Его считают «государственником до мозга костей» и «главным конструктором» государственной идеологии. Он – «непревзойденный интеллектуал» и «политик, умеющий принимать нестандартные решения». Как многие уже, наверное, догадались, речь о Марате Тажине – знаковой для независимого Казахстана фигуре, который сегодня отмечает 60-летний юбилей.
Несмотря на то, что Марат Муханбетказиевич всегда, какую бы должность не занимал, предпочитал «оставаться за кадром» и никогда не гнался за своей личной «минутой славы», он всегда на виду. Его имя давно стало «торговой маркой», известной не только внутри, но и далеко за пределами Казахстана. Он вполне заслуженно имеет серьезный политический вес и авторитет в среде элитариев, потому что является тем самым «штучным товаром» (как про него когда-то сказали), работающим исключительно на результат. И вспомнить об этом мы решили не только в связи с юбилейной датой. А потому, что Казахстан сегодня, как собственно и все остальные страны мира, стоит на пороге глубочайшего кризиса, что требует всеобщей мобилизации, в том числе, и в среде политических элит. В скором времени мы столкнемся с острой необходимостью выстраивания новых, принципиально новых парадигм развития. И, как кажется, опыт и умение Марата Муханбетказиевича в этом вопросе трудно переоценить. Как писала в свое время «Евразийская информационная лига», «Марат Муханбетказиевич не раз подтверждал свою компетентность в сложные для страны периоды. В кризисное время именно Марат Тажин стоял у истоков многих инициатив, которые были поддержаны президентом Казахстана и в дальнейшем привели к положительным эффектам для страны. Данные инициативы внедрялись как во внутриполитическую, так и внешнеполитическую жизнь страны».
«Главный идеолог»
В первую очередь в массовом сознании Марат Муханбетказиевич ассоциируется с основоположником современной государственной идеологии. И не безосновательно. Несмотря на то, что фактически на пост «главного идеолога страны» Марат Тажин впервые приходит летом 2002 года, к этому времени, благодаря работе в аналитических структурах, его имя уже является устоявшимся брендом, под которым выпускаются только качественные и только эффективные идеологемы, связанные с темой евразийства, программными целями и задачами, стоящими перед суверенным Казахстаном на ближайшую и отдаленную перспективы. Как писал в то время сайт «Номад», объясняя назначение Марата Муханбетказиевича первым заместителем руководителя президентской администрации, «других создателей-руководителей идеологической сферы, хотя бы на половину равных Тажину, нет и явно не предвидится в обозримом будущем».
Эти слова оказались пророческими. За те четыре года, что Марат Тажин руководил идеологическим блоком, словосочетание «государственная идеология», наконец-то было наполнено глубоким смыслом. Да и происходящие при нем перемены напоминали своего рода катарсис. Власть тогда взяла четкий и бескомпромиссный курс на политическую либерализацию и развитие гражданского общества. В обиход прочно и надолго вошли такие словосочетания как «политическая конкуренция», «развитие человеческого капитала», «системные политические реформы».
Неудивительно, что когда в январе 2017 года Марат Тажин вновь вернулся в Администрацию президента первым заместителем ее руководителя, эксперты и аналитики тут же «встают в стойку», ожидая кардинальных изменений. И не ошибаются. Реформы не заставляют себя долго ждать.
Как спустя почти что два года после назначения Марата Тажина первым заместителем руководителя АП констатировал руководитель медиа-группы «Матрица.kz» Серик Мамбетов, «Марату Тажину удалось завоевать право информационной инициативы и перевести ее в пространство новых смыслов, (там, где Тажину равных нет!) и в этом доминирующем режиме катализировать идеологическую перезагрузку в самом обществе. Благо, на то есть рычаги и ресурсы. Безусловно, она будет болезненной, в некоторых случаях конфликтной, но определенно продуктивной. По крайней мере, какие-то результаты видны уже сейчас».
Что касается результатов, то главные из них – грамотное идеологическое сопровождение таких исторически важных для наших страны событий как конституционная реформа и реализация программы модернизации общественного сознания. А если же проецировать результативность в более общую плоскость, то о ней красноречиво говорит появившийся устойчивый термин под названием «курс Тажина».
Государственник
Сыграл ключевую роль Марат Тажин, занимая и другие посты. Стоит напомнить, что в январе 2013 года Марат Муханбетказиевич становится Государственным секретарем. И, несмотря на достаточно сумбурный функционал должностных обязанностей, не подкрепленный практическим влиянием (что, кстати, нередко ставило в тупик многих его предшественников на этом посту), его работа в этой должности не осталась не замеченной. Как раз, наоборот. Этот опыт не только принес очередные дивиденды в личную «политическую копилку» Марата Тажина (и, надо отметить, вполне заслуженно), но и существенно скорректировал негативные издержки на том пути, который избрала для себя независимая страна.
Серьезное внимание Марат Тажин в качестве Государственного секретаря уделял развитию отечественных СМИ и укреплению государственной идеологии. Но, если судить с сегодняшней колокольни, то очевидно, что главным его прорывом на этом посту стали поднятые на столь высоком государственном уровне проблемы национальной истории и сохранения исторической правды – понятий, которые к тому моменту любителями мифов и легенд были девальвированы настолько, что уже стали представлять собой угрозу национальной безопасности.
«Взять и голословно переписать национальную историю, глобальную историю в целом с национальной колокольни нетрудно! Это можно сделать за пару месяцев. Гораздо сложнее обосновать свою собственную национальную историю глубокой кропотливой работой, чтобы не выглядеть смешным и наивным на первом километре от национальной границы. Подлинное национальное достоинство начинается с подлинной национальной истории!», - говорил тогда Марат Тажин, призывая профессионалов объективно подходить к оценке событий прошлого, и добавлял: «В истории не бывает только черного и только белого цвета». И это были не просто слова. Марат Тажин тогда стал инициатором подготовки учебников по истории нового поколения и создания научно-популярных ресурсов, качественно и грамотно повествующих о нашем историческом прошлом. Более того, благодаря его вмешательству как Госсекретаря процесс сокращения в казахстанских вузах кафедр истории прекратился. Но главное даже не это. Фактически именно Марат Тажин вынес на всеобщее обсуждение актуальную и по сей момент дискуссию о возрождении национального самопознания. «Перед нами стоит колоссальная по масштабу задача, - говорил он. - Во-первых, накопленные исторические факты и свидетельства, памятники материальной культуры, изучение символических форм и обрядов, данные филологии и лингвистики, историческая география и демография, новые методы исторического исследования, междисциплинарные подходы позволяют нам предположить, что этногенез казахов произошел значительно раньше, нежели это всегда трактовалось исторической наукой. Расширение этнического горизонта в первое тысячелетие нашей эры и его научное подтверждение позволяют по-новому взглянуть на всю национальную историю, изменить представления о реальной роли нашего народа в огромном регионе планеты. Это еще и важнейший фактор национальной идентичности, что принципиально меняет национальное самосознание».
Своего рода апофеозом успеха Марата Тажина на этом посту можно считать его инициативу по разработке новой концепции истории Казахстана, которая бы выступила основой новой идеологии национально-государственного строительства.
Кстати, пост Государственного секретаря Марат Тажин занимал дважды. Еще раз – в марте прошлого года, в один из самых сложных политических периодов для Казахстана…
Дипломат
Сегодня Марат Тажин возглавляет дипломатическую миссию в Чехии. И для него эта стезя тоже привычна, в прошлом он уже призывался на дипломатическую службу - почти три года представлял в качестве чрезвычайного и полномочного посла интересы Казахстана в России, кроме того, больше двух лет возглавлял внешнеполитическое ведомство. Его нынешний статус, как, впрочем, и когда-то назначение послом в РФ, внутри Казахстана было воспринято совсем не однозначно. По крайней мере, ряд экспертов высказали предположение о потере Маратом Тажиным политических позиций внутри страны. С таким мнением и можно было бы согласиться (тем более, что примеров тому масса), но только не в случае с Маратом Муханбетказиевичем. Он – совсем не та фигура, которая даже на дипломатической стезе ограничится исполнением исключительно церемониальных функций.
Например, что же касается его работы в Москве, то стоит вспомнить, что перед тем, как Марат Муханбетказиевич был назначен послом, Казахстан оказался на грани «развода» с Россией. Это и проблески начинавшейся торговой войны, когда Роспотребнадзор, по экспертному мнению, давно превратившийся в политическую дубину Кремля, вдруг стал находить несоответствия в казахстанской продукции, поставляемой в Россию. Это и неравное положение Казахстана по сравнению со своими партнерами в Таможенном союзе. Это и падение «Протонов» на Байконуре. Это и самая натуральная истерия, разгоревшаяся внутри Казахстана из-за угрозы потери целостности своей территории после «крымских событий». До кучи - провокационные высказывания российских политиков – Лимонова и Жириновского о претензиях на северные территории нашей страны, которые заставили многих вчерашних адептов дальнейшего сближения с Россией более пристально приглядеться к другим геополитическим направлениям. И только исключительное умение Марата Тажина к эффективно-компромиссному разрешению разного рода острых кризисов, которое ему небезосновательно приписывается, привело к «сохранению семьи». Именно вновь наведенные им «мосты дружбы» послужили тем самым крепким фундаментом, на котором и выл выстроен остов сегодняшнего Евразийского экономического союза.
«Агент национальной безопасности»
Не менее знаковой является и роль Марат Тажина на посту секретаря Совета безопасности. Эту должность Марат Муханбетказиевич занимал четыре раза. И неудивительно почему. Как писала в 2009 году, в очередное его назначение, оппозиционная газета «Республика», «…все предыдущие призвания его на этот пост связаны с эффективно-компромиссным разрешением острых внутриполитических кризисов. Так было и в 1999-2001 годах, когда он был брошен на выравнивание и сглаживание ситуации, связанной с демаршем Кажегельдина и последовавшего после этого накала внутриполитической обстановки. В 2002 году он разгребал уже последствия известных ноябрьских событий 2001 года. Спустя четыре года - после убийства Алтынбека Сарсенбаева ставшего спусковым крючком к очередному политическому кризису - «разруливать» ситуацию было поручено снова г-ну Тажину, вновь получившему назначение на пост секретаря Совбеза».
Это, безусловно, важный штрих к портрету Марата Тажина. Но умение виртуозно снимать с повестки дня внутриполитические и внутриэлитные угрозы – далеко не единственное, чем зарекомендовал себя Марат Муханбетказиевич. Взвешенность в оценках и способность к компромиссам, политическая дальнозоркость в сочетании со здоровым прагматизмом долгие годы способствовали «незаменимости» Марата Муханбетказиевича на этом стратегически важном посту, позволяя принимать непосредственное участие в ключевых моментах становления казахстанской государственности. А для того, чтобы ни у кого не оставалось вопрос на этот счет, стоит напомнить, что именно Марат Тажин стал основоположником Концепции национальной безопасности Республики Казахстан, утвержденной впоследствии главой государства…