С тестем весело шагать…
«Цирк», «балаган» - самые мягкие из определений, которые дали наблюдатели мероприятию, состоявшемуся в минувшее воскресенье в алматинской гостинице «Достык». А ведь оно было заявлено едва ли не как историческое событие, как начало революции в казахстанском футболе, олицетворением которой стал 25-летний Айсултан Назарбаев. Впрочем, очень многое указывает на то, что основной движущей силой является вовсе не он.
Чужие здесь не ходят
О битве за власть в казахстанском футболе мы обстоятельно писали почти полтора месяца назад в статье «Конфликт интересов и борьба интересов. Внук Нурсултана Назарбаева бросил вызов руководству ФФК». За прошедшее время лагерь молодого выдвиженца (назовем его командой АН) обменялся с нынешним менеджментом ФФК несколькими «уколами» в СМИ. Параллельно он вел работу с региональными федерациями, чтобы заручиться их поддержкой, после чего и созвал воскресное собрание в «Достыке», на которое приехали делегаты с мест – по имеющимся данным, из десяти областей. Они должны были принять решение о нелигитимности избрания Ерлана Кожагапанова президентом федерации ввиду нарушения одного из требований ее Избирательного регламента, еще раз констатировать наличие конфликта интересов (с недавних пор Кожагапанов руководит еще и президентским профессиональным клубом «Астана», команда которого участвует в чемпионате страны, проводимом ФФК) и выразить ему недоверие.
В общем-то, команда АН могла собраться в каком-то укромном месте, принять соответствующий документ с подписями и отправить его в ФФК, потребовав созыва внеочередной конференции – для этого, согласно Уставу, достаточно голосов представителей одной трети членов федерации (а это ее региональные структуры, различные клубы и т.д.). Но инициативная группа решила провести публичное мероприятие под лозунгом «Футбольная трибуна Казахстана: мы даем слово каждому!». И прокололась – все увидели, что команда АН ничем не лучше той, которая сегодня сидит в ФФК. И даже у многих из тех, кто питал иллюзии относительно нее, теперь открылись глаза. Тем более что фрагменты видеозаписи этого действа в большом количестве распространились по Интернету.
Поскольку все интересующиеся наверняка успели посмотреть их, ограничусь кратким комментарием. Слово организаторы давали не каждому, а исключительно своим людям. Выступавшие либо говорили банальности, которые мы слышим уже на протяжении многих лет, либо жаловались на несправедливость и невнимание ФФК по отношению к ним, таким замечательным и прогрессивным. Представителю ФФК – ее генеральному менеджеру Дмитрию Васильеву – дали микрофон лишь после настойчивых требований из зала, и в конце концов заявленная дискуссия превратилась в откровенную перепалку, напомнившую известный диалог Шуры Балаганова с Паниковским «Ты кто такой?» - «А ты кто такой?». Кстати, это в стиле Михаила Гурмана, сидевшего во главе президиума и взявшего на себя роль ключевой фигуры в команде АН. Будучи еще совсем недавно одним из руководителей ФФК, он именно таким образом пытался возражать журналистам и другим оппонентам, критиковавшим федерацию.
Каюсь, я тоже оказался вовлеченным в эту малоприятную «волну». Когда Васильева начали прерывать, и особенно в этом усердствовал председатель Алматинской областной федерации Асхат Акылбеков (хотя вел собрание вовсе не он), я не выдержал и обратился к нему из зала: «Мы пришли послушать не только одну сторону, но и другую. Почему вы затыкаете ему рот, хотя сзади вас написано: «мы даем слово каждому»? Кто вы такой, чтобы решать, кто может выступать, а кто нет?». На что тут же получил аналогичный ответ «А вы кто такой?». Такой вот «обмен мнениями» получился.
Секрет Полишинеля
В команде АН оказались мои хорошие знакомые, даже друзья, в том числе из регионов. И после завершения собрания мы уже в своем кругу продолжили дискуссию – наш спор получился очень жарким и временами грозил перерасти в ссору.
В упомянутой публикации полуторамесячной давности я высказал предположение, что за Айсултаном стоит его тесть Кайрат Боранбаев (далее КБ), хозяин футбольного клуба «Кайрат», который, цитирую ту статью, «возможно, стремится стать серым кардиналом казахстанского футбола или кем-то вроде регента при юном правителе». Мои друзья из команды АН попытались убедить меня в том, что КБ здесь абсолютно ни при чем. Но, по моим, да и не только моим ощущениям, его тень незримо витала над всем, что происходило в «Достыке» - среди организаторов и участников было немало людей, близких к «Кайрату» или к самому КБ. Хотя обычно они не жалуют своим вниманием такого рода мероприятия.
Скорее всего, для нынешнего руководства ФФК тоже не является секретом то, кто стоит за всем этим действом. В частности, Васильев во время своего общения с журналистами затронул вопрос о конфликте интересов, пусть и косвенном, уже применительно к КБ (правда, не называя его имени). Он выстроил такую логическую цепочку. Генеральным спонсором «Кайрата» является ТОО «КазРосГаз», которым еще недавно руководил КБ и которое на паритетной основе учредили государственные компании – «Газпром» и «КазМунайГаз». Последняя, в свою очередь, входит в холдинг «Самрук-Казына», который фигурирует в числе официальных спонсоров ФФК. А согласно требованиям международных футбольных организаций, уверяет Васильев, это можно квалифицировать как конфликт интересов. А еще он сделал акцент на том, что когда говорят о частных инвестициях в «Кайрат» и ставят это в пример другим казахстанским клубам, то такая постановка вопроса является неверной, поскольку «КазРосГаз» - это фактически государственная компания. Наверняка генеральный менеджер ФФК не просто так затронул тему, касающуюся вотчины Боранбаева.
Впрочем, даже без этого понятно, что Айсултану в случае избрания президентом ФФК придется все время опровергать наличие интересов, связанных с любимым детищем его тестя. А потому КБ на словах всячески открещивается от участия в кампании по продвижению АН. Но на деле это получается не очень убедительно, и увиденное в «Достыке» лишний раз наводит на мысль о том, что клуб «Кайрат» имеет непосредственное отношение к происходящему.
Скажи мне, кто твой друг…
Еще одно уязвимое место АН – его команда, а точнее, главные действующие лица этой команды. Посмотрите на четверку, задавшую тон воскресному мероприятию. Михаил Гурман и Бауржан Сарсекенов уже давно имеют репутацию людей, которые с поразительной легкостью меняют свою позицию в зависимости от того, во власти они или в опале. А таких, как известно, мало кто уважает. Асхату Акылбекову автор этих строк два года назад посвятил отдельную главу в статье «Непотопляемые» - он руководил разными клубами, работал в ФФК, но, нигде, мягко говоря, не преуспел. Словом, «если хочешь завалить дело, поручи его Акылбекову». А можно ли доверять Куралбеку Ордабаеву, пребывание которого на посту президента федерации (1996-2000 годы) ассоциируется разве что только со скандальными историями? Вспомните хотя бы финальный матч на Кубок РК между «Елимаем» и «Мунайши», после которого обе команды в знак протеста против политики футбольного руководства страны отказались выходить на церемонию награждения.
Впрочем, мои собеседники из команды АН пытались доказать мне, что Гурман, собравшийся на коне вернуться в ФФК, – едва ли не лучший менеджер в истории отечественного футбола. В ответ я напомнил им, что Михаил Ильич – единственный, кто занимал ключевые руководящие должности в федерации при всех президентах, начиная с Заманбека Нуркадилова и кончая Адильбеком Джаксыбековым, а значит, он как никто другой несет ответственность за то, в каком состоянии оказался наш футбол. И всю сегодняшнюю критику, звучащую из его уст, он должен адресовать, прежде всего, самому себе. Или такой момент. В конце 2012-го Гурман как директор Профессиональной футбольной лиги грозился сделать ее самостоятельной структурой, которая будет независимо от ФФК проводить национальный чемпионат. В распоряжении Ильича были два года – до сентября 2014-го, когда он ушел с поста директора ПФЛ. Но за все это время лига никак не продвинулась в сторону повышения своего статуса. Кстати, будь сейчас ПФЛ самостоятельной, как это уже давно произошло в цивилизованных странах, вопрос о конфликте интересов не стоял бы столь остро.
И вот с такими персонажами Айсултан Назарбаев собирается поднимать казахстанский футбол?
От перемены мест…
Главный аргумент сторонников Айсултана сводится к тому, что уже одна только его фамилия является мощным ресурсом, который заставит многие структуры – государственные и частные – работать на благо футбола. Но тут невольно вспоминается время, когда федерацией руководил его отец (2000-2007 годы). Рахат Алиев располагал еще более значительными возможностями, связанными с семейными узами, государственной должностью, политическим влиянием, финансами и т.д. И какой след он оставил после себя в казахстанском футболе? Да, состоялся переход из Азиатской конфедерации в УЕФА. Но ведь во всем остальном ничего не изменилось, и с точки зрения организации футбольного хозяйства в 2007-м, к концу семилетнего правления Рахата, у нас продолжала сохраняться «азиатчина». Велась борьба с договорными матчами, с судейским беспределом? Нет, она началась лишь при Джаксыбекове, но вскоре была свернута. Открылись новые футбольные школы для детей, улучшилась инфраструктура «игры миллионов»? Тоже нет, и сейчас мы сетуем на острейший дефицит квалифицированных доморощенных игроков для национальной сборной и клубов, на нехватку полей, стадионов. А ведь то были «тучные» годы, когда нефть быстро дорожала, когда в стране появилось много «лишних» денег, которые можно было бы направить на эти цели, а не только на решение каких-то сиюминутных задач. И где гарантия, что Айсултану удастся сделать то, что не сумел или не захотел сделать его отец, обладавший куда более серьезными ресурсами? Кстати, нынешние события очень напоминают историю 15-летней давности, когда к власти в федерации пришел Рахат Алиев – об этом мы подробно писали в статье «Хроника дворцовых переворотов», опубликованной в Central Asia Monitor 23 марта 2011-го (см. http://old.camonitor.com/archives/833). И тогда тоже не обошлось без участия Михаила Ильича.
В общем, пока еще никто не смог привести убедительные аргументы в пользу того, что АН – именно та фигура, которая способна реформировать отечественный футбол. А вот определенные риски налицо. Отсутствие у Айсултана как управленческого, так и чисто житейского опыта могут использовать другие люди, которые за его спиной и под прикрытием его имени станут решать свои задачи – корыстные, карьерные и т.д. Разумеется, во вред общему делу. Тем более что с профессиональными, ответственными и честными кадрами в команде АН, как мы убедились, полный швах.
Единственное, в чем я согласен со своими оппонентами из команды АН, так это в том, что пора встряхнуть это болото под названием ФФК. Но вовсе не смена президента должна быть главной целью, а изменение принципов деятельности федерации, установление таких «правил игры», при которых широкая футбольная общественность (а ФФК является именно общественной организацией) получит возможность влиять на избрание ее руководящего состава, принимать участие в принятии важнейших решений, контролировать их выполнение. Все остальное – уже производное от этого. И именно такого реформатора, вне зависимости от того, какая у него фамилия и каков его политический «вес», заждался казахстанский футбол. В противном случае вместо одних временщиков в ФФК придут другие, которые тоже будут решать свои узкокорпоративные, личные задачи и точно так же, как нынешние функционеры федерации, с высокой колокольни плевать на мнение футбольного сообщества.