кулагин. В бытность его главой Костанайской области "Тобол" был наряду с "Актобе" лидером казахстанского футбола, а после перевода в Акмолинскую область он вернул местный "Окжетпес" в премьер-лигу. Клуб, может, и небогатый, но стабильное финансирование Кулагин ему обеспечит. Да и тренер там хороший.

Кстати, "футбольный" аким отличается от "нефутбольного" еще и тем, что регулярно  ходит на матчи, общается с игроками и тренерами, комментирует - на пресс-конференциях или через свою пресс-службу - события, связанные с командой, а при возникновении конфликтных ситуаций (например с ФФК)  встает на ее защиту. Бозумбаев, Кулагин - из таких.

Очень близок к футболу был когда-то и Бердыбек Сапарбаев. Именно в период первого его акимствования кызылордин­ский "Кайсар" перешел под крышу компании "Харрикейн", о чем упоминалось выше, да и вообще он очень болел за команду. Потом политическая карьера забрасывала его на другие должности, и интерес к спорту №1 несколько угас. Но все же, думается, не окончательно.

Например, нового руководителя ФК "Актобе" выписал как раз таки Сапарбаев, обратившийся за рекомендацией к своему бывшему подчиненному по Таможенному комитету РК, а ныне президенту ФФК Ерлану Кожагапанову. Насколько верным был этот шаг, покажет время. Но упрекать акима в "нефутбольности", как это делают многие актюбин­ские болельщики, все-таки было бы несправедливо.

Трудно что-либо сказать о недавно назначенных руководителях Алматы и ЮКО - Бауржане Байбеке и Бейбите Атамкулове, которые сменили "футбольных" (хотя и в меньшей степени, нежели вышеназванные акимы с севера и запада) Ахметжана Есимова и Аскара Мырзахметова. В любви к спорту №1 они замечены не были, хотя кто их знает... 

К помощи властей южной столицы, возможно, придется прибегнуть "Кайрату", который, как сообщалось в конце прошлого года, потерял главного спонсора в лице компании "КазРосГаз". А турнирные амбиции у клуба и его хозяина Кайрата Боранбаева наверняка остались столь же высокими. Из стана же шымкентского "Ордабасы" конкретики, касающейся будущего финансирования, пока не поступало. Но, скорее всего, он тоже будет бороться за попадание в первую шестерку.

Остальных областных акимов, за исключением, может быть, Даниала Ахметова (хотя он больше "велосипедист" и команда из ВКО в премьер-лиге не представлена), можно назвать "нефутбольными". Ничего плохого в этом нет. Например, глава Алматинской области Амандык Баталов - большой любитель волейбола. А некоторые и вовсе выступают против выделения значительных сумм на профессиональный спорт.

В частности аким Карагандинской области Нурмухамбет Абдибеков так и заявил: "Я думаю, что правильней учителям зарплату выплатить". И подобная позиция тоже имеет право на жизнь. Но местному "Шахтеру" в предстоящем чемпионате Казахстана мало что светит. Впрочем, это беспокоит только его болельщиков, удельный вес которых в общей численности населения области невелик. 

А если они хотят непременно "футбольного" акима, то им стоит набраться терпения. Возможно, уже после выборов в мажилис произойдет серьезная перетряска, в результате которой в "нефутбольных" сегодня регионах окажутся "футбольные" акимы. И наоборот…

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии