На сегодняшний день вопрос жестокого обращения с животными одних из самых актуальных в информационной повестке. Регулярно в сети появляются видео со сценами истязания зверей, живодерства и издевательств.
Все это шокирует общественность и вызывает естественное желание справедливо наказать виновных. Однако небольшие штрафы, которыми ограничивается наказание, оставляет у граждан чувство неудовлетворенности.
Последствия таких прецедентов гораздо серьезнее, чем кажутся на первый взгляд. В психологии существует понятие «травма свидетеля», когда человек, наблюдавший сцену насилия, никак не смог изменить ситуацию и помочь жертве. В дальнейшем это может перерасти в постоянное чувство безысходности и вины.
Северо-восточный университет и Массачусетская организация в США в 1997 году провели анализ и выяснили, что те, кто жестоко относятся к животным, в пять раз чаще совершают жестокие преступления в отношении человека, в четыре раза более склонны к совершению имущественных преступлений.
Американская психиатрическая ассоциация считает жестокое обращение с животными одним из диагностических критериев расстройства поведения.
В настоящее время в Уголовном кодексе РК предусмотрена статья 316 «Жестокое обращение с животными». Однако санкции по этой статье принято считать (вполне справедливо) недостаточно жесткими.
К примеру, самое суровое наказание, предусмотренное 1-ой частью данной статьи – это общественные работы на срок до 120 часов, либо арест на срок до 30 суток.
По официальным данным за жестокое обращение с животными в 2019, 2018 и 2017 гг. были осуждены по 1-му человеку.
При этом в адрес только одной зоозащитной организации «KARE-Забота» в месяц поступает до 500 жалоб на жестокое обращение людей с животными.
О многих шокирующих случаях мы узнаем из СМИ, постов волонтеров и зоозащитников, благодаря которым в обществе все явственнее зазвучали призывы о принятии нового закона об ответственном отношении с животными.
Действительно сегодня в стране отсутствует единый закон, который бы охватывал правовой защитой домашних, диких и сельскохозяйственных животных.
Законы «О ветеринарии», «Об охране, воспроизводстве и сохранении животного мира» и другие не в достаточной мере регулируют обращение с животными.
К примеру, в действующем законодательстве отсутствует понятие приютов для животных и стандартов их строительства, отсутствуют правила выгула и содержания домашних животных, а правила отлова и уничтожения бродячих собак и кошек разнятся по разным городам и населенным пунктам. Вызывает немало нареканий общественности и сам процесс отстрела бродячих животных.
Также действующее законодательство не учитывает факты выброса животных, оставления их без воды и еды во время длительного отсутствия хозяев, непредставление животному ветеринарной помощи во время болезни, приносящей страдания и т.д.
Помимо частных случаев жестокого обращения с животными широко распространена практика собачьих боев. Еще один вопрос, требующий внимания – контактные зоопарки, деятельность которых также не регламентирована законодательством.
Зоозащитниками Казахстана был даже запущен специальный сайт, где можно было проголосовать за разработку нового Закона. В поддержку инициативы были собраны десятки тысяч подписей.
Сложившуюся ситуацию и давно назревшие проблемы в этой сфере Президент хорошо знает, и поэтому дал в своем Послании прямое поручение Правительству «совместно с гражданским обществом» разработать соответствующий законопроект.
Сейчас данный вопрос находится на его контроле, и есть все основания полагать, что уже в ближайшем будущем на выходе мы получим документ, соответствующий духу времени и отвечающий реальным запросам общественности.