В рамках процесса дальнейшего совершенствования системы государственного управления недавно в Казахстане произошло переименование бывшего Министерства по делам религий и гражданского общества (МДРиГО). Отныне оно будет называться Министерством общественного развития РК.
Кроме того, указом президента страны новому госоргану переданы от Министерства культуры и спорта РК функции и полномочия, касающиеся реализации государственной политики в сфере общественного согласия. В этих целях правительству поручено обеспечить перераспределение штатной численности вышеуказанных государственных органов и принять другие
меры по переформатированию полномочий этих министерств.
Как известно, МДРиГО было создано относительно недавно – осенью 2016 года. В его непосредственные функции входили вопросы, касающиеся взаимодействия государства с религиозными объединениями, с гражданским сектором, а также реализация молодежной политики.
Министром назначен Дархан Калетаев, который принадлежит к генерации управленцев нового типа и аккумулировал достаточно большой опыт политической и управленческой работы.
Обращает на себя внимание один важный и принципиальный момент, связанный с переименованием министерства, что может восприниматься как новый акцент во взаимоотношениях государства и общества, власти и граждан.
Можно предположить, что такой шаг был продиктован несколькими причинами. Во-первых, видимо, пришло понимание необходимости более глубокой систематизации государственных подходов к проблемным моментам, начинающих себя проявлять в сфере общественных отношений. Во-вторых, требуется углубить работу по дальнейшему развитию светских принципов государственного устройства. Вкупе все это должно способствовать стабилизации всей внутриполитической обстановки в целом.
Кроме того, можно предположить, что этот шаг будет способствовать координации работы центральных и региональных органов исполнительной власти с институтами гражданского общества с целью улучшения работы в этом направлении. Также ставится задача выработать соответствующую современным требованиям модель государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений с учетом специфики исторической и культурной эволюции казахстанского социума.
Это особенно важно, учитывая наблюдаемые тренды, свидетельствующие о том, что в стране все сильнее проявляется своеобразная мозаичность общественных настроений. И если не реагировать на них вовремя, то постепенно они могут трансформироваться в не совсем привычные формы общественного поведения, когда отдельные граждане отказываются от исполнения конституционных и гражданских обязанностей перед обществом. А это, в свою очередь, может способствовать росту правового нигилизма, неуважения к государственным символам, культурному наследию казахского традиционного общества, общечеловеческим нормам этики и поведения.
На опасность подобных тенденций не раз указывал президент страны Нурсултан Назарбаев. В частности, он отмечал: «Государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма. Особую озабоченность вызывает угроза так называемого религиозного экстремизма. Экстремизм и терроризм в Казахстане имеют не идейную, а криминальную основу. За псевдорелигиозной риторикой скрывается преступная деятельность, подрывающая основы общества. Это атака на мир и стабильность в нашей стране. Это испытание на прочность нашей государственности и гражданской зрелости». В Стратегии «Казахстан – 2050» особо подчеркнуто, что «светский характер нашего государства – это важное условие успешного развития Казахстана».
Гражданское общество – общество, где главным действующим лицом и субъектом происходящих в нем процессов и отношений выступает человек со всей системой его потребностей интересов, и ценностей.
Это понятие также обозначает всю совокупность существующих независимо от государства и его органов общественных отношений: политических, экономических, культурных, национальных, религиозных, семейных и других, отображает многообразие частных интересов.
Граждане демократического государства пользуются правом индивидуальной свободы, но в то же время, они вместе с другими государственными институтами разделяют ответственность за построение будущего.
Гражданское общество достигает высокого уровня развития только в условиях демократической политической системы, где отношения между властью и гражданским обществом строятся на основе публичного соглашения. Демократические процедуры в гражданском обществе основываются на публичном праве оценивать качество деятельности власти и на механизмах влияния на власть в интересах общества.
Задача гражданского общества – быть посредником между индивидуумом и государством.
Целью гражданского общества является защита интересов каждого члена
общества, представление его интересов перед лицом власти и общества, общественный контроль за деятельностью власти и формирование внутренней и внешней политики этого общества.
Но всё же, в Казахстане существует проблема, которая заключается в том, что большая часть общества пассивна и не проявляет большого желания участвовать в организации НПО, что, конечно же, сказывается как на развитии гражданского общества, так и в целом общественной жизни страны.
Как мы видим, государство выделяет значительное количество бюджетных средств на развитие институтов гражданского общества. Но действительное развитие происходит только в больших городах, где засело большинство неправительственных организаций (НПО) нашей страны.
Так мы видим одну из проблем – большинство НПО располагаются и действуют преимущественно в крупных городах. Это ведет к тому, что некоторая часть населения, проживающая в периферии, практически не участвует в становлении гражданского общества нашей страны и не проявляет общественной активности.
Причиной этому и одновременно другой проблемой является низкий уровень правосознания в периферийных регионах. Большинство населения просто не оповещены в достаточной мере про НПО или просто не обращают на них внимания, а ведь они – главный фактор существования таких институтов гражданского общества.
Ещё одной проблемой является отсутствие у НПО качественных человеческих ресурсов.
Большинство НПО создавались благодаря плану мероприятий государства для развития гражданского общества, но позже интерес к НПО отпал среди самих работников, и это привело к тому, что большинство НПО существуют просто формально, и не имеют никаких возможностей участвовать в жизни общества, а существуют только в основном за счёт конференций и СМИ.
Всё это показывает, что в этом направлении требуются усилия на другом качественном уровне. И, судя по всему, одним из свидетельств таких новых подходов и станет реструктуризация работы и создание нового министерства общественного развития.
Можно предположить, что именно оно будет занято разработкой новой концепции, которая будет направлена на поиск путей более эффективного развития гражданского общества. И тут возможны самые различные пути решения накопившихся проблем. К примеру, можно будет наращивать усилия, используя СМИ и отдельно исполнительные органы, побуждая НПО к проведению бесплатных курсов для населения по увеличению правовой грамотности. Это приведёт ко всеобщему развитию правового сознания населения, а также к укреплению гражданского общества.
Еще одно направление – более широкая агитация и реклама НПО и идей гражданского общества в СМИ. Правительство должно издавать социальные заказы для НПО, которые побуждали бы участвовать их в массовой агитации. Это делается с целью привлечения большего количества граждан в общественные объединения и НПО, что существенно скажется на их развитии и увеличит роль этих обьединений в жизни общества.
Необходимо стимулировать объединение усилий различных мелких НПО в единый план работы по установлению гражданского общества как в центральных, так и в периферийных регионах нашей страны.
Также государство может побуждать НПО активизировать свою работу через социальные заказы и агитацию. Это, в свою очередь, приведёт к образованию сильных общественных объединений, которые будут представлять интересы широких масс населения. Все эти пути решения так или иначе связаны с ролью средств массовой информации в жизни общества.
Реализации этих задач приведет к окончательному соединению населения и институтов гражданского общества, которые представляют НПО. В стране таким образом будет сделан заметный шаг в сторону развития правового и демократического государства.
Общественный прогресс, демократическое развитие, экономический подъем возможны при активном участии граждан во всех важных сферах жизнедеятельности общества.
Доверие и уважение к власти со стороны общества являются прочным фундаментом социального мира и согласия, политической стабильности и, следовательно, дальнейшего устойчивого развития независимого Казахстана.