ЧЕТВЕРГ, 4 ИЮНЯ 2020 ГОДА
1871 15-04-2020, 10:19

Карантин и эмоциональный интеллект. Как пережить социальную изоляцию…


Человек - существо многогранное и весьма импульсивное, наверное, в большей степени иррациональное. Многое в нашем поведении не поддается разумному объяснению и осуществляется на уровне эмоций и интуитивной реакции. А в условиях ограничения пространства самореализации и социальных контактов наш душевный комфорт зависит от того, насколько насыщен, эмоционально разнообразен и глубок наш жизненный мир. Автономность и самоограничение в этом плане даже оказывается благом для развития своего интеллектуального потенциала, богатства и разнообразия мироощущения, раскрытия творческих и смысловых возможностей человеческого духа.

«Уединение — лучший страж души. Я хочу сказать — ее Ангел Хранитель. Из уединения — всё. Из уединения — силы, из уединения — чистота. Уединение — «собран дух», это — я опять «целен», - писал известный русский религиозный философ Василий Розанов (В.В.Розанов «Опавшие листья»).

Если обратиться к известной пирамиде потребностей Маслоу, то мы увидим, что условия карантина или социальной изоляции удовлетворяют наши первичные потребности: физиологические (потребность в еде, сексе) и необходимость безопасности (в нашем случае ограждение нас от заболевания). Отчасти могут быть удовлетворены наши потребности в продолжении жизни и принадлежности к исходному «родовому состоянию». Многие, наконец, вернулись в «свой круг» и осознали свое первичное предназначение. Люди, прежде всего, обратили внимание на то, что для них является исконным, - семья, дети, родные. Однако вместе с тем возник серьезный дефицит в общественном признании и уважении в более широком «кругу» (речь идет о социальном статусе, репутации, славе, влиянии на людей). Тем более большие сложности возникли с личностной самоактуалтизацией в условиях замкнутого социального окружения. Хотя именно этим, абсолютно важным для человеческой личности вопросом, можно было бы заняться во время вынужденной социальной самоизоляции.

Американский специалист обращает внимание на то, что самоактуализация может быть достигнута развитием познавательных способностей и повышением уровня эстетического восприятия мира человеком, его личностным духовным ростом. Его неготовность выйти за рамки «физиологии», будучи в настоящее время озабоченным лишь поддержкой физического существования, порождает кризис духовной самоидентификации, то есть невозможность гармонизации потребностей человека как личности с его индивидуальными страстями и желаниями, и его физиологической, с весьма ограниченным кругом людей, биологической привязанностью и ответственностью лишь за свой «родовой круг». Вместе с тем, современная информационная инфраструктура позволяет некоторым образом компенсировать дефицит общения, расширяя горизонты наших интеллектуальных и эмоциональных «запросов», правда, подменяя наши эмоции иллюзией «единого переживания событий со всем миром». Мне кажется важным в этом контексте чувство реальной сопричастности человека к «другому», которое может быть достигнуто через развитие эмоционального интеллекта, «пробуждения себя» в условиях самоизоляции, особого со-чувствия, любви, со-переживания, со-бытия…

Вспоминая «докарантинное время» необходимо вспомнить, что именно там зародилось «ядовитое семя» отчуждения, когда в бесконечной суете мы забывали порой о главном, о себе родимом, состоянии своего сердца и души, само-чувствии, со-переживании окружающим… 

В сумасшедшее по своим темпам и насыщенное формальными статусами и обязанностями, но одновременно, «равнодушное» к индивидуальной человеческой судьбе, предельно рационализированное время, мы испытываем чрезвычайный дефицит уединения, не просто самоизоляции в физическом смысле, а сосредоточении на том, что для нас является главным… В определенном смысле, с этим злополучным коронавирусом мы получили уникальный шанс наконец-то заняться тем, что все время откладывали на потом. Нам казалось, что все и так само собой разумеющимся. И вот теперь наступил момент Истины, когда человечество в целом, и отдельный человек, всерьез задумались о том, что на самом деле является важным, актуализировался вопрос о реальной состоятельности личности наедине с собой?.. Философский вопрос о смысле жизни стал сегодня одним из главных в ряду иных вопросов человеческого существования…   

При этом оказалось, что мир человека не конструируется только лишь по законам слепого, бездушного разума, а созидается посредством раскрытия эмоционального, чувственного проявления его души и сердца. Удивительно, как слепо иногда бывает наше сознание и как провидчески верным оказывается интуиция, выраженная иногда совсем неправильным, но чрезвычайно насыщенным событиями, эмоциональным образом. По моим ощущениям, в настоящее время сказанное измеряется значительно шире и оценивается выше не по содержанию сказанного и ожидаемому «сухому остатку» ratio, а по тому, как и кем это было сказано, для кого, на каком эмоциональном фоне и какие чувства рождают нас снова в связи с этим. Примером этого может быть чувство любви, как высшее напряжение эмоционального интеллекта, обретения нового и полнокровного смысла жизни в этом проявлении человека.

Этот удивительный диссонанс человек ощущает вдруг, когда меняется все его существо, когда преображается человек от равнодушного и серьезного, до влюбленного и безбашенного, порой, в одно мгновение… Какое сознание? Какой разум? Все остальное, кроме любви, теряет смысл при одной мысли о предмете своего обожания! Слова оказываются тщетны, чтобы выразить, а чувства посетившие человека - совсем не загадка…

«Білесің ғой саған деген

сезімім жұмбақ емес

Ішімдегі барымды

айтуға сөзім жетпес»…

 

«Ты же знаешь,

Чувства мои к тебе -

Не загадка…

Все, что на душе у меня,

Невозможно описать словами»…

 

Таков гимн любви…

Так в обычной, буднично текущей жизни мы обретаем тайные смыслы, которые совсем не являются «тайной», для любящей жизнь, страстной души человека… Удивительно как по-новому видишь мир теперь, когда душа твоя и сердце, наконец, прозрели… С надеждой на взаимность!

Это ощущение мы стали забывать за суетой каждодневного существования… И вот наступило уединение.  

Время, когда мы можем спокойно осознать себя. Гармония нашего самовосприятия и принятия нас такими, какие мы есть и даже такими, какими мы хотим стать, зависит от степени и глубины развития нашего эмоционального интеллекта.

Хотелось бы сказать об этом в практической плоскости. Тем более сейчас, когда каждый из нас «закрылся в своей скорлупе», пытаясь обнаружить в себе и собрать в кулак жизненную энергию для того, чтобы продолжать жить дальше, не смотря ни на что…

В современной социальной науке под термином «эмоциональный интеллект» (EQ, в отличие от IQ) понимается способность человека осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают, и, соответственно, управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту.

Для чего эта способность нужна человеку?

Во-первых, для эффективной коммуникации с людьми. В условиях самоизоляции этот навык позволяет человеку сохранить свою социальную сущность, хорошо адаптироваться к жизни после карантина, оказаться востребованным и самореализованным когда все нормализуется. Это особенно важно для тех, кто в силу форс-мажорных обстоятельств оказался не у дел и теперь стоит перед необходимостью искать новую социальную нишу. Это также нужно для восстановления прежних и созидания новых человеческих контактов, реализации социального капитала, уже в нормальной жизни.

Во-вторых, развитый эмоциональный интеллект позволяет совершенно по-новому адаптироваться к новой социальной реальности, которая станет реальным вызовом для многих. И тогда необходимо будет избежать манипулирования собой, сформировать состоятельную траекторию самоактуализации, правильно расставить свои жизненные приоритеты и цели.

В-третьих, эмоциональный интеллект позволяет сохранить чувство эмпатии, как способности понимать и сопереживать эмоциям других, проявлять чувство любви к окружающим, не замыкаться в себе. Это важная составляющая  для человека, как самосознающего существа, как активно действующего социального субъекта.

В качестве стратегий для развития в себе эмоционального интеллекта можно выделить ряд рекомендаций личностного роста:

  1. Акцентируйте внимание на свои эмоциональные реакции. Обращайте внимание на то, что происходит с вами и вокруг вас, и старайтесь понять, как вы относитесь к этим явлениям на эмоциональном уровне. Не игнорируйте свои чувства. Не пытайтесь уйти от собственных эмоциональных переживаний. Ведь это только усугубит внутренний конфликт вашей личности.
  2. Очень важна тактильная, чувственная сторона ваших проявлений. В условиях опасности заразиться коронавирусом, одной из сопутствующих приобретаемых нами болезней является психологический недуг «социофобии» (то есть боязни общества, большого скопления людей и даже физических контактов с любым незнакомым человеком). Преодоление этого страха позволит не только «украсить эмоционально и физически» нашу жизнь после карантина, но и легко «читать» идентичные ощущения и переживания других.
  3. Важно сохранить органичную связь наших эмоций и поведения. Условия социальной изоляции несколько «притупляют» эту взаимосвязь, в связи с чем, достаточно сложно удержать наши переживания в состоянии гармонии с поведением. Есть риск девиантного (то есть отклоняющегося) социального поведения и, напротив, давления социальных «карантинных протоколов» на наши действия. Например, привычки избегать мест большого скопления людей и в будущем.
  4. Не подавляйте свои чувства. В условиях кризиса люди часто склонны «уходить в себя», жертвовать собой ради близких, игнорировать собственные чувственные проявления, пряча собственные чувства и обиды в себе. Это тупиковый путь, зачастую ведущий к возникновению психических заболеваний или болезней психосоматического происхождения, к которым некоторые ученые относят и онкологические заболевания. И это серьезная опасность, наряду с неудовлетворенностью и подавленностью вашей личности. Анализируйте свои чувства, ищите выход и никогда не прячьте обиды и горести внутри себя.
  5. Важным для сохранения и развития EQ является развитие эмоциональной памяти. Вспоминайте о хороших мгновениях в своей жизни, о моментах вашего абсолютного счастья. Вспоминая об этом, вы пополняете потенциал своего духовного здоровья и стрессоустойчивости. Кроме того, это возможность возобновить утраченные социальные связи и успешные «проекты» в будущем. В условиях карантина воспоминания о «светлых днях», как нельзя лучше, повышают стрессоустойчивость.
  6. Управление эмоциональным интеллектом позволяет человеку легче адаптироваться как к кризисам, так и в условиях посткризисной социализации. Этот навык при социальной изоляции подвергается серьезному давлению. Однако умение «держать себя в руках» окажется весьма полезным при возвращении к нормальной жизни со множеством ее проблем, которые были лишь отсрочены на время вынужденной изоляции. Необходимо практиковать желательные реакции, научиться эмоционально правильно реагировать на те или иные вызовы, признавать и исправлять собственные ошибки.
  7. Открытость своим чувствам и дружелюбие к окружающим есть залог счастливого эмоционального состояния. По большому счету, сохранение вашего физического здоровья через социальную изоляцию, является лишь условием достижения вашего действительного счастья в жизни.
  8. Эмоциональная честность и «искренний разговор с собой» есть условие гармонии и согласия в вашей душе, и возможность наладить отношения с людьми, которые вам действительно дороги, достичь своих целей без деструктивных сценариев.
  9. Не избегайте диалога даже на самые трудные для вас темы. Развивайте навыки эмпатии. Это научит вас понимать чувства других людей и делиться своими эмоциями с ними, создавать комфортное жизненное пространство вокруг.
  10. Прислушайтесь к себе и окружающим. В прямом, и в переносном смысле. Значение имеют не только слова, но и тон, выражение, язык тела в момент речи. Это позволит вам не только «развлечь себя» на время изоляции, но и развить собственную интуицию и чуткое отношение к окружающим, умение отличать правду отлжи, формировать позитивное мышление даже в самых сложных ситуациях и быстро восстановить себя после психологических кризисов.

Подводя итоги этого психотренинга, конечно хотелось бы отметить, что нет необходимости разменивать себя, свой жизненный мир, свои чувства и ценности даже за малую толику целесообразных целей и задач на короткий промежуток времени. Опыт социальной изоляции в условиях карантина явственно показал незыблемость и по истине неисчерпаемый, универсальный потенциал человеческой личности, высокое предназначение и ее адаптивные возможности в самых тяжелых жизненных условиях. 

 

Айдар Амребаев, философ

Комментарии