На днях Тохтар Аубакиров сделал заявление. Неожиданное, нелогичное и оттого неоднозначно воспринятое. Многим очень хотелось бы понять, почему он пошел на такой шаг. Мы тоже попробуем по-своему это сделать.
Большой человек попал в беду. Он большой во всех смыслах. Это видно даже сейчас, когда его поставили в не совсем удобную ситуацию. Говорят, все случилось из-за того, что его сын попал в не очень благовидную финансовую историю. Но, даже несмотря на это обстоятельство, Тохтар все равно остается большим. В отличие от копошащихся вокруг него пигмеев.
Одни, из числа его бывших соратников, сейчас его гневно обличают. И некоторым из них кажется, что делают это они с большим достоинством. В том смысле, что они никогда не изменяют своим принципам. Хотя на самом деле эти их принципы никому, кроме них самих, и не нужны. И иногда они с легкостью готовы ими поступиться, если, конечно, за это предложат хорошую цену. Когда такое случается, они с радостью продадут даже самый раскрученный принцип.
Другие, из той же когорты соратников, делают многозначительные заявления. Дескать, понимаем, каждый имеет право на тот выбор, на который решился. Вроде бы правильные слова, а вот настоящего сочувствия в них ни капли. И в этом нет ничего удивительного. Потому что все это делается политиканствующими деятелями. Которые вечно обличают, клеймят, гвоздят. Одним словом, живут в состоянии перманентных "пятиминуток ненависти". Потому что это стало, по сути, их профессией, с которой, видимо, можно неплохо подъедаться. Что очень бросается в глаза, когда наблюдаешь за ними во время их игрищ на свежем воздухе.
Им бы лучше промолчать, так нет же, привычка "атукать" стала для них уже как условный рефлекс. А вот большой человек так и не научился этому. Поэтому сейчас смотрится несколько странно. Одиноко. Точнее, как одинокий утес.
Большой человек и пигмеи. За одним история полноценной и красивой во всех смыслах жизни, за другими - иллюзия политической дееспособности и еще более иллюзорной востребованности. Большого человека уважали и будут уважать всегда, даже несмотря на промахи и ошибки. За реальные поступки, которые никогда не стираются в людской памяти. Других, наверное, тоже будут вспоминать… посмеиваясь. Потому что ничего реального они за собой уже, видимо, не оставят. Разумным людям это уже более чем очевидно. Потому что такие, как они, даже вместе долго быть не могут. Не то чтобы как пауки в банке, но что-то очень похожее на это.
Большого человека, попавшего в непростой жизненный переплет, хочется пожалеть. Чисто по-человечески. Потому что пережить такое нелегко. Хотя бы потому, что каждое живое существо, по идее, всегда должно защищать свою кровь, а уж человек тем более. Такое не осуждать надо, а попытаться понять. Если, конечно, сохранилась способность к этому. Судя по происходящему, таких немного. А вот сонм обличителей растет не по дням, а по часам. Все стараются успеть отметиться. И наблюдать за этим очень грустно. Как будто среди нас так много таких по-настоящему больших людей, чтобы в одночасье взять и отменить все прежние заслуги. Да еще пытаться сделать это как можно больнее. Вот уж воистину, поверженного льва может пнуть даже мышь…
Только хотелось бы спросить всех этих "мышиных" вождей: а кто останется-то в итоге? Такое ощущение, что они воспринимают, а точнее, мнят наше будущее исключительно через комплекс собственной значимости. Господи, сколько их прошло за эти годы перед нашими взорами, а воз их неуемных амбиций и ныне там. Кто их помнит? Кто их слушает? Кто им верит? Они и сами, в принципе, давно понимают, что без таких, как большой человек, они мало кому интересны. Поэтому и старались всеми силами заполучить его в свои ряды. А теперь, когда он публично объявил о своем уходе, плюют ему вслед. Хотя чему тут удивляться? Не зря же говорят, что политика - дело грязное. Правда, при этом у наших деятелей она получается какой-то по-особенному нечистоплотной. Особенно у тех, кто числится в так называемых "зиялы кауым". Некоторые из них сейчас явно на своем коньке-горбунке. Эти всегда умны задним числом. Ну а уж в том, чтобы лягнуть оступившегося, им и вовсе нет равных.
Только невдомек этим "инженерам душ человеческих", что им так никогда и не подняться на ту высоту, на какую смог взойти большой человек. И голова его не закружилась. И он не стал мнимо значимым в своих ощущениях. Он так и остался простым смертным, которому присущи слабости и их сугубо человеческое проявление. И разве это заслуживает такого рьяного порицания?..
Пройдут годы, и суета сует дня сегодняшнего покажется нашим потомкам таким ничтожным и не заслуживающим внимания. А по-настоящему больших людей будут помнить всегда.
Даже за их ошибки…