4123 11-12-2015, 00:30

О монументе независимости в Алматы

В преддверии главного государственного праздника нашей страны я хотел бы поведать о том, как возводился архитектурно-скульптурный комплекс "Монумент независимости Республики Казахстан". Его создание и проектирование было нелегким делом. Понадобились огромное терпение и титанические усилия, чтобы построить это сооружение.

Мы постарались вложить в него все знания как кардинальных основ, так и тончайших деталей традиционной казах­ской культуры и истории. Инициатором и вдохновителем создания монумента был президент Нурсултан Назарбаев.

В начале 1990-х я в составе государственной делегации ездил в Египет. В этой стране, в городе Луксоре есть знаменитый храм. На подходе к нему перед большим пилоном возвышается одинокий обелиск.

Вначале их было два. Из истории известно, что Наполеон Бонапарт при завоевании Египта увез один из них во Францию (ныне он находится в Париже, на площади Согласия). Нурсултан Абишевич, увидев обелиск, сказал: "Почему бы и нам  в Алматы не поставить подобный памятник в честь нашей независимости?"

По возвращении домой, помня предложение президента, я организовал авторскую группу из талантливых молодых скульпторов и архитекторов - выпускников Санкт-Петербургской академии художеств, московских, алматинских архитектурно-художественных школ, близких мне по духу и творческой направленности. Работу начали с изучения мирового опыта создания подобных памятников.

Итальянской архитектурой XVI века были "открыты" два типа монументов: колонна и триумфальная арка. Колонна императора Трояна в Риме, Александрийская колонна в Санкт-Петербурге, Вандомская колонна в Париже, колонна Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне, Триумфальная арка на площади Звезды (ныне площадь Шарля де Голля)… 

Все эти шедевры были сооружены одним методом: из греко-рим­ской ордерной системы бралась колонна (дорическая, ионическая или коринфская) с капителью, и на нее водружалась скульптура.

Мы пошли другим путем, больше опираясь на связь с народным искусством, сложившимися традициями. Наша кочевая культура оставила свои памятники. На степных просторах казахских земель издалека видны на возвышенных местах вертикали сынтасов, кулпытасов, каменные изваяния воинов или женских фигур.

Благодаря мастерству каменных резчиков архитектурно-художественные формы этих вертикалей выглядят сплетенными из причудливых узоров, иногда они покрыты родовыми знаками (тамга) или надписями, несущими определенную информацию.

Каждый орнамент, рисунок или знак полны смысла и аллегорий. Таковы, например, древнетюрк­ский памятник Кюльтегину, копия которого стоит во дворе Евразийского университета им. Л.Гумилева в Астане, или Ольмекская стела в далекой мезоамерике, расписанная иероглифами.

Опираясь на практику создания монументов как на Западе, так и на Востоке, мы искали самобытное, достаточно оригинальное решение, близкое к народному искусству и традициям. Были разработаны шесть вариантов будущего монумента, и один из последних  одобрили в верхах: 13 июля 1995 года вышло постановление президента РК "О сооружении в г.Алматы монумента независимости".

Его решили установить в Алматы на площади Республики. Комплекс представляет собой целостное художественное произведение, синтезирующее архитектуру, скульптуру, тексты изречений выдающихся деятелей науки, культуры и государства.

В его замысле счастливо соединились многовековая история государственности казахского народа и первые шаги новейшей истории независимости, обретенной Казахстаном в конце ХХ века. За время, прошедшее с момента открытия, он стал одним из ярких и узнаваемых символов нашего молодого суверенного государства.

Особенности этого градостроительного узла - формы участка, рельеф, характер окружающей архитектуры - дали плоть и кровь комплексу, усилили самобытность и оригинальность его построения. Экспозиция пространства комплекса растянута горизонтально на 180 метров. Центром композиции стала 28-метровая вертикальная пластическая стела, напоминающая рельефные мангышлакские кулпытасы.

Было принято решение, что колонну должна венчать фигура человека. Поначалу мы задумали установить фигуру младенца, символизирующего нашу вновь обретенную независимость, но, посовещавшись, пришли к выводу, что правильнее будет установить скульптуру батыра, олицетворяющего всех наших предков, павших в борьбе за свободу родной земли. Поэтому силуэт стелы очень органично завершается 6-метровой скульптурой Золотого человека.

Он словно запечатлен в полете на крылатом барсе и символизирует собой твердую государственную власть на земле казахов. Его гордая осанка, зоркий взгляд свидетельствуют о вселенской свободе духа, присущей сыну степей и гор.

Вертикаль стелы принадлежит пространству, а не зданиям. Чем ближе подходим мы к ней, тем резче и динамичнее она устремляется в небо.

Мы не преследовали цель ограничиться установкой на площади одной лишь стелы, мы создали большой комплекс. У подножия стелы, на стилобате, размещена скульптурная группа, состоящая из аллегорических фигур - "мудреца-неба", "матери-земли" и двух детей на жеребятах.

Дети-всадники символизируют молодость и будущее нашей республики. С другой стороны, отец, мать и дети составляют семью - основу государства и рода человеческого. Фигуры вписываются в квадрат - символ устойчивости и прочности.

По обеим сторонам стелы подковообразно, по кругу, подобно диадеме, размещены десять рельефно-скульптурных стенок, чередующихся с кулпытасами и  несущих художественно-образную нагрузку, которая придает всему комплексу осмысленность. В них нашли отражение исторические темы с древнейших времен до наших дней.

Число 10 (количество стенок) выбрано не случайно. По Пифагору, это величайшее число, оно объемлет все арифметические и геометрические пропорции. Художественно-пластическими средствами здесь отображены образование государства, защита Отечества, годы великих бедствий, национально-освободительные движения, Великая Отечественная война, декабрьские события 1986 года, провозглашение независимости... Каждый рельеф -  незабываемая страница родной истории.

Малые архитектурные формы - скамейки, гранитные блоки для надписей, цветники - располагаются по двум сторонам центрального большого круга. На наклонных плоскостях шести гранитных блоков высечены образцы петроглифов и памятников древнетюркской письменности, встречающихся на просторах Казахстана.

Абсолютные размеры монумента, его объемное построение, пропорциональный строй и стилистика продиктованы условиями восприятия, соразмерностью к масштабам площади и человека. В соотношениях целого и частей комплекса предусмотрены гармоничные пропорции. Объемные фигуры ориентированы на юг - в сторону гор.

Полностью художественный образ комплекса раскрывается при осмотре его со всех сторон, предполагая множество интересных и неожиданных ракурсов. Он прекрасно вписан в ансамбль всей площади Республики, на которой начиналась история независимости нашей страны.

На уровне глаз человека крупными буквами на кулпытасах на казахском и русском языках (клинописью) выбиты афоризмы-изречения прославленных личностей прошлого и настоящего. У казахов испокон веков существует обычай прикасаться рукой к национальным святыням. Учитывая этот ритуал, мы разместили у подножия стелы раскрытую книгу со следом ладони. На книге - древнетюркская надпись "Сеч авын!" - "Выбери и блаженствуй!" Человек может стать счастливым, если будет иметь возможность выбора.

Со временем монумент стал единым символом страны, независимости, города. Метафорой единства, прошлого, настоящего и будущего казахской истории, культуры и государственности. 

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии

Author Д.О.
Редактировать / Удалить/ Цитировать
12-дек-2015, 13:06

Глядя на этот памятник непонятно: причем тут казахи, сакский воин и независимость: казахи - тюрки, саки - индоевропейцы, независимость свалилась сама на голову.