Таджикистан – единственное место, где таджики составляют относительно большинство. Это юго-восточная окраина Бухарского эмирата (Горная Бухара). Таджики населяли главным образом южную горную часть этой страны, а по всему Бухарскому эмирату таджики являлись абсолютном меньшинством, составляя лишь 12-20% всего населения ханства.
Один из первых российских разведчиков, давший более-менее подробное описание этнического состава населения Бухарского эмирата, был Е.Мейендорф, который путешествовал по Бухарскому эмирату в 1822 году. По его данным, узбеки в три раза превосходили таджиков по численности. В этом легко можно убедиться по этой ссылке, в которой французские авторы М.Луи Дебье и М.В.Волмонт книги "Tartarie, Afghanistan" (Vol.2.I), опубликованной еще в 1848 году, привели данные Мейендорфа, посвященные этническому составу населения Бухарского ханства:
http://s020.radikal.ru/i709/1509/de/6f917599b43d.jpg
Примерно такое же описание приводиться и в кратком очерке Бухарского ханства А. Галкина, опубликованном в 1890 году:
"…Население Бухарского ханства простирается до 2.000,000 душ обоего пола и всех возрастов....
.... По племенному составу население Бухарского ханства разделяется на две неравные части. Главную массу, до 85% всего населения, составляют народности тюркского племени, куда относятся: узбеки, туркмены, киргизы и другие, менее многочисленные народности. Узбеки разделяются на множество родов. Значительно меньшую часть всего населения Бухарского ханства, не более 12%, составляют народы иранского племени, главным образом таджики, живущие преимущественно в горных селениях Гиссарского края и Дарваза и в небольшом количестве в больших городах. Остальные 3% населения составляют евреи (около 1/2%), афганцы, персы, арабы, индусы, армяне и другие народности…".
В 20-е годы ХХ века Бухарский эмират был ликвидирован и на его территориях были созданы современные республики – Узбекистан и Таджикистан.
Даже в горной Бухарии (на территории современного Таджикистана), в горные районы которой узбеки загнали таджиков, население было неоднородным. О чем свидетельствуют данные этнического состава населения на момент образования Таджикской Автономной Республики (в составе Узбекской ССР). По данным на 1926 год, в Таджикской автономии проживало 827,1 тыс. человек. Из них узбеки 21,2%. В судьбоносном 1929 году Таджикистан вышел из состава Узбекской ССР и стал союзной республикой в рамках СССР. На протяжении 1937-1989 годов доля узбеков Таджикской ССР колебалась незначительно, оставаясь в пределах 21-23%. Последняя перепись в СССР проводилась 12 января 1989 года. По данным последней переписи в 1989 году, узбеков в Таджикистане официально было более 23 процента. Таким образом, во времена СССР практически каждый четвертый житель Таджикистана был узбеком.
С наступлением независимости заметно изменился национальный состав населения Таджикистана. Доля узбеков в этой стране резко уменьшилась, и к 2010 году составляет лишь 12% населения республики. Теперь на бумаге примерно каждый десятый гражданин Таджикистана является узбеком.
Изначально, в 1989 году, узбеков было 1 197 841 чел (23,5%), в 2000 году – 936 703 чел (15,3%) и, наконец, сокращено до 926 344 чел (12,2) в сентябре 2010 года.
Согласно итогам переписи населения РТ за 2010 год (Том 3), узбеки в период независимости Таджикистана сократились на 29,3%. Феномен непонятен при одинаковой рождаемости обеих национальностей. Причем узбеки массово не переселялись в Узбекистан, как, например, русские, которые в начале 90-ых – в период гражданской войны массовым образом эмигрировали в Россию (к примеру, в 1989 году 60 процентов населения Душанбе составляли русские, 25 – узбеки, таджиков было чуть больше 10 процентов).
Сами таджики ежегодно увеличивались на 5% и удвоились к сентябрю 2010 года. Согласно 3-го тому итогов, в 2010 году лица таджикской национальности увеличились по сравнению с 1989 годом в 2,1 раза. За 21 год более 2 раза, что является невообразимой фантастикой.
В 1989 году собственно таджиков было 3 172 420 чел, а в 2010 году их стало 6 373 834 чел. За 21 лет таджики увеличились на более чем 3 млн. чел. или 110%. Такого не было за весь исторический период ни у одного народа. Это рекорд среди всех стран СНГ и Балтии по темпам роста доли титульной нации. Доля в населении почти всех остальных этносов, кроме таджиков, в 1989-2000 годах упала. Рост наблюдался только у афганцев и цыган, а также у таджикоязычных арабов. Доля киргизов также не увеличилась за 20 лет и составляет 1% населения страны.
Из итоговых данных усматривается, что узбеки и другие коренные народы Таджикистана, неугодные таджикам, как будто бы поголовно стали "бесплодными" и постепенно вымирают. Наоборот, таджики за этот период (1989-2010 гг.) каким-то фантастическим образом увеличились более чем в 2 раза, даже без учета умерших.
Особенно неожиданна столь высокая доля титульного населения сейчас выглядит в связи с тем, что на протяжении 1937-1989 годов доля таджиков колебалась незначительно, оставаясь в пределах 53-62%. Только по переписи 1926 года доля таджиков в границах тогдашнего Таджикистана, который был меньше сегодняшнего (нынешние границы установлены лишь в 1930-х годах), составила 74,8%, в современных же границах Таджикистана в 1926 году жили 1026,8 тысячи человек, из них таджики составляли 67-68%.
Действительно, здесь имеют место явная фальсификация и масштабная приписка. Реальная доля титульной национальности немного ниже, чем показывают официальные переписи. Страна становится мононациональной за счет включения в состав таджиков частей других народов и в результате применения разных статистических уловок.
Один из таких приемов – это умышленное выделение некоторых узбекских родов из остальной узбекской массы. В таджикской статистике узбекские роды числятся как отдельные народы, чтобы слегка уменьшить процент узбеков. При этом таджикские журналисты пресмыкаются перед карлуками, лакайцами и другими, умоляя их не называть себя узбеками. Но на самом деле в Таджикистане нет узбеков, не относящихся к тому или иному роду, все либо кунграты, либо карлуки, либо лакайцы. Сами узбеки долго сопротивлялись против подобных провокаций таджикских политиканов. В бывшем Кекташе, ныне Рудакийский район, в 90-х действовало общественное движение "Лакай овози". Активисты движения выпускали газету "Лакай овози" и устраивали пикеты против попыток отделить их в статистике от узбеков и представить отдельной народностью. Об этом очень подробно написано в книге "Лакайлар" узбекского писателя, лакая по роду Набиджана Баки.
Это такой нехитрый трюк для уменьшения численности узбеков в статистике. Всего на всего несколько тыс. человек из узбеков указаны как отдельные народы. Поэтому это не отвечает на вопрос: Где рождаемость узбеков? Куда делись узбеки, родившиеся начиная с 1989 года? В 1989 году узбеков Таджикистана оказалось, как было отмечено, почти 1 млн. 200 тыс. чел или 23,5% населения республики. В 2010 году фальсификация снизила их численность до 926 тыс. чел. Даже с учетом указания в статистике части узбеков в качестве других, отдельных этносов, статистика Таджикистана начиная с независимости вовсе не замечает рождаемость узбеков. А это дает повод для размышления. Учитывая тот факт, что узбеки массово не переезжали на ПМЖ в другие страны и массово не стали бесплодными, нетрудно догадаться, что в настоящее время несколько сот тысяч узбеков Таджикистана по паспорту являются уже таджиками. Узбеки, которые составляли большинство в городах Хождент, Уратепе, Кургантепе, были переписаны в таджики, таким образом власти добились численного перевеса таджиков. Во всех больших городах – Хожденте, Уратепе, Кургантепе, Гиссаре, Регаре (нынешний Турсунзаде) до сих пор большинство составляют узбеки. Сейчас в столице Таджикистана вроде официально 85 процентов населения таджики. Это потому что СССР развалился, грянула война. Вооруженные автоматами таджики приехали в город и начали убивать русских и узбеков. Русские уехали, а узбекам пришлось там "косить" под таджиков, чтобы и их не убивали или не изгнали. Многие узбекские районы переименовали на таджикский лад, Куляб раньше был Лакай, Рудаки до сих пор в народе Кекташ, Регар до сих пор в народе Булунгур, Нурек до сих пор в народе Лакайтау. Президент страны Эмомали Рахмон ездил по всем селам и изменял узбекские названия на таджикские. Табошар, Джиргаталь, Каратегин, Кургантепе – все эти названия после его визита изменяют на таджикские, мол, таджикская земля. Вот так Лакай превратился в Куляб, Уратепе в Истравшан...
Боюсь, очень скоро узбеки вовсе могут исчезнуть из статистики. Так как каждый год статистика понижает их численность, постепенно сокращаются узбекские школы и закрываются узбекские курсы в университетах республики. В советское время в Таджикистане было около 150 узбекских школ, сейчас закрыта половина. Запрещаются даже песни и кинофильмы на узбекском языке. Факты притеснения узбеков в Таджикистане широко освещаются в Интернете.
Не только узбеков постигла такая участь. Во всех советских переписях, как и в первой переписи независимого Таджикистана, в число таджиков искусственно включали ряд памирских народностей, которые до сих пор сохраняют самостоятельное этническое самосознание. Так, во время переписи 1989 года в качестве родного языка указали шугнанский - 64,8 тысячи человек, рушанский - 13,2 тысячи, ваханский - 11,9 тысячи, бартангский - 5,5 тысячи, язгулемский - 3,3 тысячи, хуфский - 1,5 тысячи и ишкашимский - 0,8 тысячи человек. Итого – 101тысяча человек указала в качестве родного языки памирских народов. Кроме того, в Таджикистане жили и искусственно причисляемые к таджикам ягнобцы, на языке которых говорили до 4 тысяч человек. Они были выделены в отдельную национальную группу переписью 1926 года, которая учла в Таджикистане 1829 ягнобцев и 1828 говорящих на ягнобском языке. То есть в 1989 году почти три четверти "таджиков" Горного Бадахшана были на самом деле представителями памирских народов.
Получается, в Таджикистане применяются двойные стандарты. Узбеков рубят на племена и роды, а в состав таджиков включают памирские народы и ягнобцы, чтобы увеличить численность титульного народа и сократить долю узбеков в статистике.
Можно кратко разъяснить причины столь масштабной фальсификации и узбекофобии, имеющие место в Таджикистане после распада СССР. Любому малому разобщенному народу нужен общий враг для национальной консолидации, для того, чтобы не перебить друг друга во время гражданской войны. Кстати, та война является ярким подтверждением неполноценности таджикской нации – искусственное сборище различных родов (кулябцы, памирцы, гармцы и т.п.). И Эмомали Рахмоном в разгар войны подготовлен враг в лице узбеков и Узбекистана, якобы мешающего процветанию таджикского народа. Это чем-то напоминало события, происходившие в Германии в прошлом веке. Гитлер на волне национал-социализма, обвиняя во всех бедах евреев пришел к власти во время упадочной экономики после 1-ой мировой. Так и для наших "арийцев" Э. Рахмоном в качестве общего врага всех таджиков были выбраны узбеки и Узбекистан. Предполагалось, что такой "враг" может объединить враждующих между собой таджиков и усилить их националистические настроения.
Политика исключительности таджиков продолжается на государственном уровне вот уже более двадцати лет. В результате появилась куча никому не нужных "специалистов" – историков, филологов, юристов и т.п. Теперь они пытаются доказать, что не зря учились. Поэтому не надо удивляться разного рода заявлениям таджиков относительно узбеков. Они русских уже выгнали, ликвидировали национальную автономию памирцев, ассимилируют узбеков, и еще хватает наглости учить других как жить.
nurali мингбаев