8227 23-04-2020, 16:35

Несколько трезвых тезисов, навеянных ЧП и коронавирусом

Говоря образно, сегодня коронавирус – это наше все. С ним мы засыпаем, с ним мы просыпаемся и сразу же бросаемся либо к телевизору, либо в Интернет - сколько там еще подхватило эту заразу? Режим самоизоляции если и не сводит с ума, все равно дается очень нелегко. Когда пройдет эта напасть, ведомо только небесам.

Я человек уже далеко немолодой, но будучи по складу характера, как говорят в народе, «живчиком», всегда вел достаточно активный образ жизни. До полусотни лет играл в футбол, парился до одури, но в итоге после поездки в Сарыагаш и неуемного принятия всяких процедур меня на футбольном поле настиг обширный инфаркт миокарда. После чего последовали две операции и теперь в моих сосудах аж три стена. Для чего я привожу такие подробности о собственной физиологии? Да просто для того, что после всего пережитого казалось, что меня уже вряд ли чем можно будет удивить или испугать. Ан нет. Жизнь, как это всегда бывает, внесла свои коррективы.

Поэтому первые 4-5 дней карантина и ЧП повергли меня в шок. Хотя нечто почти похожее я пережил во время службы в армии. Попал я туда по тогдашним меркам человеком «пожилым», мне уже исполнилось 24 года. Но дело не в возрасте, а в том, что часть, в которой я служил, вплотную примыкала к тридцатикилометровой зоне отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС.

Хорошо помню, как нас подняли по тревоге апрельской ночью 1986 года. В принципе такие встряски были для нас делом привычным, но почему-то в те минуты атмосфера была какой-то иной, чем прежде. В ночной весенней тишине почти физически ощущалось нечто грозовое, и подспудное чувство давящего страха буквально пронизывало всех нас. Помню, как мой сослуживец, адыгеец Байзет Бешкок, на полном серьезе спросил меня: «Как думаешь, аксакал (пардон, учитывая нашу разницу в возрасте, некоторые мои сослуживцы называли меня именно так), это не война?». Признаюсь честно, от его вопроса, а, еще точнее, от тональности, с которой он был задан, мне стало как-то не по себе. Ну что мог ему ответить я, человек, видевший войну только в кинофильмах? 

Слава богу, это не было войной. Хотя в том, что случилось, тоже было мало хорошего, и ситуация была чрезвычайной. Первые недели в небе постоянно барражировали вертолеты, делая заборы воздуха, территорию части трижды в день увлажняли поливальные машины, проводились мероприятия по обеззараживанию, отменили все учебные марши бронетехники. Радиация, не имеющая ни запаха, ни цвета и вообще никак не осязаемая, была нашим главным врагом. Однако мы были молоды и безрассудны, и уже через месяц привыкли к новой атмосфере и, невзирая на опасность радиации, грызли лесные орехи, собирали и жарили грибы, и просто валялись на траве. Наши страхи улетучились как грозовые облака после короткого летнего дождя.

Но сейчас мне по-настоящему страшно. Не за себя. За детей и внуков. С которыми никуда нельзя выйти, никуда нельзя пойти. Даже лишний раз обнять и понюхать их не решаешься. Потому что по стандартам ВОЗ ты входишь в группу риска. Ну что может быть нелепее и глупее? Но с этим приходится считаться, потому что по-иному просто нельзя.

Никогда бы не подумал, что выпадение из рабочего ритма может так угнетать человека. Этот проклятый коронавирус фактически выбил меня из седла. Работа на «удаленке» дается с огромным трудом. Да еще эти ограничения передвижения по городу и невозможность попасть в офис, где остался весь рабочий инструментарий. Временами возникает полное ощущение сюрреализма и в эти же мгновения накатывает то, что называется депрессивным состоянием. День смешался с ночью, и порой возникает ощущение полной потери ориентации во времени и пространстве. А если к этому добавить то, что в силу некоторых обстоятельств субъективного свойства я не имел возможности зайти в Интернет, то это было почти что состоянием прострации. Слава богу, что еще оставался телевизор, который стал окном в мир в самом непосредственном смысле этого слова.

Ну, а теперь несколько более трезвых тезисов.

Тезис первый. О действиях власти. Мы ее никогда особо не жаловали и по большей части ругали. Зачастую по делу. Не знаю, кто и как оценивает ее действия сейчас, но с моей точки зрения, она все делает правильно и своевременно. Особенно президент Касым-Жомарт Токаев. Сразу оговорюсь, я не отношу себя к самым горячим его сторонникам, но то, что и как он говорит, я принимаю всей душой. Потому что по моим ощущениям, он честен и искренен.

Для иллюстрации несколько цитат из его выступлений.

«Наша работа по выявлению очагов заражения вирусом абсолютно прозрачна, мы ничего не скрываем, в оперативном режиме публикуем все данные, тесно взаимодействуем с международными организациями. В предстоящий период необходимо существенно расширить масштаб тестирования, чтобы иметь полное представление о последствиях распространения коронавируса. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

«Ситуацию с эпидемией упрощать нельзя… В противном случае мы «опрокинем» ситуацию, эпидемия станет тотальной, под угрозу встанет здоровье всей нации, а вместе с этим национальная безопасность. Тогда интересы МСБ и даже всей экономики утратят свое значение».

«… Забегание вперед, шапкозакидательство чреваты рецидивом эпидемии с тяжелейшими последствиями для будущего страны».

Не знаю кому как, но я почти забыл, когда слышал такие понятные слова из уст высшего политического руководителя. Никакой казенщины, никакой оторванности от реалий, граничащей с цинизмом. Особенно врезалось вот это: «Тогда интересы малого и среднего бизнеса и даже всей экономики утратят свое значение». Куда уже ясней?..

Другой вопрос, что государственная бюрократическая машина, как всегда, может нивелировать самые благие порывы и посылы даже главы государства. Это уже вопрос о качестве нашей управленческой элиты. Скандал, связанный с бывшим главным санитарным врачом Алматы, - самая лучшая тому иллюстрация. Плохо скрываемый цинизм, явная профнепригодность и полное отсутствие простого человеческого сострадания к коллегам, попавшим в нелегкую ситуацию. И думается, это далеко неполный портрет этой дамы от медицины. Слава богу, что хватило политической воли хотя бы отодвинуть ее в сторону. Возможно, ненадолго, но все же это лучше, чем ничего.

У нас как-то не принято считаться с общественным мнением, но всепроникающий Интернет несколько выправил ситуацию и теперь оценки действий власти, выходящие из его глубин, не могут не привлекать внимания. Поэтому позволю себе процитировать одного из пользователей всемирной паутины.

«В истории с алма-атинскими врачами, суть, -  крупнейшая подстава со стороны первых лиц городской медицины, Молдагасимовой и прочих. Шкуру свою спасают, бросив под танк простых врачей. Назначенцы акимата и минздрава. Бастыки. Эта проблема, она основная внутри этой всегдашней продажности и дряблости региональной власти и профильного министерства. Такие трагедии сейчас повсюду будут, если срочно не менять проваливших все генералов на капитанов, проявивших себя на поле боя. На войне как на войне. Все взоры на президента. Надо решительно убирать молдагасимовых и становиться на сторону простых солдат медицинского фронта. Они сейчас смотрят на своего верховного командующего».

Возможно, немножко резковато, но суть проблемы отражена верно, а рекомендации носят вполне конструктивный характер.

Тезис второй. Ситуация с коронавирусом развивается непредсказуемо. Но даже при этом удручает количество инфицированных медицинских работников. Пишу об этом вовсе не для того, чтобы упрекнуть их в чем-то, а больше с целью выразить им свое сочувствие и высказать слова поддержки. При этом признаюсь честно, как человек, неоднократно сталкивавшийся с системой отечественной медицины, латентно придерживался точки зрения, что МЕДИЦИНЫ в сегодняшнем Казахстане НЕТ. Отдельные яркие личности в ней были всегда, а вот устойчивой и работоспособной системы не было. Поскольку она давно развалилась.

Но сейчас не об этом. А о том, что только имеющиеся в наличии медики должны будут сдерживать натиск коронавируса. А для этого необходимы профессионализм, самоотверженность и мужество. Но и этого мало. Еще важно самое полное материально-техническое обеспечение. Поэтому в системе здравоохранения должен действовать жесткий армейский принцип «Сначала обеспечь, а потом требуй!». А вот с этим, судя по всему, у нас полный швах. Информационное пространство просто пестрит жалобами медиков, которым не хватает оборудования, спецодежды, медикаментов и много еще чего другого. Они рассказывают, что практически безвылазно находятся на работе и неделями не видят свои семьи. Но даже при этом, если они пытаются высказать что-то критическое, им затыкают рты, грозят санкциями, задерживают обещанные выплаты.

Самый вопиющий пример – ЧП в центральной городской клинической больнице Алматы, где почти поголовно заразился медперсонал. В самый разгар эпидемии в мегаполисе ее вынуждены были попросту закрыть. Я не берусь судить, как такое могло случиться, но из заслуживающих доверия источников стало известно, что причиной такого вопиющего сценария могла стать банальная вещь – некомпетентный приказ о приеме инфицированных коронавирусом больных в лечебное учреждение, не обеспеченное необходимыми техническими средствами. Конкретно – изолированной системой вентиляции, отдельного приемного покоя, безопасных ординаторских и других помещений для медицинского персонала.

Тезис третий. Многие из нас явно недооценивают ситуацию, но проблема намного серьезнее, и это следует четко понимать и осознавать. Потому что даже некоторые известные и авторитетные аналитики начинают жонглировать статистическими выкладками, типа того, что не так страшен черт как его малюют. Дескать, число скончавшихся от ОРВИ, в автокатастрофах и даже самоубийц превышает статистику летальных исходов от коронавируса. С моей точки зрения, это весьма некорректный подход, и такой тревожный тренд не может не настораживать. Хотя бы потому, что иногда недооценка опасности намного хуже, чем сама опасность. А когда придет понимание неправильности такого подхода, может быть уже поздно. А потому необходим холодный и трезвый взгляд на то, как нужно и должно разрешать складывающуюся ситуацию.

В этой связи можно привести пример могущественной страны – США. Многие наблюдатели в открытую говорят, что именно недооценка ситуации с коронавирусом привела к новой американской трагедии. Думаю, что это должно послужить наглядным уроком для всех, кто до сих пор не оценил уровня опасности. Но я бы хотел акцентировать внимание на другом. Оказывается, что даже в хваленой Америке нередко возникают ситуации, когда в их медучреждениях не хватает самого необходимого для ухода за пациентами и обеспечения безопасности больных и медперсонала. В ютубе гуляет ролик, в котором об этом рассказывает рядовой медбрат одной из тамошних больниц. Вот некоторые выдержки из его обращения к людям:

«Многие пациенты – это люди, которые несерьезно относились к правилам карантина. Они продолжали жить, как ни в чем не бывало.

… Мы словно в военной зоне…

… Сидите дома в безопасности. Пожалуйста, не заражайтесь этим вирусом. Так как сейчас мы не уверены, сможет ли наша система здравоохранения справиться с новыми больными. К этому надо относиться серьезно… я не видел более жестоко убийцы, чем коронавирус…  

… Мне очень одиноко. Я не могу быть с семьей и друзьями, и только поддержка людей помогает идти дальше. Иначе я не знаю, как бы смог это пережить…»

Уверен, что под словами своего заокеанского коллеги могли бы подписаться многие наши медработники. Именно в этом заключается еще одно коварство нового вируса – перед ним пока почти одинаково бессильны и богатые страны, и не совсем богатые. Поэтому он стал проблемой всепланетарного масштаба. Но это же обстоятельство свидетельствует, к сожалению, в пользу того, что пока мы можем рассчитывать только на самих себя. Но для этого нужны самодисциплина, ответственность и полное приятие действий государства в этом направлении. Отрицание его усилий или даже частичное несоблюдение требований чрезвычайного положения может только усугубить ситуацию. Со всеми вытекающими из этого обстоятельствами. Такого развития событий допускать никак нельзя. И это должно быть понятно всем и каждому. Иного пути нет и быть не может. 

А что касается вашего покорного слуги, то так хотелось бы, чтобы терзающий меня страх перед коронавирусом развеялся как дурной сон.

И чем быстрее, тем лучше…     

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии