12-07-2013, 02:55

Вещь в себе

Общественный Фонд 

 "Центр социальных и по

литических исследований "Стратегия" при поддержке Фонда Эберта в Казахстане провел контент-анализ казахскоязычных интернет-ресурсов общественно-политической направленности. Результаты этого исследования были презентованы 9 июля 2013 года в Алматы.

Думается, что такое исследование было востребовано давно, и очень замечательно, что пусть и с некоторым опозданием, но оно все же было проведено. Необходимость в таком исследовании объясняется несколькими причинами.

Во-первых, в Казахстане с самого начала независимости возникли и существуют два параллельных информационных мира - русскоязычный и казахскоязычный, которые практически никогда не пересекаются. Во-вторых, если быть честными до конца, мало того, что они не пересекаются, никто даже не предпринимает попыток к этому. Несмотря на то, что существуют они в рамках единого государства, но зато далеко не однородного общества. Под неоднородностью мы подразумеваем прежде всего разность понимания и оценок окружающей нас социально-экономической и общественно-политической действительности. Понятно, что такое положение вещей не может считаться рацио­наль­ным с любой точки зрения.

Кстати, именно с такого же тезиса начала презентацию руководитель ОФ "ЦСПИ "Стратегия" Гульмира Илеуова, когда акцентировала внимание присутствующих на том, что в условиях сложившегося в стране двуязычия ощущается явный недостаток во взаимодействии казахско­язычной и русскоязычной сфер коммуникации. И указала, что становится стереотипным мнение о существовании в стране двух параллельных миров, разделенных по языковому признаку.

Поэтому любая попытка понять и осмыслить философию своих же сограждан, пишущих и читающих на казахском языке, может только приветствоваться. Понятно, что данная формула вряд ли приведет в восторг кое-кого из числа национал-популистов, но, как бы то ни было, таково пока существующее положение вещей. Примерно с такими мыслями мы шли на презентацию. И надо сказать, что мы не обманулись в своих ожиданиях. Несомненно, про­делан большой и кропотливый труд, который впервые за многие годы параллельного суще­ство­вания двух информационных миров дает неказахскоязычной аудитории возможность получить развернутое представление о том, как конструируется социальная и политическая реальность в казахских интернет-СМИ.

Активное проникновение интернет-технологий во все сферы жизни общества не могло не отразиться и на казахскоязычном пространстве. Согласно приведенным данным, если в 2009 году доля казахскоязычных сайтов составляла всего 3% от всего Казнета, то сейчас этот показатель превысил 13%. (В количественном выражении это более 6 тысяч доменных имен).

Каковы же особенности столь бурно развивающегося сегмента отечественного интернет-пространства? Во-первых, казахскоязычные сайты представляют мнение и имеют ориентацию чаще на образованную казах­скоязычную молодежь. Журналистский пул сегодняшних казахскоязычных интернет-изданий представлен в основном молодыми людьми, получившими образование уже в годы независимости и, соответственно, представляющими новое поколение казахстанцев. Своей работой они уже внесли новые веяния в казахскую журналистику, обогатив ее как в стилистическом, так и в жанровом отношениях (уже появились свои популярные авторы среди молодых журналистов).

Во-вторых, казахско­язычные сайты стали публичной площадкой для так называемых национал-патриотов - представителей культурной и творческой интеллигенции, объединенных вокруг "казахской идеи". Конечно, пока рано говорить о казахских националистах как о самостоятельном политическом течении, но есть все основания полагать, что, выступая и публикуясь на страницах интернет-сайтов, они формируют основу для будущей политической платформы национального/националистического движения в Казахстане.

В-третьих, казахско­язычные сайты предо­ставили возможность для обмена мнений по самым актуальным вопросам развития страны. Даже поверхностный обзор комментариев дает богатое представление об умонастроениях, царящих в казахской интеллектуальной среде.

Таким образом, вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют, что казахскоязычный сегмент Интернета развивается достаточно уверенно.

Контент-анализ был проведен на базе материа­лов 10 сайтов общест­венно-политической направленности, для отбора которых использовались следующие критерии: масштаб сайта, его история, формат, стабильное функционирование и популярность.

Едва ли в рамках газетного обзора можно будет отразить весь сделанный контент-анализ, поэтому, учитывая, что полностью материалы исследования уже опубликованы в Интернете, мы ограничимся тезисным изложением некоторых ключевых, на наш взгляд, моментов.

Казахскоязычный се­г­­­мент Интернета на сегодняшний день находится на стадии активного роста, ярким свидетельством чего выступает заметное увеличение в сети сайтов общественно-политической направленности на государственном языке. Согласно подсчетам исследователей, в 2009 году в Интернете действовало всего 6 таких сайтов. Это abai.kz, egemen.kz, jasqazaq.kz, qazaquni.kz, turkystan.kz, zamandas.kz. (Только 2 сайта из этого списка на тот момент являлись чисто интернет-проектами, оставшиеся 4 были электронными версиями печатных изданий). Но уже через год количество сайтов выросло в 2 раза, и в последующие периоды наблюдался значительный прирост аналогичных изданий в Интернете.

Важнейшей тенденцией последних лет в рассматриваемом сегменте стало увеличение изданий, публикующихся только в электронном виде. На сегодняшний день 68% (или 17) из функционирующих 25 сайтов являются интернет-изданиями. Показательно, что с 2010 года их число выросло более чем в 3 раза.

Согласно подсчетам, 10 (или 40%) из 25 сайтов, ныне действующих на рынке интернет-изданий, мо­ж­­но назвать "долгожителями". Они имеют историю от 3-х лет и выше. От 2 до 3-х лет существуют на рынке 4 сайта (16%), от 1 до 2-х лет - 5 сайтов (20%), и менее 1 года - 6 сайтов (24%).

Любопытный момент: анализ сайтов показал, что 44% (11) изданий на своих страницах не указывают информацию о местонахождении своей редакции. Редакция 32% находится в г.Алматы. В Астане базируются 16% сайтов. В целом выявлено слабое стремление сайтов к освещению своих контактных данных. К примеру, половина из всех сайтов, подвергнутых анализу, не сообщает, кто является редактором издания. Данное обстоятельство представляется особенно важным в контексте понимания некоторых аспектов редакционной политики таких изданий и, как нам кажется, является своеобразной иллюстрацией специфики отечественного сайтостроительства.

Другое немаловажное обстоятельство заключается в том, что серьезную роль в расширении сегмента казахскоязычного Интернета играет государственная политика по развитию интернет-журналистики. По сло­вам вице-министра ку­льтуры и информации РК Армана Кырыкбаева, в 2012 году при поддержке государства было создано более 200 интернет-сайтов, подавляющее большинство которых является казахскоязычными. В текущем году, по словам чиновника, планируется открыть еще 450 сайтов и выделить 110 млн тенге на развитие интернет-ресурсов в целом.

Теперь о проблемных аспектах развивающегося казахскоязычного Интернета. Ключевые: слабое развитие казахской интернет-журналистики, нехватка качественного и оригинального контента, слабая дизайнерская и техническая составляющая сайтов, низкая коммерциализация их деятельности, отсутствие интереса со стороны рекламодателей; необходимость перехода на латиницу для привлечения аудитории из других стран, низкая культура ведения полемики в комментариях.

Еще одна проблема, о которой не любят говорить редакторы казахских сайтов, заключается в низких рейтингах сайтов общественно-политической направленности на фоне русскоязычных изданий аналогичного типа. По данным казахстанского сервиса интернет-стати­стики­ ze­ro.kz, на сегодняшний день (по состоянию на 15 июня 2013 года) самым популярным интернет-изданием на казахском языке, специализирующемся на общественно-политической тематике, является ult.kz, который находится на 100-м месте общего рейтинга (3500 пользователей в сутки). Для сравнения: популярный русскоязычный общественно-политический сайт zo­nakz.net собирает аудиторию в 4 раза больше - 14 тыс. пользователей в сутки - и находится на 39 месте. Как говорится, все познается в сравнении.

Хотя сами авторы исследования объясняют все это достаточно прозаично. Во-первых, среди пользователей Интернета существенно преобладают городские жители, которые в своем большинстве являются русскоязычными.

Во-вторых, казахско­язычная аудитория Интернета представлена в основном молодежными группами, которые мало интересуются общественно-политической тематикой.

В-третьих, так сложилось, что общественная и политическая элита страны, выступающая основными потребителями общественно-политической информации, предпочитает получать информацию на русском языке, что само собой делает русскоязычные СМИ более конкурентоспособными.

Далее следует не совсем позитивный вывод: несмотря на количественное увеличение казахскоязычных сайтов, нерешенной остается главная проблема - завое­вание аудитории и превращение интернет-изданий в один из основных источников политической информации. Пока особых успехов в этом направлении не наблюда­ется.

Более того, как отмечают исследователи, для поддержания своих рейтингов или видимости своей успешности некоторые авторы казахско­язычных сайтов идут на разного рода ухищрения: создают искусственную посещаемость ("подкручивают счетчики") или сами пишут комментарии к текстам. Хотя справедливости ради можно было бы отметить, что вряд ли в этом плане казахско­язычные интернет-издатели изобрели велосипед. Все это уже давно пройденный этап. Просто тем, кто идет не первым, приходится использовать даже такой опыт предшественников. Не то чтобы это оправдывает кого-то, но с точки зрения формальной логики это почти что неизбежно. Нечто вроде болезни роста.

Теперь об основных выводах исследования:

1. На сегодняшний день казахскоязычные сайты общественно-политической направленности находятся на стадии активного роста. Увеличивается их количество и одновременно происходит сегментация поля в зависимости от технических и содержательных характеристик. Есть крупные и маленькие, часто обновляемые и редко обновляемые, популярные и непопулярные сайты. По содержанию можно выделить сайты провласт­ного, нейтрального и оппозиционного характера. Серьезным фактором дифференциации сайтов выступает наличие и отсутствие печатной версии.

2. Главными препятствиями для развития казахскоязычных интернет-СМИ остаются ограниченность аудитории и слабая ресурсная база. В борьбе за показатели и рекламодателей многие сайты вынуждены подкручивать счетчики и соз­давать видимость высокого рейтинга. Серьезных вложений в данный интернет-сегмент никто делать не хочет, а бизнесу он остается неинтересным из-за низких рейтингов. В этих условиях многие сайты работают на энтузиазме, из-за чего, в конечном счете, страдает контент и технические характеристики интернет-ресурсов.

3. Перепост из других источников составляет около 1/5 части всего контента интернет-сайтов общественно-политической направленности. В контенте чисто интернет-изданий этот показатель заметно выше: около 25%. При этом достаточно низкой является доля перепоста из русскоязычных изданий, публикуемых с переводом (0,6%). Больше распрост­ранена практика, когда материал из русскоязычных СМИ публикуется напрямую без перевода.

4. Сайты печатных газет хоть и существуют в сети гораздо дольше, чем обычные интернет-издания, но по уровню популярности они заметно уступают последним. Как показывает анализ, сайты печатных газет в среднем просматриваются в 2 раза реже, чем интернет-газеты. Взаимодействие с аудиторией (через комментирование) на страницах интернет-изданий также происходит гораздо чаще.

5. Репортажи и научные публикации просматриваются аудиторией чаще, чем другие журналистские жанры. При этом сопровождение материала фотографией или рисунком значительно повышает интерес читателей.

6. Среди тематических направлений наибольшим спросом у читателей пользуются историческая, религиозная и внутриполитическая тематики. В наименьшей степени казахскую аудиторию интересуют публикации по экономическим и международным вопросам.

7. Сами сайты чаще всего публикуют материалы по внутриполитической и социальной тематике. Во внутриполитической сфере в 2012 году внимание авторов в большей степени привлекли такие темы, как политические партии, выборы и жанаозенские события с последующим судом над участниками беспорядков. В социальной сфере самыми часто освещаемыми темами стали преступность, здравоохранение и образование.

А напоследок несколько замечаний субъе­к­­­ти­в­ного характера. Во-первых, было по меньшей мере странно наблюдать полное отсутствие на презентации представителей "объектов" исследования. На наш взгляд, это лишний раз характеризует некоторые специфические "особенности" казахскоязычных СМИ. Казалось бы, вам чуть ли не делают бесплатную рекламу. Когда, как не сейчас, можно было бы использовать такой момент? Ан нет. Ну что тут скажешь?..

Во-вторых, состоялось очень активное и заинтересованное обсуждение результатов исследования. Не все было признано бесспорным, но не это главное. Гораздо важнее признание того, что отечественная социология совершила прорыв на важном направлении. И дай бог, чтобы за этим первым шагом последовали другие. Хотя при таком, мягко говоря, не самом деликатном отношении к их труду требовать от них продолжения было бы по меньшей мере нелогично.

Тем не менее, памятуя о мудрости, гласящей, что дорогу может осилить только идущий, будем надеяться, что начатая работа получит дальнейшее плодотворное продолжение. Потому что это очень важно для процессов консолидации нашего далеко не однородного общества. И очень хотелось бы, чтобы, оценивая его перспективы, большая часть казахстанских СМИ - и казах­скоязычных, и русскоязычных - смотрела в одном направлении.

Кенже ТАТИЛЯ

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии