ПЯТНИЦА, 29 МАЯ 2020 ГОДА
2237 13-03-2020, 12:41

Гражданское общество и социальное предпринимательство


Решение социальных проблем на основе устойчивых бизнес-моделей. Не правда ли, звучит фантастически? Но никакой фантастики нет. Это осознанная реальность под названием «социальное предпринимательство», которое сегодня активно популяризируется и внедряется в Казахстане. Причем рассматривается как важная веха в развитии эффективного гражданского общества.

Мал золотник, да дорог

Избавлять население от социальных проблем и зарабатывать на этом деньги – тренд, который пока только зарождается в Казахстане. Несмотря на неоднократные попытки в прошлом, активно эта ниша начала формироваться лишь несколько лет назад. Согласно  статистическим данным, на сегодняшний день по всей республике насчитывается порядка 150 предпринимателей, занимающихся подобным видом деятельности, в то время как, например, в странах Европы таких бизнес-проектов уже десятки тысяч, и они формируют около 8-10 процентов ВВП. Лидером по праву считается Великобритания, где оборот социальных предпринимателей превышает 120 миллиардов фунтов, а количество созданных ими рабочих мест достигло миллиона.

В перспективе Казахстан тоже намерен выйти на аналогичные рубежи. По крайней мере, устойчивое движение в этом направлении уже начато, и, по всей видимости, государство будет оказывать ему всеохватывающую поддержку. Об этом прямо говорят итоги прошедшей в начале февраля встречи Касым-Жомарта Токаева с социальными предпринимателями. Как сообщила его пресс-служба, по итогам встречи президент заявил, что государство продолжит работу по поддержке социального бизнеса в масштабе всей республики.

Здесь стоит уточнить, что особенно пристальное внимание к развитию социального предпринимательства со стороны как государства, так и бизнеса, неправительственных организаций возникло после обращения Касым-Жомарта Токаева к народу с посланием «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана». Важная его часть была посвящена необходимости разработки концепции гражданского общества с целью его активизации и повышения статуса. И социальное предпринимательство как нельзя лучше вписывается в данный контекст. Ожидается, что в разрабатываемой концепции оно будет оформлено отдельной и подробной статьей.

Что же такое социальное предпринимательство, и какое влияние оно способно оказать на развитие нашего общества?

Несмотря на то, что история социального бизнеса во всем мире насчитывает уже несколько десятилетий, четкого его определения так и не появилось. Тем не менее, принято считать, что к данной сфере относятся компании, решающие конкретные социальные задачи и извлекающие из этого прибыль. Хотя прибыль и не является основной целью их деятельности, при этом, по крайней мере, половина их доходов обычно формируется рыночными методами, остальная же половина может восполняться за счет грантов, пожертвований и других видов финансовой поддержки. В роли социальных предпринимателей могут выступать как субъекты малого и среднего бизнеса, так и неправительственные организации, по закону имеющие право осуществлять коммерческую деятельность, если она не противоречит их уставам.   

Модели решения общественно значимых проблем у социального предпринимательства весьма разнообразные. Одна из самых распространенных – содействие трудоустройству социально уязвимого населения. В качестве примера можно привести столичную социальную мастерскую Green Tal, которая занимается изготовлением мебели, швейным производством, дизайном. Она предоставляет рабочие места казахстанцам с ограниченными возможностями, людям с ментальными нарушениями, матерям-одиночкам, бывшим заключенным.

Другой путь – создание бизнес-модели для решения проблем социально уязвимых слоев населения. Наиболее ярко на сегодняшний день это направление может проиллюстрировать пример столичного общества детей-инвалидов, которое организовало социальный мини-маркет «Эврика». Его основная деятельность заключается не только в сборе гуманитарной помощи и ее безвозмездной раздаче, но и в выходе на самоокупаемость при реализации товаров по сниженной стоимости  для социально уязвимых слоев населения.

Конечно же, решением проблем выпускников детских домов, людей с особыми потребностями, других слабо защищенных категорий граждан, социальное предпринимательство не ограничивается. Спектр его интересов и возможностей распространяется на самые разнообразные сферы жизнедеятельности общества, начиная с образования и заканчивая экологией.

По сути, социальное предпринимательство очень схоже с социальными проектами, которые реализуют НПО за счет грантов или государственного социального заказа, решая тем самым общественно значимые проблемы. Но есть и различия, и главное из них – долгосрочность. Гранты и соцзаказ подразумевают разовость акций в том или ином направлении, социальное же предпринимательство – долгосрочный тренд. Другими словами, это системная коммерциализация, монетизация социальных проектов.

Что же касается эффекта от такого рода деятельности, то довольно четко его когда-то описал председатель комитета развития человеческого капитала и социальной политики бизнеса президиума НПП «Атамекен» Талгат Доскенов: «Это позволит решить ряд проблем, пробелов государства в этом вопросе, передать некоторые функции государства по решению экологических проблем на аутсорсинг малому бизнесу и НПО, будет способствовать реализации  государственной социальной политики, экономии бюджета. Международный опыт показывает, что именно социальные предприниматели призваны решить наиболее актуальные проблемы общества».

От проблем – к перспективам

Государство активно участвует в развитии данной сферы. Серьезный вклад вносят, например, ставшие регулярными республиканские форумы трехстороннего партнерства ASAR. Они проводились уже трижды  – в Актобе, Талдыкоргане, Павлодаре. Их цель – найти точки соприкосновения в реализации социальных инициатив между государством, бизнесом и неправительственными организациями, в том числе для стимулирования роста социального предпринимательства. Кстати, одна из главных площадок форума, Social-Asar, целенаправленно акцентирует внимание на создании эффективных моделей участия бизнеса в развитии социальной сферы.

 Кроме того, акиматами совместно с НПП «Атамекен» и фондом «Даму» реализуется проект «ӘREKET», направленный на развитие социального предпринимательства. Он предусматривает как обучение основам бизнеса, маркетинга, финансовой деятельности, так и возможность получения безвозмездных грантов на реализацию социально значимых проектов.   

Для популяризации возможности организации бизнеса на социальных проблемах Министерство информации и общественного развития совместно с Центром гражданских инициатив и корпоративным фондом «Act for Impact» инициировали премию «Өзгеріс ұстасы», которой в конце прошлого года были награждены лучшие социальные предприниматели Казахстана. Впрочем, только награждением победителей проект «Өзгеріс ұстасы» не ограничивается. В его рамках впервые появился реестр социальных предпринимателей, а в скором времени должна быть составлена карта развития социального предпринимательства с охватом всей республики.

Но, несмотря на пристальное внимание к проблемам социального предпринимательства, они все еще довлеют над этой нишей. Их спектр в прошлогодней публикации в Journal of Creative Economy актуализировали эксперты из Караганды  - доктор экономических наук Татьяна Притворова и кандидаты экономических наук Николай Гелашвили и Бекаршын Жуманова: «Существует большое количество преград для развития социального предпринимательства: низкая доступность финансовых средств, неосведомленность общества о такого рода социальных проектах, несовершенство законодательства, низкие навыки социального предпринимателя в вопросах организации бизнес-процессов и менеджмента. Также нерешенной остается проблема бизнес-образования социальных предпринимателей».

И значительную роль в решении этих проблем может сыграть государство, попутно введя дополнительные стимулы для придания массовости такому роду деятельности. Поскольку социальные предприниматели решают социальные проблемы без финансовой подпитки из государственного бюджета, то они заинтересованы в иных формах поддержки, будь то предоставление помещений для реализации проектов, налоговые льготы, льготное кредитование. В целом эти меры поддержки имеют место быть, но они не нацелены конкретно на такую категорию, как социальные предприниматели, работающие на стыке бизнеса и благотворительности.

Впрочем, государство держит руку на пульсе. Оно отдает себе отчет в наличии подобного рода барьеров. С этой точки зрения трудно переоценить важность республиканского форума предпринимателей, идею проведения которого поддержал глава государства и который, предположительно, пройдет предстоящей осенью. Равно как и инициативу Министерства информации и общественного развития, которое в этом году, судя по опубликованной на его официальном сайте информации, в рамках государственного социального заказа изучит потенциал социального предпринимательства и разработает основополагающие методики его развития. В тексте опубликованного документа говорится, что ожидаемый от данных мероприятий результат будет заключаться в «оценке потенциала НПО Казахстана для развития социального предпринимательства среди действующих НПО; анализе деятельности стейкхолдеров по социальному предпринимательству; разработке проекта пилотной программы по развитию социального предпринимательства среди НПО Казахстана».

Словом, есть уверенность в том, что точки над i в дальнейших  перспективах социального предпринимательства в Казахстане наконец-то будут расставлены.

Комментарии