2814 10-02-2020, 11:58

ГЧП: трансформация и перезагрузка

В течение последних пяти лет государственно-частное партнерство (ГЧП) в Казахстане набирало обороты. Взаимодействие государства и бизнеса в рамках этого механизма для решения важнейших социально-экономических задач не раз, причем  на конкретных примерах, доказывало свою эффективность. И текущий год обещает стать новой вехой в развитии и укреплении такого рода партнерства. 

Слагаемые успеха

Благодаря широкому применению механизма  ГЧП как на уровне центра, так и на местах (то есть в регионах) появились сотни новых детских садов, школ, врачебных амбулаторий, спортивных комплексов, введены в строй новые автомобильные и железнодорожные магистрали, суперсовременные логистические центры. Такое взаимовыгодное партнерство государства и бизнеса позволило снизить нагрузку на бюджет, а отечественному предпринимательству, инициативы которого вышли на новый уровень, пережить своего рода катарсис и взять новую высоту. Только в прошлом году в рамках ГЧП было заключено 235 новых договоров, общая стоимость которых превысила 150 миллиардов тенге. В целом же за годы реализации проектов в этой сфере было заключено свыше 700 договоров на 1,6 триллиона тенге. И, что самое главное, в разы выросло число проектов, реализация которых не требует возмещения из бюджета. 

Между тем, как отмечают эксперты и представители государственных органов, потенциал ГЧП в нашей стране до конца еще не раскрыт. Поправки, внесенные в  2017 году в бюджетное законодательство, существенно упростили и ускорили процессы рассмотрения, утверждения и реализации таких проектов, вызвав тем самым волну интереса к данному механизму взаимодействия у частного сектора и практически сразу увеличив количество заключенных договоров в 20 раз. Правда, от некоторых перекосов произошедшие изменения систему не избавили. А заключаются они в том, что проекты ГЧП сконцентрировались в двух нишах - сферах образования и здравоохранения, хотя изначально предполагалась, что свою ключевую роль данный механизм сыграет в инфраструктурном развитии. Такие инициативы в портфеле, конечно, есть. Это, например, железная дорога «Станция Шар –Усть-Каменогорск», межрегиональная линия электропередачи «Северный Казахстан – Актюбинская область», автомобильный пункт пропуска «Нур-жолы», транспортно-логистический центр на участке автомобильной дороги «Алматы-Хоргос» международного транзитного коридора «Западная Европа -Западный Китай». Кроме того, началась реализация таких проектов, как строительство Большой Алматинской кольцевой автодороги и обеспечение широкополосным доступом к интернету по технологии волоконно-оптических линий связи сельских населенных пунктов, благодаря чему качественный доступ к всемирной паутине получат почти пять миллионов казахстанцев. Но все же таких проектов пока недостаточно.  

Осложняется ситуация и тем, что не всегда бизнес ведет себя ответственно – он пытается снять с себя все нагрузки и потенциальные риски, несмотря на то, что согласно законодательству, действующему в этой сфере, частному инвестору, заходящему в проекты ГЧП, возмещаются инвестиционные и эксплуатационные затраты. Кроме того, для него предусмотрены вознаграждение за управление, плата за доступность, гарантия потребления. То есть, инвестор практически ничего не теряет. Тем не менее, даже при таких мощных механизмах защиты и поддержки частники предпочитают рисковать не своими собственными, а государственными деньгами.  В итоге, как выразился в конце прошлого года председатель совета по мониторингу проектов ГЧП Аманжан Жамалов, «задолженность по проектам ГЧП  превратилась в один из видов государственного долга. Это внутренний долг государства, который сегодня соизмерим с внешним долгом – почти 1,5 триллиона тенге…  То состояние дел, которое имеет место быть, не может продолжаться. Государство не может бесконтрольно брать на себя столько обязательств». 

Логическим выходом из сложившейся ситуации стала разработка предложений, направленных на изменение существующего законодательства. «Фронтменом» в этом вопросе является Министерство национальной экономики. Оно ставит задачу перейти в сфере ГЧП от количества  проектов к их качеству, что должно выразиться в снижении долговой нагрузки на бюджет. В своем официальном аккаунте в «Фейсбуке» АО «Казахстанский центр ГЧП» отмечает: «Под качественным ГЧП мы имеем в виду те проекты, которые имеют наилучшее соотношение цены и качества, направлены на удовлетворение базовых потребностей населения и нацелены на устойчивый экономический рост страны». 

 С этой целью  предлагается разделить проекты ГЧП на три категории. Первая - с полным возмещением из бюджета расходов по операционным затратам и вложениям; вторая – с частичным возмещением; третья – те, в которых бюджетное возмещение отсутствует. Ожидается, что парламент уже в этом году рассмотрит данные законодательные новшества. И, забегая вперед, можно прогнозировать, что изменения будут одобрены депутатами, поскольку запущенный «пробный шар» уже принес свои результаты. Так, весной прошлого года в рамках работы над этими законодательными поправками акиматам было рекомендовано сконцентрироваться на проектах третьей категории, не предусматривающих возмещений из бюджета. И следование этим рекомендациям привело к существенному росту таких проектов в общем объеме. По данным на декабрь прошлого года, их доля достигла 52 процента.  

По новым правилам

С целью улучшения ситуации в начале нынешнего года были изменены и некоторые «правила игры» в сфере ГЧП. Так, приказом министра национальной экономики внесены новшества, направленные на повышение качества проектов, реализуемых в рамках данного механизма. В частности, отныне уполномоченные органы, принимающие решения о реализации инициатив, связанных с ГЧП, будут отталкиваться от ценности самих проектов  и целесообразности их осуществления как для конкретного отдельно взятого региона, так и для страны в целом. «В первую очередь рассматриваются к реализации проекты ГЧП, обеспечивающие базовые потребности населения.  В случае, если приоритетных проектов ГЧП несколько, определяется степень срочности реализации таких проектов.  Проекты ГЧП ориентируются на создание ценности для населения на долгосрочный период, а также на привлечение инвестиций частным партнером на срок более трех лет»,– говорится в тексте документа. 

Таким образом, Казахстан подтверждает свою приверженность лучшим мировым практикам и делает первый шаг на пути к внедрению рекомендованного Европейской экономической комиссией ООН принципа PeopleFirst. У нас этот термин получил другое название – «ГЧП во имя людей». Его основной смысл заключатся в том, что при реализации проектов приоритет должен отдаваться интересам не государства и бизнеса, а населения, простых людей.  

Что касается других изменений, внесенных приказом… Еще на стадии планирования проекта над ним будет работать межведомственная проектная группа, в состав которой войдут не только представители госорганов, специалисты подведомственных организаций, но и сотрудники проектных, инжиниринговых компаний, а также члены  Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». А главное – к этой работе будут привлечены независимые эксперты, которые смогут непредвзято оценить перспективы того или иного проекта, еще «на берегу» очертить острые углы, предусмотреть варианты их обхода. В функции такой группы войдут, в частности, определение приоритетности проекта, способ его осуществления,  вопросы, связанные с выделением земельных участков и их подключением к инженерным сетям, изучение маркетинговых и иных исследований по проекту, анализ предварительных расчетов. Кроме того, проектная группа, согласно приказу, осуществляет доработку конкурсной документации, а также отслеживает соблюдение сроков и процедур ее прохождения, согласования, экспертизы и утверждения.  

Также вводится правило об обязательной отраслевой экспертизе проекта уполномоченным органом соответствующей отрасли. Причем предусмотрена необходимость повторной экспертизы в случае внесения изменений или дополнений в проект в последующем. Еще один важный пункт приказа обязывает  при разработке проекта учитывать действующие в Республике Казахстан нормативные документы по ценообразованию в строительстве (в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности). 

К числу ключевых положений можно отнести и то, что в случае предоставления  по проекту компенсации инвестиционных затрат из бюджета (как отдельно, так и вместе с иными мерами государственной поддержки) индексация уровня инфляции допускаться больше не будет. 

Достаточно жестко теперь государство относится к  внесению изменений и дополнений в уже заключенные договора о ГЧП. Например, документ четко фиксирует один из ключевых моментов, напрямую направленный на снижение рисков  при реализации проектов. «Не допускается внесение изменений и (или) дополнений в заключенный договор ГЧП в части исключения этапа эксплуатации объекта ГЧП частным партнером», - говорится в его тексте. Другими словами, если частный партнер проявит недобросовестность, то он уже не сможет переложить всю ответственность за проект на плечи государства. Более того, как отмечает пресс-служба  АО «Казахстанский центр ГЧП», это «обеспечит более высокий уровень качества услуг для населения». 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии