Как мне представляется, ядром национальной идеи может быть формирование гражданской нации в Казахстане. Гражданское общество является оптимальной формой социального структурирования пространства свободного личностного развития, институционального утверждения идей гуманизма, неотчуждаемых прав и свобод человека. Но оно не может сформироваться и полноценно функционировать в условиях, когда общество разделено по этническим границам. Именно признание за каждым членом общества принадлежности к гражданской нации формирует у всех граждан страны независимо от их национальной принадлежности чувство единения, солидарности, общей Родины, сопричастность и ответственность за ее судьбу.
При этом мы вовсе не говорим о полном отвержении культурной отличительности. В мире есть много государств, которые успешно вошли в цивилизованное мировое сообщество, не отрицая ее. Но исходной точкой и вместе с тем целеопределением этого пути являются гражданские права и свободы человека, культивирование гражданского самосознания, ориентация личности любой этнической принадлежности на иерархию общих ценностей, а не консолидация на базе той или иной модели суммирования частичных этнических идентичностей.
Успешное построение казахстанской нации возможно на признании всеми гражданами страны приоритета гражданской идентичности над всеми остальными - национальной, религиозной, гендерной (половой), социально-ролевой и многими другими. Пока же казахстанское общество находится если не в начале, то на полпути к этому. Наши исследования и социологические опросы показывают, что для всех этнических групп в Казахстане гражданская идентичность еще не стала первичной. Хотя, например, для значительной части русских респондентов она оказывается более существенной, чем национальная (этнокультурная) или конфессионально-религиозная идентичность.
Предпосылки к формированию казахстанской нации имеются, и одной из них является вполне дружественный, толерантный характер отношений между этническими общностями, населяющими страну. Все этнические группы в наших опросах указывают на то, что межнациональные отношения по месту жительства являются благоприятными или в основном благоприятными.
Тем не менее только этого недостаточно для формирования единой казахстанской нации. В отечественных СМИ чуть ли не ежедневно появляется новая информация о нарушении закона со стороны чиновников. А ведь именно это и бюрократический произвол являются одним из важнейших факторов, влияющих на радикализацию общественного сознания. Так считают практически все эксперты. Государство должно осуществлять на деле принцип равенства всех граждан перед законом, независимо от их социального и какого-либо другого статуса. Нужно, чтобы люди верили в свою защищенность со стороны органов власти. Для этого необходимо доверие населения к институтам власти. А оно возникает только тогда, когда власть олицетворяет господство закона и неотвратимость наказания для тех, кто его нарушает. Непрофессионализм различных звеньев управленческой верти-кали приводит к жесткой деформации общественного сознания, в том числе и национального самосознания. Для формирования гражданской нации на самом деле требуется одно строгое правило - соблюдение прав человека, гарантированных Конституцией.
Заметим, что разного рода противоречия между этническими группами имеются в любом государстве. В различных регионах Казахстана - Шилике, Казаткоме, Тенгизе, Маятасе - имели место конфликты между казахами и уйгурами, чеченцами, турками, курдами. Поводом для них послужили хулиганские либо криминальные действия отдельных лиц. Большинство населения видит в каждом конфликте свои специфические причины, и кон-фликты на межнациональной почве не признаются главными причинами произошедших событий. Отсутствие в конфликтных зонах диалога местной власти и этнических групп всегда порождает недопонимание между ними.
Обратим внимание и на то, что если положение простых людей всех этнических групп в городах примерно одинаково, то материальное положение в сельской местности, где проживает большинство представителей коренного этноса, значительно ниже. И в этом состоит большая угроза стабильности и миру в казахстанском обществе. В свое время российский академик В.Тишков, известный специалист в области исследований межэтнических отношений, говорил, что толпы насильников выходят из коммунальных квартир и бараков, но если у них будут пастись собственные овцы на собственном лугу и расти сад на собственной земле, то они крепко задумаются, прежде чем пойдут жечь чужие дома, рушить мосты и дороги. Эту позицию я всецело разделяю.
Положение сельчан действительно требует срочного вмешательства самых высоких инстанций, тем более что отсутствие доступа к качественным медицинским услугам, образованию, культурному досугу, а главное - безработица будут только способствовать увеличению критической массы мигрантов в городах, создавая все новые очаги напряженности.
Проблемы переселенцев, прибывающих из сел в города (среди которых тоже преобладают представители коренного этноса и репатрианты - этнические казахи) по линии внутриреспубликанской миграции, многочисленны и очень сложны для решения. Далеко не все переселенцы находят решение своих проблем в городах. Снос незаконно построенных мигрантами жилищ, проводившийся в пригородах Алматы, показал, что оказавшиеся в сложной ситуации люди способны на отчаянные поступки. Поселившись на окраинах города, в дачных массивах, неблагоустроенных поселках, заброшенных домах или общежитиях, не имеющие постоянной работы и стабильного дохода, отчаявшиеся переселенцы образуют островки нестабильности, которые могут при определенных условиях взорвать общественное спокойствие. Властям не удастся решить проблемы мигрантов, избрав для этого силовой метод. Видимо, корень решения проблемы лежит глубже - в коррекции аграрной политики, ибо нерешенные в селе проблемы будут гнать так называемых "самозанятых" в города, создавая новые резервации, новые очаги напряженности.
На мой взгляд, спорной является абсолютизация тезиса о том, что казахи несут основную ответственность за сохранение мира и стабильности в казахстанском обществе. Если "Казахстан - наш общий дом", то почему в этом общем доме только одна часть общества должна отвечать за мир и спокойствие? Разве не все жители дома должны нести ответст-венность за сохранение в нем общего имущества, в данном случае - цивилизованных норм общежития?
Большую роль в этом процессе играет деятельность Ассамблеи народа Казахстана. Но на мой взгляд, при всей позитивной роли АНК в казахстанском обществе в силу определенных причин она использует далеко не все свои возможности. Нужна более активная пропаганда ее практических достижений, привлечение к ее деятельности молодежи, начиная со школьного возраста - ведь у нас нет таких массовых молодежных организаций, которые бы объединяли подрастающее поколение и формировали (как бы скептически к этому ни относились некоторые общественные деятели и политики) единую социально-политическую и культурную общность - казахстанский народ.
Ассамблее необходимы преференции по нейтрализации негативных трендов, от которых невозможно уйти с помощью только торжественных собраний и конференций. Она может стать инструментом моделирования политических процессов в условиях, когда слабо развиты механизмы правового обеспечения реализации интересов различных социальных групп; нет базовых, естественных для демократических стран форм самовыражения и реализации своих прав, в том числе гражданских - местного самоуправления; слаба социальная база партий и т.д. Ассамблея должна пересмотреть свой стиль работы с населением, на которое сейчас можно легко воздействовать через социальные сети.
Гражданская нация у нас в стране формируется в крайне сложных условиях. С одной сто-роны, государство поддерживает различные инициативы социальных институтов и групп, с другой стороны - демонстрирует неготовность работать с населением на диалоговых площадках. Необходимо развитие многообразных структур и институтов гражданского общества и налаживание четкого механизма их связи с системой государственного управления. Важнейшим звеном этого механизма являются лидеры массовых общественно-политических движений, гражданских инициатив и т.д., конструктивно сотрудничающие с официальными органами власти.
Сами же институты политической власти должны формироваться по единым, прозрачным, всем понятным демократическим правилам. Номенклатурный принцип подбора и расстановки кадров, разъедающее действие неформальных сетей, сохранение патронажно-клиентских отношений ставят барьеры, зачастую непреодолимые, для прихода во власть управленцев нового типа, способных эффективно решать сложнейшие задачи управления обществом в условиях его динамичного, во многом непредсказуемого развития.
Одна из актуальнейших задач, стоящих перед властью, состоит в том, чтобы разработать систему мер по формированию у населения республики современной культуры "квалифицированной гражданственности", предполагающей приобретение человеком статуса гражданина, ответственного за свои решения и принимающего активное участие в разработке и принятии коллективных решений.
Представляется, что на сегодняшнем этапе развития казахстанского общества именно радикальная трансформация гражданского правосознания становится способом, посредством которого духовно-мировоззренческие основания социальности смогут оказать решающее воздействие на демократизацию политической системы и консолидацию всех здоровых сил государства в единую гражданскую нацию. При этом условии возможно развитие выработанных современной цивилизацией демократических государственно-политических, правовых институтов и форм самоуправления без утери национально-культурной идентичности.
Совершенно очевидно, что чем более развитым и зрелым будет в Казахстане гражданское общество и, наконец, чем быстрее будет сформирована единая казахстанская нация, тем быстрее само общество сможет на уровне локальных общин регулировать противоречия, которые возникают в ходе общественного развития. На современном этапе развития стра-ны политика возрождения подлинной гражданственности, укоренения в человеке духовности, достоинства (в т.ч. и национального), его значимости для общества и ответственности перед обществом наиболее точно выражает сущностное содержание национальной идеи, способной объединить полиэтническое население Казахстана в целостный социальный организм - нацию, единую в своем многообразии.
Валентина
Курганская,
главный научный сотрудник Института философии и политологии КН МОН РК, доктор философских наук, профессор