ВОСКРЕСЕНЬЕ, 23 ФЕВРАЛЯ 2020 ГОДА
2572 3-02-2020, 12:45

Исторические юбилеи: пиар-акции, очередной той или возрождение национального сознания?


Практически каждый в год в Казахстане широко отмечают какой-нибудь юбилей. На нынешний пришлись сразу несколько: 1150-летие аль-Фараби, 175-летие Абая Кунанбаева и 750-летие Золотой Орды. А значит, и средств на их организацию будет отвлечено немало. Но есть ли практическая польза от этого? 

Планы действительно грандиозные. Помимо торжественных мероприятий, в течение года намечается провести научно-практические конференции, «круглые столы», выставки, издать книги и научные работы, снять художественные и документальные фильмы, установить памятники, возвести новые туристские объекты... С одной стороны, все это правильно - воспитывать в обществе уважение к историческому прошлому, безусловно, нужно, и тут роль государства трудно переоценить. Но, с другой стороны, возникает ощущение, что такие празднования (а точнее, то, как они у нас организуются) рассчитаны больше на внешний эффект, их результативность никто не оценивает, а отношение к ним сводится к фразе «отметили – и забыли». Кроме того, в них задействованы, главным образом, профильные ученые и специалисты, а также чиновники, тогда как простые казахстанцы ими не охвачены (ну разве что если потребуется «массовка»), да и в целом не проявляют к ним  особого интереса.  

Может, стоит отмечать подобные юбилеи как-то иначе, чтобы и реальная польза от них была и чтобы они всех граждан страны объединяли? 

Уразгали Сельтеев, политолог: «Пора уже приступать к кардинальной смене подходов в идеологической работе»

- Трудно не согласиться с такой постановкой вопроса. К сожалению, празднование этих юбилеев, если судить по подходам к их подготовке и проведению, направлено лишь на закрытие пустот в идеологической работе. Хотя идейно-ценностный потенциал у данных событий колоссальный. Особенно у концепта «Золотая Орда», который, если системно и последовательно встраивать его в общественное сознание, может стать крепкой объединительной основой для казахстанского социума на многие годы. 

У нас пока никто не научился оперировать инструментами «исторической памяти». Никогда не наблюдалось даже попыток соединить архетипы прошлого, потребности настоящего и ориентиры на будущее. Гуманитарное направление в глубоком кризисе. История, литература, искусство, философия переживают застой и существуют в отрыве от текущих общественно-политических и социально-экономических процессов. 

Надо признать, что мы так и не сформировали общепринятую систему ценностей, которую бы разделяло большинство. Да, успешно «прокачали» идеологию стабильности и межэтнического согласия. За счет этого до сего дня удавалось сохранять плавный и устойчивый ход развития. Но эта линия исчерпывается, она уже недостаточна. И проблема в том, что у нас нет правил взаимодействия на ценностном уровне, как нет и  ориентиров. 

Вся идеологическая работа сведена к решению двух задач. Во-первых, к незамысловатой и навязчивой государственной пропаганде с целью обоснования текущих и предстоящих действий правительства. Во-вторых, чтобы заполнить информационный вакуум, отвлечь внимание от по-настоящему важных социально-экономических проблем. 

При этом иллюзией и заблуждением является стремление чиновников через идеологические симулякры мобилизовать, сплотить и объединить общество для соучастия в проводимых реформах и модернизации. Одного только патриотического духа здесь недостаточно. Нужны проекты, которые сулят экономическую пользу, участвуя  в которых, люди реально будут ощущать сопричастность, вносить свой вклад и одновременно получать для себя личные выгоды. 

В чем заключался успех советской идеологии, как бы ее ни критиковали? Любая крупная промышленная стройка становилась для общества национальным проектом. У нас же власть гонится только за пиар-эффектом, поэтому вкладывается в имиджевые проекты, ориентированные на внешнюю аудиторию. 

Я уверен, что с точки зрения содержательного наполнения предстоящие мероприятия пройдут с массой недоработок. Это будут одноразовые акции. Потому что проводить их будут чиновники, для которых в приоритете формальное исполнение поручений на организационном уровне. Все реализуется в строгом соответствии с установками, высланными из центра, где большинство концепций пишутся наспех, без должной экспертной проработки. В этом, кстати, я вижу суть коррозии системы государственного управления.  

Пора уже приступать к кардинальной смене подходов в идеологической работе. Если коротко, то вместо проведения мероприятий требуется создание качественных культурных продуктов. И здесь нужна масштабность. 

Для культивирования необходимых ценностей надо создавать образы через фильмы, литературу, музыку и т.д. Сегодня если что-то и делается, то ничтожно мало и без учета меняющихся запросов и интересов ключевых социальных групп, особенно молодежи. Эти задачи должно решать, прежде всего, Министерство культуры, однако оно уже давно работает не по назначению. Скорее даже, никогда не работало. Эта стратегическая сфера практически провалена. Здесь требуется полная трансформация с жесткой зачисткой кадровых, институциональных, организационных ресурсов. 

Жаксылык Сабитов, историк, политолог: «Ждать какой-то серьезной отдачи не стоит»

- Считаю, что празднованию памятных дат и юбилеев выдающихся личностей должна предшествовать серьезная, я бы даже сказал, рутинная работа исследователей по реконструированию истории, восполнению пробелов в знаниях. Ведь на самом деле мы  очень мало знаем о той же Золотой Орде или Казахском ханстве... Можно по пальцам рук пересчитать отечественных специалистов, занимающихся их изучением. 

То же самое касается аль-Фараби, в биографии которого до сих пор множество белых пятен. К примеру, плохо изучен период, когда он жил в Багдаде, где изучал различные науки... Надо признать, что и он, и Абай для простых граждан остаются некими сакральными, нейтральными символами, то есть не вызывают каких-то сильных эмоций, чувств, что тоже является следствием недостаточных знаний, недостаточной популяризации. 

Причем исследовательская работа должна вестись на постоянной основе, а не только во время или незадолго до юбилея. К сожалению, с этим в Казахстане пока плохо. Как я уже говорил, нам не хватает ни специалистов, ни воли, ни ресурсов. А потому ждать какой-то серьезной отдачи от организации исторических юбилеев не стоит. Эффективность проводимых мероприятий будет невысокой, поскольку они не наполнены необходимым смыслом, не способствуют достижению тех целей, которые ставятся при построении сильного национального государства. 

К примеру, в 2015 году мы достаточно громко отпраздновали 550-летие Казахского ханства - до сих пор оно у всех на слуху. Хотя в реальности об этом огромном периоде истории мы до сих пор знаем очень мало. Выходит, что мы просто провели очередной той – и пошли дальше. 

Так вот, чтобы не превращать исторические юбилеи в одноразовые торжества, необходимо обеспечить им сильную научно-исследовательскую базу на долгосрочной основе. И чем быстрее мы этим займемся, тем лучше. К тому же впереди нас ожидает еще много поводов. Как известно, в нынешнем году мы также отметим 100-летие с момента создания Казахской Республики в составе СССР, а в 2025-м - 800-летие восшествия Джучи-хана на престол: это дата фактического образования улуса Джучи на территории Казахстана.

Эксперт, пожелавший остаться анонимным: «В основном это долгосрочные проекты, а не сиюминутные пиар-акции»

- Отмечать памятные исторические даты нужно, поскольку в долгосрочной перспективе они формируют идентичность народа, а в краткосрочной – помогают снизить политическую напряженность. Помнится, в лихие 1990-е у нас праздновали много различных юбилеев, хотя тогда была совсем уж тяжелая ситуация. И это было правильно, поскольку помогало сбить социальную напряженность...

При этом не соглашусь, что сам народ остается незадействованным. К примеру, я внимательно изучил, какие мероприятия будут проводиться в рамках юбилея Золотой орды. И хочу заверить, что в основном это долгосрочные проекты, а не сиюминутные пиар-акции, которые можно провести и забыть. Взять, скажем, комплекс этнографического туризма Улытау или отдельную секцию в Национальном музее РК, которые будут долго жить и нести пользу государству и гражданам.

Что касается финансовых вливаний, то не думаю, что речь идет о каких-то космических суммах. Допустим, на мероприятия, посвященные 750-летию Золотой Орды, на весь год в общей сложности заложено меньше средств, чем было затрачено на празднование Нового года в одной только Москве. Поэтому я считаю некорректным, когда некоторые СМИ в погоне за рейтингами выносят соответствующие цифры в заголовки. Тем самым они вызывают раздражение в обществе и создают негативный фон вокруг празднования важных исторических событий.

Чтобы улучшить восприятие подобных юбилеев населением, популяризировать их, необходимо, во-первых, правильно и корректно подавать любую информацию о них в СМИ. Во-вторых, нужно сделать большой упор на школы. Дети восприимчивее, чем взрослые, они наверняка запомнят интересные мероприятия, уроки, посвященные Золотой Орде, Абаю или аль-Фараби. И, в-третьих, следует сосредоточиться на серьезных, долгосрочных проектах, а не на кратковременных, хотя и ярких, акциях

Хочу также поддержать мнение, высказанное на днях известным журналистом Сериком Малеевым. Почему те, кто нападает на юбилей Золотой Орды, не спешат отказываться от празднования 75-летия Победы над фашизмом и не призывают сэкономленные от этого средства направить на развитие производства? Разве такой шаг не был бы логичным? Думаю, налицо политическая ангажированность лиц, которые выступают против памятных дат, занимающих особое место в истории казахского народа.

 

Комментарии