2576 11-12-2015, 00:00

Казахстанской премьер-лиге нужно думать о выживании, а не о расширении

Шумиха, вызванная борьбой за пост президента ФФК, вроде бы поутихла, и теперь болельщиков, специалистов снова больше интересуют чисто футбольные дела. В последние дни главной темой обсуждения стал формат следующего чемпионата Казахстана: сколько команд будет выступать в премьер-лиге, изменится ли система проведения первенства?

Непостоянство как стиль

Впрочем, эти вопросы возникают чуть ли не каждый год, что объясняется как объективными причинами, так и субъективными, в частности склонностью руководства ФФК к частому изменению своей позиции. Причем далеко не всегда оправданному. Примеры? Пожалуйста.

В 2010 году в казахстанской премьер-лиге (КПЛ) осталось 12 команд, а вместо традиционного одноступенчатого чемпионата стал проводиться двухступенчатый: по итогам первого этапа формировались две шестерки, одна из которых вела борьбу за медали, а другая - за право сохранить прописку в высшем дивизионе.

Такой формат вроде бы оправдал себя, больше стало напряженных и зрелищных матчей, но в начале 2012-го в нарушение спортивного принципа и в угоду алматинскому "Кайрату", который обрел нового спонсора и очень не хотел покидать премьер-лигу, исполком ФФК принял решение увеличить количество участников до 14 с возвращением к одноступенчатому первенству.

В следующем сезоне КПЛ снова была сокращена до 12 команд, игравших в два этапа. В конце того же года исполком ФФК утвердил новый регламент, согласно которому в 2015-м в КПЛ должны были остаться лишь 10 участников, однако впоследствии эта норма была отменена: сохранился формат с 12 клубами и делением их после первого этапа на две шестерки.

И вот теперь опять активно педалируется вопрос о расширении премьер-лиги до 14, а то и до 16 команд. Если это произойдет, то неминуемо должна измениться и система проведения чем­пио­ната. Особенно настойчиво за такой шаг выступают кызылординский "Кайсар", занявший последнее место в КПЛ, и петропавловский "Кызылжар", не сумевший выполнить задачу выхода в высший дивизион из первого.

То есть неудачники завершившегося сезона преследуют прежде всего свои интересы (хотя их поддерживает ряд клубов КПЛ, особенно ее аутсайдеры). Рассматривался ли этот вопрос на последнем заседании совета Профессиональной футбольной лиги Казахстана (ПФЛК), состоявшемся 7 декабря, и какова позиция самой ПФЛК? Выяснить это не удалось, поскольку ее руководитель Олжас Абраев уехал в заграничную командировку, а другие сотрудники не решились отвечать вместо него. Но, судя по всему, такая тема поднималась. Впрочем, какой бы ни была позиция лиги, последнее слово все равно останется за исполкомом ФФК.

В обращении к руководству федерации болельщики "Кайсара" приводят такой, с позволения сказать, аргумент: "Как показывает практика других регионов, когда команда вылетает из премьер-лиги, футбол там практически прекращает развиваться". Но подобное не раз происходило и с самим кызылордин­ским клубом, и с некоторыми другими (тараз­ским, уральским, кокшетауским и т.д.) - и ничего страшного не случалось: напротив, нередко команды, пройдя через первую лигу, с новыми силами возвращались в КПЛ и показывали там хорошие результаты: "Акжайык" в 2012-м, тот же "Кайсар" в 2014-м, "Окжетпес" в 2015-м…

Впрочем, приводятся и другие аргументы. Например, гендиректор "Кызылжара" Георгий Лория утверждает, что при делении на две шестерки мотивация сохраняется лишь у тех команд, которые пробиваются в "топ-6", тогда как остальные просто прожигают деньги. Поэтому, мол, нужно расширять КПЛ и проводить одноступенчатый чемпионат.

Отчасти с ним можно согласиться. А заодно добавить, что при ныне существующем формате первенства турнир за 7-12 места интересен лишь болельщикам тех команд, которые в нем участвуют, тогда как большинство остальных казахстанских любителей футбола, в том числе не имеющих клубных пристрастий, следят в основном за первой шестеркой, оспаривающей медали и путевки в еврокубки.

В чью пользу статистика?

Но, с другой стороны, при переходе к одноступенчатой модели тоже появится группа команд (главным образом, это осевшие в середине турнирной таблицы), которые задолго до финиша сезона потеряют мотивацию и будут фактически доигрывать чемпионат, возможно, даже раздаривая очки тем, кто в них остро нуждается. Так что еще неизвестно, при каком варианте клубов, "прожигающих деньги", и матчей с заранее известным исходом будет больше.

Кроме того, нынешний формат привлекателен тем, что сильнейшие участники КПЛ, борющиеся за медали и за путев­ки в еврокубковые турниры, встречаются друг с другом не по два, а по четыре раза. Именно такие поединки вызывают наибольший зрительский интерес, а значит, могут способствовать популяризации отечественного чемпионата и, соответственно, его коммерциализации, что сегодня является жизненно важной задачей, стоящей перед казахстанским футболом.

Вспомните, какое внимание в нынешнем сезоне было приковано к матчам "Астаны" и "Кайрата".

В пользу существующего формата свидетельствует и беспристрастная статистика. Тут нужно сделать небольшое отступление. Как показывает практика, объективным критерием уровня конкуренции в той или иной национальной лиге является количество ничьих.

Там, где собран относительно ровный состав участников и где меньше так называемых проходных матчей, ничейных результатов обычно бывает больше, чем в чемпионатах с существенной разницей в классе команд. Кроме того, количество ничьих можно расценивать как показатель степени честности того или иного национального первенства. Ведь так называемые договорные матчи, этот бич футбола, проявление особого рода коррупции, крайне редко завершаются мирным исходом. Дело в том, что ничья в сумме "стоит" два очка (лишь по одному на каждую команду), тогда как победа одной и поражение другой - три. И именно три очка обычно становятся предметом "договора".

А теперь перейдем к цифрам. В сильнейших лигах Европы процент ничьих обычно составляет от 24-х и выше (далее приводятся данные по последним завершившимся чемпионатам): Италия - 31,5, Германия - 26,7, Португалия - 26,6, Россия - 25,0, Англия - 24,4, Испания - 24,4 процента (последнюю потянули вниз два суперклуба - "Барселона" и "Реал", которые за весь сезон сыграли вничью соответственно лишь 4 и 2 раза). А вот показатели некоторых слабых лиг: Эстония - 18,3, Литва - 16,6, Албания - 16,1, Молдавия - 15,1…

В Казахстане в 2009 году, то есть в последний год перед переходом к двухступенчатой системе, процент ничьих составил 16,6. В следующем сезоне, когда вместо четырнадцати команд осталось двенадцать, которые играли в два этапа, он возрос сразу до 24,5.

Спустя год, в 2011-м, этот показатель несколько снизился (что отчасти объяснялось введением нормы об "ополовинивании" очков по окончании первого этапа), но еще большее падение произошло в 2012-м, когда наша премьер-лига вернулась к одноступенчатому формату с четырнадцатью клубами, - до 21,4 процента.

После этого, как уже говорилось выше, чем­пио­нат снова стал проводиться в два этапа с двенадцатью участниками, и в 2013-м процент ничьих увеличился до рекордного для Казахстана уровня в 29,1. В последние два сезона (2014-2015) он был пониже, но вполне сопоставимым с показателями ведущих европейских лиг - 26,0 и 25,5.

Как видим, цифры убедительно говорят в пользу нынешнего формата.

Адекватный формат

Ну и нельзя не учитывать экономическую ситуацию. Страна переживает серьезный кризис, который, судя по всему, будет длительным и неминуемо отразится на ре­гио­нальных бюджетах - а именно из них выделяются средства на содержание футбольных клубов (сами они пока не умеют зарабатывать, да и не стремятся особо научиться этому).

Кроме того, как мы сообщали в прошлом номере, уже начата работа над законопроектом, предусматривающим кардинальное изменение принципов финансирования спорта из местных бюджетов, и статью расходов на "игру миллионов" его инициаторы предлагают сильно урезать.

То есть казахстанский футбол ждут сложные времена, и тут явно не до жиру, не до расширения премьер-лиги, участие в которой требует значительных расходов - самое меньшее, миллиарда тенге (это еще если не произойдет нового обесценения национальной валюты) от каждого клуба КПЛ.

Кстати, даже когда не было кризиса, ежегодно отдельные участники премьер-лиги оказывались, мягко говоря, не вполне состоятельными в финансовом отношении, что крайне негативно отражалось на их боеспособности и, соответственно, на уровне чемпионата, а также в целом на репутации казахстанского футбола.

Вот и сегодня некоторые клубы, несмотря на завершение сезона, не могут расплатиться с игроками и тренерами. А в наиболее сложной ситуации оказался карагандинский "Шахтер", еще два года назад выигравший нацио­нальный чемпионат и совершивший настоящий прорыв в Европу, - он задолжал, по разным оценкам, от 220 до 500 миллионов тенге.

Есть проблемы и у ряда других клубов КПЛ. То есть финансовая ситуация в казахстанском футболе заставляет скептически относиться ко всякого рода расширениям, увеличениям и т.д.

Словом, это тот самый случай, к которому применим известный принцип "от добра добра не ищут". Единственное, что вызывает сомнения, - это упомянутая норма об "ополовинивании" очков. Она обесценивает значение первого этапа чемпионата (это 22 тура из 32-х, то есть две трети всех игр), а кроме того, усиливает соблазн "расписать" исходы матчей на этой стадии. В остальном же нынешний формат чемпионата можно оценить как вполне адекватный и нынешним экономическим условиям, и спортивным задачам.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии