Евразийская интеграция остается приоритетным вектором международной политики Казахстана. Это в очередной раз в своем Послании подтвердил президент Касым-Жомарт Токаев. Поставив задачу «более активно подойти к продвижению экономических интересов нашего государства на международной арене, прагматично и профессионально отстаивать национальные интересы», глава государства сделал акцент на необходимости использования во благо страны больших возможностей, связанных с ее участием в Евразийском экономическом союзе. Тем самым он поставил жирную точку в перманентно разгорающихся в нашем обществе дискуссиях относительно целесообразности членства Казахстана в ЕАЭС.
Национальные интересы превыше всего
Казахстан, безусловно, заинтересован в таком инструменте экономической интеграции, как ЕАЭС. Но чтобы его использование в полной мере и в максимальной степени отвечало национальным интересам нашей страны, необходимо системно, на постоянной основе совершенствовать, а в чем-то и трансформировать союзнические отношения.
Любая интеграция как процесс всегда сопряжена с подводными камнями и неожиданными барьерами. Единое экономическое пространство, созданное в рамках ЕАЭС, не является исключением из этого правила. И чем дольше союзные государства общими усилиями строят фундамент экономики нового типа, тем чаще возникают разного рода противоречия. Об этом ярко свидетельствует выступление президента РК Касым-Жомарта Токаева в ходе майского заседания Высшего Евразийского совета, посвященного обсуждению вопросов стратегического развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. В частности, казахстанский лидер подверг критике попытки политизировать объединение, которое должно работать в чисто экономической плоскости, а также указал на оторванность планов от практики, когда вроде бы исчезнувшие на бумаге барьеры в реальной жизни по-прежнему остаются серьезной помехой для беспрепятственного движения товаров, капитала, услуг, рабочей силы, создания общих рынков. Кроме того, Касым-Жомарт Токаев заострил внимание своих коллег на вопросах гармонизации и унификации законодательств стран-участниц ЕАЭС. По его мнению, здесь необходимо придерживаться «принципа разумной достаточности», никоим образом не ограничивая суверенные права национальных правительств и парламентов.
Критику, прозвучавшую из уст президента Казахстана, наши партнеры по ЕАЭС признали обоснованной, и в итоге ключевой документ, касающийся планов развития данного интеграционного объединения на ближайшую пятилетку, был отправлен на доработку. В то же время произошедшая весной этого года «расстановка акцентов» запустила процесс, без которого нахождение Казахстана в ЕАЭС, равно как и сам факт необходимости существования Евразийского экономического союза, постоянно будет подвергаться сомнениям.
Именно майское выступление Касым-Жомарта Токаева стало своего рода новой вехой в развитии отношений внутри ЕАЭС. Отношений, предполагающих полноценное партнерство – справедливое и взаимовыгодное. Если раньше у некоторых экспертов нередко складывалось ощущение, что Казахстан, как и ряд других стран-участниц союза, недостаточно настойчиво отстаивает свою позицию в рамках объединения, то отныне ситуация изменилась. Ведь когда Казахстан в лице его президента недвусмысленно заявляет о том, что «интеграция будет поддерживаться до того момента, пока она не наносит ущерба суверенитету», это означает, что для каждой из стран-участниц ЕАЭС на первый план выходят национальные интересы.
Данный вывод нашел подтверждение и на состоявшемся в начале октября в Ереване заседании межправительственного совета ЕАЭС. В ходе встречи премьер-министр РК Аскар Мамин активно продвигал наиболее интересные и выгодные для нашей страны инициативы в рамках союза. А во время развернувшейся дискуссии относительно возможного отказа участников ЕАЭС от права вето и предложения передать процесс принятия ряда решений наднациональным органам казахстанское правительство заняло однозначную позицию: этому не бывать. В официальном сообщении Министерства торговли интеграции РК дано четкое объяснение такой позиции: «Применение права вето является безусловным суверенным правом государства, которое позволяет ему быть услышанным и не допустить принятия не соответствующих его экономическим интересам решений».
Ранее, в июле текущего года, в Минске, где проходило аналогичное заседание, казахстанская сторона жестко высказала свое мнение и по поводу существующего внутри ЕАЭС механизма устранения торговых барьеров, заявив, что он не отвечает интересам нашей страны. Представители РК также поставили «на вид» факт искусственного создания ограничений в плане доступа к государственным закупкам, осуществляемым в РФ, для поставщиков из других стран-участниц союза. Тогда казахстанское Министерство торговли и интеграции выступило с жестким заявлением: «Формируя ЕАЭС, мы приняли обязательства по предоставлению национального режима в государственных закупках для поставщиков из стран ЕАЭС. Однако принятые Российской Федерацией постановления правительства говорят об обратном. Считаем, что нормы данных постановлений нарушают обязательства, зафиксированные в Договоре об ЕАЭС. Текущий уровень участия, к примеру, казахстанских предприятий, нас категорически не устраивает. Считаем, что именно барьеры, установленные российской стороной, являются основной причиной столь низкого уровня участия в госзакупках товаров из государств-членов ЕАЭС».
По пути компромисса
Курс на защиту национальных интересов в рамках ЕАЭС, которому все явственнее следует Казахстан, не остался незамеченным. Некоторые аналитики, особенно зарубежные, уверены в том, что, демонстрируя принципиальность в этом вопросе, наша страна откровенно «встает в позу». По их мнению, такая позиция казахстанской стороны в сочетании с иными сложностями, оказывающими существенное влияние на перспективы объединения (ограничительные меры, вызванные пандемией, а также конфликты, разгоревшиеся по периметру ЕАЭС), фактически толкает союзников на путь постепенной дезинтеграции и замыкания на национальных экономиках.
Но это впечатление явно ошибочное. Во всяком случае, применительно к Казахстану, который никогда и ни при каких обстоятельствах не скатывался к бездумной конфронтации. Напротив, наша страна демонстрирует высокий уровень договороспособности и стремление к консенсусу. Об этом говорят и факты. В частности, что касается тех аспектов деятельности союза, которые весной были раскритикованы Касым-Жомартом Токаевым, то по большинству спорных вопросов уже выработаны согласованные позиции. Остальные, вокруг которых дискуссии продолжаются, должны быть урегулированы непосредственно главами государств-членов ЕАЭС уже в ноябре-декабре текущего года.
О том, что выход Казахстана на новый уровень защиты своих национальных интересов в интеграционных объединениях носит цивилизованный характер и вполне укладывается в конструктивные рамки, свидетельствует и совсем «свежий» факт. Недавно министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов издал приказ о создании Общественной приемной по вопросам участия Казахстана в Евразийском экономическом союзе и членства во Всемирной торговой организации. Главная цель этого шага – формирование эффективного механизма урегулирования интеграционных вопросов, споров, недопонимания, а также проведение опросной и разъяснительной работы по вопросам снижения барьеров на внешнем и внутреннем рынках.
Казахстан, являясь инициатором евразийской интеграции, наверное, как никакой другой участник ЕАЭС осознает выгоды, изначально заложенные в столь тесном экономическом партнерстве, и потому никогда не демонстрировал намерения свернуть с этого пути, несмотря на имеющиеся сложности. И то, что сегодня жестким и принципиальным отстаиванием своих позиций именно наша страна выводит диалог между членами союза на качественно иной уровень, а следовательно, трансформирует принцип взаимоотношений внутри него, весьма символично. По сути, Казахстан снова, уже на современном этапе, исполняет роль «ядра евразийской интеграции», очерчивая новые контуры сотрудничества, способные превратить ЕАЭС в поистине нерушимый союз.