510 Вчера, 12:26

Магистральный путь Казахстана

В эти дни исполняется 25 лет со дня первой сессии Ассамблеи народов Казахстана (впоследствии она несколько изменит свое название и станет Ассамблеей народа Казахстана). Перевернута очередная страница бурной и богатой событиями истории уникального общественно-политического института нашей страны.

Появление такой структуры в Казахстане было не случайным, а вполне закономерным явлением. Это было обусловлено многонациональным и поликонфессиональным составом населения нашей страны. С самого начала суверенной истории Казахстана перед высшим политическим руководством страны стояла задача не только осуществления курса на построение основ рыночной экономики, но и сохранения межэтнического согласия и принципов толерантности. Все мы были свидетелями, как стремительно набирали силу ксенофобия и взаимная неприязнь в некоторых полиэтнических странах. Гражданская война и этнические зачистки в бывшей Югославии – самый яркий и трагический пример такого рода. Да и на постсоветском пространстве в этом плане не все было благополучно. В этих условиях Казахстан по-прежнему оставался территорией стабильности и толерантности.

Конечно, это вовсе не означало, что в сфере межэтнических отношений в Казахстане не было никаких проблем. Рухнувшие устои тоталитарной системы не могли не оказывать влияния на сферу межнациональных отношений. Межэтнические конфликты локального свойства случались и у нас, но, как правило, они носили сугубо бытовой характер и не имели никакой политической подоплеки. К тому же казахстанская власть в каждом таком случае действовала оперативно и ни один такой случай не имел никаких далеко идущих последствий.

Однако первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев понимал, что в силу этнического разнообразия нашего общества в государстве необходим орган, который всегда держал бы руку на пульсе жизни. А проблемы в этой сфере на тот исторический момент возникали перманентно. Они были разными по масштабу и разнообразными по природе, как разнообразен и масштабен этнический мир. Неожиданно упавшая в наши руки свобода опьяняла людей, а путь к рыночной экономике отнюдь не был равномерным и прямолинейным. Неожиданно проснувшееся национальное самосознание иногда приводило к тому, что отдельные представители некоторых этнических групп растрачивали силы на побочных тупиковых направлениях, а иногда устремлялись вспять. Но, несмотря ни на что, через все эти зигзаги неутомимо пробивала себе дорогу главная тенденция – ясно осознаваемое понимание исторической перспективы, одним из символом которого стал президент Нурултан Назарбаев. Именно поэтому он еще на заре рыночных преобразований высказал идею создания такой структуры. За этим стоял глубокий, всесторонний анализ обстановки, предельно четкая ее оценка и отсюда не менее четкое предложение, направленное на решение самых актуальных, самых животрепещущих вопросов межэтнических отношений.

Предтечей Ассамблеи стал Форум народов Казахстана, состоявшийся в 1992 году. В то же время стоит отметить, что в тот момент не все однозначно восприняли такую инициативу. И не мудрено, ведь общество еще не пережило до конца так называемую «шоковую терапию» и, вдруг, в такой непростой период выдвигается идея, на первый взгляд, не совсем соответствующая требованиям момента.

Но именно в этом и проявилось стратегическое предвидение первого президента, который прекрасно понимал, что для успешного продвижения по пути сложнейшей модернизации основ государства и общества, требуется прочный фундамент, имя которому межнациональное согласие. При этом он апеллировал к опыту предшествующих поколений, создавших наше главное гуманитарное достояние – дружбу народов. Отталкиваясь от этого наследия, президент Нурсултан Назарбаев развил свое видение и предложил создать новый общественный институт – Ассамблею согласия и единения народов Казахстана, работающую на постоянной основе.

Инициатива Нурсултана Назарбаева получила широкое одобрение среди национальных меньшинств республики. И это было вполне естественно, ведь теперь все они получали возможность быть услышанными на политическом уровне, а также значительно расширяли спектр возможностей для развития своих языков и национальных традиций. Гарантом таких перспектив выступало государство и это не могло не отразиться на умонастроениях малочисленных этнических групп и, как следствие, на всем комплексе межэтнических отношений.

Создание Ассамблеи имело еще один позитивный аспект - отныне многочисленные национально-культурные центры национальных меньшинств получали возможность лучше координировать свою работу и контактировать в рамках новой структуры, взаимодействуя в едином идеологическом ключе.

Вся последующая история суверенного Казахстана подтвердила своевременность и прозорливость такого шага. Постепенно Ассамблея народа Казахстана смогла трансформироваться в институциональный орган, четко координирующий сферу межнациональных отношений. Сегодня можно с полной уверенностью констатировать, что она во многом способствовала созданию позитивного имиджа нашей страны на международной арене и казахстанская модель построения межэтнического мира стала объектом пристального изучения во всем мире. И это не банальная декларация, а вполне осязаемая реальность, которая может и должна быть предметом гордости для каждого гражданина нашей страны.         

Ассамблея народа Казахстана наделена достаточно высоким статусом консультативно-совещательного органа при президенте Республики Казахстан. Еще одним критерием ее возможностей влиять на общественно-политические процессы является то обстоятельство, что ее рекомендации и решения являются обязательными для рассмотрения государственными структурами и институтами гражданского общества. При этом главными направлениями ее работы являются проблемы консолидации казахстанского общества, а также задачи по укреплению общественной стабильности и межэтнического согласия.

Уникальность Ассамблеи состоит еще и в том, что нигде в мире нет даже приблизительного ее аналога. Это лишний раз свидетельствует об эксклюзивном характере казахстанской модели межэтнических отношений. С различных международных трибун неоднократно давались самые высокие оценки политике нашего государства в этой сфере. Так, Казахстан назывался примером международного согласия, стабильного и устойчивого развития для других государств мира. Следует отметить, что достижения нашей национальной политики выглядят особенно актуально на фоне кризиса европейской политики мультикультуриализма. Это впечатление еще больше усилилось с началом миграционного кризиса, переживаемого сегодня Европой.   

Конечно, Ассамблеи не могла в одночасье снять с повестки дня все имеющиеся или возникающие по ходу проблемы, но можно с полной уверенностью сказать, что она во многом способствовала их нивелированию.

Ассамблея быстро и прочно вписалась в общественно-политический ландшафт Казахстана. Подтверждением этого стало то, что с 2007 года Ассамблея получила возможность делегировать девять своих представителей в Мажилис парламента РК. Несомненно, это в ощутимой мере подняло вес и статус Ассамблеи в глазах общественного мнения страны. Депутаты от нее активно работают в парламенте, инициируя важнейшие предложения, отражающие интересы наиболее крупных диаспор и этносов Казахстана.

В свете некоторых событий последнего времени, произошедших в нашей стране в межэтническом сегменте, Ассамблея стала объектом не совсем объективной критики. Однако тем, кто занимается этим, следовало бы понимать, что Ассамблея сама по себе не может подменить ни государственные структуры, занимающихся проблемами этой сферы, ни институты гражданского общества, несущие в этом плане свою долю ответственности. Поэтому более конструктивным был бы другой подход – не оголтелая критика, а объединение усилий в этом направлении. Потому что мир и межэтническое согласие должны быть важны для всех слоев нашего общества. Как показывает время, только в этом залог успешного поступательного развития нашей страны.

Размышляя о значении и роли Ассамблеи в нашей внутренней политике, нельзя не сказать о том, что ее создание, ее конкретная работа стали большой школой межэтнической политики и умения находить консенсус. Было доказано на практике, что нет таких межнациональных проблем, которые не поддаются решению путем поиска компромисса. Необходимость в каждом конкретном случае учитывать интересы других, сопоставлять и согласовывать различные точки зрения, учила терпению и выдержке, отсекала неприемлемые крайности, заставляла каждого с максимальной убедительностью аргументировать свою позицию и с максимальной внимательностью выслушивать и стремиться понять позиции других.

Стремление к согласию, без которого двигаться в сфере межэтники никак нельзя, неизбежно рождало компромиссы. Однако компромиссы, то есть неполное, ограниченное решение при четком знании того, что осталось за его пределами, лучше, чем отсутствие решения вообще. Тем более, если речь идет о компромиссах во имя межэтнического мира. Важно понимать, что если есть общая политическая воля, если растет взаимное доверие, то границы совместных решений будут постепенно раздвигаться, охватывая все больший круг вопросов. Существенно – и об этом опять-таки свидетельствует опыт работы Ассамблеи, - чтобы в каждом случае, на каждом этапе сохранялся тщательно взвешенный баланс интересов всех участников межэтнических процессов. Только так можно перейти от равновесия терпимости к равновесию благоразумия. Как показывает казахстанский опыт, последний фактор очень ценен и важен для всей сферы межэтнических взаимоотношений.     

Можно не сомневаться, что казахстанский опыт обогатил как современный политический лексикон, так и международную практику межэтнических отношений. Его автором и генератором процессов был первый президент Казахстана Н. Назарбаев. Он не просто декларировал какие-то абстрактные принципы, а предложил подходы, в ощутимой мере наполнившие межэтническую политику реальным содержанием. Именно материализация межэтнической политики действительно должна сделать наш мир более стабильным и устойчивым. Это чрезвычайно многогранный и многоплановый процесс. Он базируется на конструктивном сотрудничестве между этносами в рамках эффективной структуры, каковой является Ассамблея народа Казахстан. Он включает в себя все те конкретные шаги, которые делаются с целью укрепления межэтнического мира.

Ассамблея народа Казахстана занимается, разумеется, внутриказахстанскими проблемами. Но не стоит забывать, что в то же время, они являются фрагментом политики мировой. Так или иначе, но происходящее в одной стране, не может не сказываться на ситуации в других регионах, как это было, к примеру, когда в Мьянме начались преследования мусульман-рохинджа. Трагедия всколыхнуло общественное мнение во многих мусульманских странах.   

В случае с Казахстаном ситуация иная и речь идет о другом. В некотором смысле наша страна может считаться своеобразной лабораторией, в которой обкатывается модель межэтнической политики в условиях стремительно нарастающей глобализации.   

Вместе с тем, не стоит забывать, что мы не живем в каком-то обособленном мире, и всегда могут найтись силы, которые будут заинтересованы в нагнетании атмосферы недоверия и нестабильности. А учитывая, что межэтнические отношения – это очень тонкая и нежная материя, то внести в них элементы деструктивизма не так уж и сложно. Для нашего многонационального общества такой гипотетический сценарий развития событий был бы крайне нежелательным и даже смертельно опасным. Поэтому мы должны сделать все возможное, чтобы исключить его в принципе.

В этом смысле переоценить значение такого института как Ассамблея народа Казахстан весьма сложно. А, следовательно, она и в дальнейшем должна будет играть ключевую роль в формировании политики межэтнического согласия и мира. Задача состоит в том, чтобы закрепит и развить то, что достигнуто. И хотя политика в этом направлении уже обрела свою инерцию, работы предстоит еще много. Хотя бы, потому что еще не все обстоит так как того хотелось бы. Так что путь предстоит трудный и долгий.

Своим примером и проявленной политической волей Казахстан доказал, что готов сделать все ради сохранения и укрепления межэтнического мира и согласия и что не свернет с этого магистрального пути.   

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии