В Таджикистане ускорился процесс дерусификации фамилий. Как и следовало ожидать, в первых рядах высокопоставленные чиновники. Представители социальных низов не торопятся менять свои личные данные.
В чем же дело? Очевидно, мы имеем дело еще с одним из зримых признаков растущей с каждым годом пропасти между так называемым простым народом и так называемыми сильными мира сего в рассматриваемой нами стране. К чему это приведет?
Напомним, что первым (речь идет о независимом периоде развития республики) поменял свою фамилию, вернее, избавился от русского суффикса в нем, президент Эмомали Рахмон. Это было в середине 2000-х годов. Много воды с той поры утекло в Вахше…
Примеру высшего должностного лица в стране последовали немногие. В первую очередь те, кто входил и входит в верхний эшелон власти Таджикистана. Генеральный прокурор Таджикистана Шерхон Салимзода отметил: "Наличие в стране молодых людей с русифицированными фамилиями и именами, нетерпимо. Такое положение дел свидетельствует о низком уровне национального и патриотического воспитания молодого поколения. Это является следствием слабой работы в области образования".
За последние три года в государственном коммерческом институте, по данным прокуратуры, на "русские" фамилии перешли 177 студентов, в педагогическом университете - 113, в Медицинском университете - 223. Вместе с тем, фамилии с русского на таджикский лад в этих ВУЗах за тот же период поменяли лишь несколько человек.
Очевидно, эти факты не противоречат вышеприведенному наблюдению о продолжающемся разделении таджикского общества на две части, далеко не равнозначные. Естественно, к меньшей части относятся представители зажиточных слоев, которых в Таджикистане, как и в любой другой развивающейся стране, не может быть много. Их теперь, как уже отмечалось выше, можно безошибочно определять по фамилии, избавленной от русского суффикса.
Другой важный уточняющий момент. Большинство студентов готовит себя к роли гастарбайтеров в России. Другого применения своим талантам при уровне безработицы в 38 процентов и желании высокопоставленных родителей отдельных студентов видеть своих чад не менее успешными, чем они, не видно. В этом аспекте предпочтительнее иметь традиционные для русского слуха фамилии и имя, нежели чем требуемые режимом Эмомали Рахмона.
Только в 2013 году на заработки из Таджикистана, по данным местной миграционной службы, выехало около 800 тысяч человек, естественно, по абсолютно большей части в Россию. Они то и поддерживают на плаву тонущую социально-экономическую систему Таджикистана. Речь идет о переводах на несчастную Родину, сопоставимую по сумме почти с половиной ее валового внутреннего продукта.
Ходжи Нидоев,centrasia.ru