ПЯТНИЦА, 17 ЯНВАРЯ 2020 ГОДА
3400 27-12-2019, 14:29

Казахстан нуждается в современных культурологах и антропологах


Так уж повелось, что категория «культура» в нашем обществе почти всегда воспринималась как явление вторичного порядка. И, возможно, в силу этого многие наши проблемы имеют сугубо гуманитарные корни. Профессор кафедры религиоведения и культурологи КазНУ им. аль-Фараби Турсун Габитов рассуждает о том, что культура может стать одним из  важных средств и способов вхождение Казахстана в мировое цивилизованное пространство.

В системе высшего образования Республики Казахстан в настоящее время происходят радикальные реформы. Необходимость реформ продиктована потребностью  Казахстана выйти на международный уровень качества и стандартов образования, поднять качество отечественного образования и добиться признания отечественных дипломов в зарубежных странах. Эти реформы предполагают освоение не  только внешних и формальных параметров западных моделей образования (кредитная система , структурный формат «бакалавриат – магистратура – PhD» и.т.д), но и внутренних, содержательных параметров. Последние относятся к содержанию того, что должно преподаваться, к перечню и содержанию учебных дисциплин. Какие-то из этих дисциплин соответствуют западным аналогам и не требуют радикального пересмотра, другие же требуют кардинального изменения содержания. К последним относится и культурология.

«Независимый Казахстан» как культурный бренд имеет печать подлинности, уникальности, исконности. Но мы должны наполнять его новым содержанием, иначе всё подлинное будет приписано к прошлому, а современности останется репутация подделок, имитаций, повторения образцов. Невозможно меняться и непрерывно продолжать традицию, оставаясь в собственном соку. Для этого нужны внешние связи и циркуляция знаний.

Приток знаний – это  вызов для культуры. Не сталкиваясь с вызовами, культура обречена на дублирование прошлого,  на замыкание в себе и деградацию. Необходима конкурентоспособность в культурной сфере, которую может придать кластерная организация. Об этом подчеркивает Н.Назарбаев с своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»: «Если мы хотим быть нацией со своим неповторимым местом на глобальной карте ХХІ века, то мы должны реализовать еще один проект –  «Современная казахстанская культура в глобальном мире». Речь идет о том, чтобы мир узнал нас не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям». Национальная идея «Мәңгілік ел» обладает консолидирующей силой, опирается на наследие истории и культуры нашей страны, ведет к укреплению нашей государственности, а также дает новые импульсы в формировании  и развитии конкурентоспособности современных культурных кластеров.

Подготовка специалистов для сферы культуры (в вузах и путем создания национальной системы повышения квалификации работников культуры) очень важна. Одним из важнейших условий формирования конкурентноспособной культурной среды является компетентное управление культурными процессами. Недостаточное внимание и недофинансирование данного направления может привести к замедлению модернизации сферы культуры в целом и к негативным последствиям текущего реформирования бюджетной сферы. Современный социокультурный менеджмент должен быть гибким, мобильно реагирующим на динамичные процессы культурных трансформаций, с видением перспектив развития отрасли, обладающим проектным мышлением и способным к креативным решениям. 

Подготовка специалистов новой генерации в разных сферах культуры и искусства должна стать одной из задач культурной политики и предполагает  разработку комплексных мер: разработать комплекс приоритетов государственной культурно-образовательной политики Республики Казахстан, который должны стать ядром инновационной концепции культурного образования; необходима  целевая комплексная программа по подготовке специалистов в области современного менеджмента в сфере культуры и социокультурного проектирования в профильных вузах страны с учетом их компетенций, опыта разработки и реализации инновационных образовательных программ в этой сфере.

В сочетании с хорошей информационной поддержкой, налаживания партнёрских связей такое образование становится важнейшим ресурсом создания конкурентноспособной культурной среды.  Современные инновации обусловлены не только развитием творческого потенциала личности и групп. Новые подходы к использованию информационных и инновационных технологий призваны: 

- содействовать культурному и языковому разнообразию в информационном обществе, создание коммуникационных сетей способных удовлетворять разнообразные культурные и образовательные потребности людей;

- поощрять участие СМИ  в решении таких вопросов, как развитие местных и национальных культур и языков, изучение и охрана культурного наследия, сохранение культурных традиций, экология культурной  среды и.т.д.; 

- развивать конкурентноспособный контент в электронных средствах массовой информации и коммуникации, формирующих культурную среду и духовно-интеллектуальную безопасность.

Глубокая и профессиональная объективная оценка результатов культурных процессов становится крайне актуальной в современных социоэкономических условиях. Применение комплексного подхода к формированию инновационных механизмов управления повышает эффективность менеджмента и обеспечивает развитие, как отдельных субъектов, так и сферы  культуры в целом. Поэтому, именно сегодня, когда достигнуты ощутимые результаты, как никогда назрела необходимость в ярком художественном воплощении национальных духовных ценностей. Только в пространстве культуры можно сформулировать и понять важнейшие императивы государства: «кто мы?» и «куда мы идём?». Культура оформляет идеологию не только на вербальном, визуальном, но и на духовном уровне. 

Сегодня, когда Казахстан становится одной из точек притяжения мировой геополитики, центром уникальных политических и экономических инициатив (ОБСЕ, EXPO-2017), необходимо, чтобы его культурная развитие было таким же динамичным, чтобы наша страна стала одним из центров культуры и искусства современного мира. История культуры Казахстана, как часть истории мировой культуры, должна быть выражена в художественных образах, которые будут влиять на формирование международного имиджа нашей страны, рождать гордость в сердце подрастающего поколения, а это - главный залог успеха. В настоящее время ощущается нарастающий международный интерес к истории и искусству нашей страны. Поэтому мы ответственны за то, чтобы национальная идея, в которой транслируются духовные ценности народа, обрело яркое и выразительное  художественное воплощение. 

К сожалению, по-прежнему нередко встречается отношение к сфере  культуры и искусства, как к чему-то второстепенному, как к области развлечения,  досуга. Это в корне ошибочно и по крайней мере недальновидно. Только культура и искусство позволяют зримо художественно воплотить национальные духовные ценности, проявляют духовную силу и мощь народа, без которых страну ждёт отсталость. Большая часть современных культурных событий Казахстана представляет собою разрозненные мероприятия, нацеленные на разовый успех. Необходима системная всеобъемлющая стратегия  развития культуры и искусства Казахстана. Несмотря на укоренившийся в обществе стереотип о том, что культура в большинстве своем - это отрасль досуга и развлечений, прежде всего, нужно рассматривать культуру как мощный инструмент формирования национальной идеологии, духовного развития и позиционирования страны в мировом пространстве. 

Анализ почти тридцатилетнего опыта независимого  развития страны, в том числе и в сфере культуры, позволяет вычленить ее ключевые проблемы. При этом часть проблем досталось Казахстану  в качестве наследия советской эпохи, другая часть проявилась за годы независимого развития. Достаточное развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры и искусства позволяет сформировать инновационный подход к развитию этой области и обеспечить научную обоснованность реализации мероприятий. Современная казахстанская культура нуждается не только в защите от вызовов и угроз глобализации, но и в необходимости создания казахстанской культурной ниши в мировом культурном пространстве. Надо определить ее место, роль, векторы   влияния на мировую цивилизацию. Культура может стать одним из важных средств и способов вхождение в мировое цивилизованное пространство. 

Отличие культурных ресурсов от минерально-сырьевых заключается в том, что первые являются возобновляемыми ресурсами и не теряют стоимостные ценности на кризисных этапах. Культурные ценности не являются только объектами этнографического исследования, но и могут стать частью национального производства и пополнять ВВП страны. Обретение Казахстаном независимости открыла  много возможностей для духовно-ценностного самоопределения нации, строительства собственной государственности. После 70-ти лет забвения своих культурно-исторических корней перед молодой республикой стали новые проблемы культурной самоидентификации, Духовно-ценностные ориентации, собственная национальная идея развития определяют идеологию, стратегию и тактику во всех сферах жизнедеятельности становящегося национального государства. Всё это необходимо и актуально особенно в наше время - в век глобализации. Поэтому обретенная независимость имеет первостепенную ценность для построения национального государства на основе тех объединяющих наш народ духовных ценностей, которые составляют уникальность, неповторимость казахской культуры, ещё со времён кочевничества направленная  на мирные взаимоотношения с другими культурами, её открытость, свободолюбие, толерантность. Эти ведущие ценности нашего народа и определили стратегические цели казахского народа, и завоевывает авторитет на международной арене сегодня. Духовные ценности составляют глубинный смысл жизни, стержень нации, определяют содержание и её способы бытия, мышление, мировоззрение, ментальный характер, её социально-историческое лицо. Сохраняя свои духовные корни, ценности мы сможем сохранить себя, свое лицо и не исчезнуть в потоке всеохватывающих глобализационных процессов.

Сегодня  актуальными становится разработка программы дальнейшей культурной модернизации казахстанского общества и подготовка молодых специалистов по  специальности «культурология», экспертов по культурному менеджменту и культурной политике. На сегодняшний день в рамках факультета философии и политология КазНУ им. аль-Фараби осуществляется подготовка специалистов по культурологии.  Первоначально в качестве образца была взята структура курса и теоретико-методологическая программа преподавания российского аналога учебной дисциплины «культурология». В России свой окончательный вид она приняла к началу 1990-х годов и с тех пор  существенно не менялась. В западных университетах и их учебных программах не значится дисциплина «культурология», но там преподается курс под названием «культурная антропология» или «сultural studies». Как самостоятельная учебная и научная дисциплина культурная антропология изучается во многих ведущих западных и азиатских университетах, а профессия «культурного антрополога» является одной из самых востребованных среди гуманитарных специальностей. Это же можно сказать и по дисциплине «cultural studies». 

По своему предмету эти дисциплины ближе всего к культурологии. Но они содержательно настолько различны, что нет никакой возможности их совместить, скорректировать, сблизить. Во-первых, они различны тематически:    культурология и культурная антропология изучают совершенно разные темы. В культурной антропологии отсутствуют базовые для культурологии темы по истории культуры (культура древнего мира, античная культура, культура средневековья и так далее). Несколько совпадают циклы теории культуры, но и здесь они существенно разнятся: целый ряд философско-культурологических проблем последних десятилетий, радикально повлиявшие на современную культурную антропологию, отсутствуют в российской и казахстанской культурологии.

Во-вторых, они различны  методологически: культурология  ориентирована больше на традиционные классические методы философских  и гуманитарных наук, тогда как культурная антропология использует другую методологию  (культурный реализм, постструктурализм и постмодернизм, феминизм (как методология), постфрейдизм и др.) и ряд этнографических методов (полевые исследования,  соучаствующее наблюдение и др.). В этой связи возникает потребность в преподавании новой дисциплины и подготовки нового поколения специалистов, которые будут способны адекватно и своевременно реагировать на наиболее динамичные вызовы современных тенденций,  возникающих в культуре. Поэтому наряду с подготовкой специалистов культурологов, основная цель и задачи которых заключаются в обеспечении преподавания учащимся истории и теории культуры в рамках школ, лицеев, гимназий, колледжей, есть потребность в подготовке нового поколения специалистов, способных обеспечить запросы общества в знании инновационных изменений происходящих внутри самой культуры, в осуществлении межкультурной коммуникации. Устаревшие методы культурологии не способствуют, а скорее блокируют понимание сложных и динамичных процессов и изменений, происходящих в современной культуре. Известно, что результаты исследований и в естественных, и в гуманитарных науках в решающей степени зависят от методологии исследования, от применяемых в науке методов. Поэтому освоение современной методологии является важнейшей частью подготовки нового поколения специалистов. 

В-третьих, культурология и культурная антропология различны по цели и задачам: если культурология стремится дать глобальную всемирно-историческую единую картину культуры, то культурная антропология нацелена на изучение множества различных локальных, этнических, национальных культур. Задачей культурной антропологии является не изучение истории мировой культуры, а исследование конкретных современных культур, включая собственную национальную культуру. В современных условиях научно-информационный багаж культурологии должен быть реализован на уровне передачи знания учащимся средних школ, гимназии, лицеев, колледжей,   им необходимо усвоение этой суммы знаний, предоставленных в дисциплине культурология. Этот аспект реализован в практике подготовки специалистов по культурологии, что также важно, так как без этой суммы знаний человеку очень сложно ориентироваться в мире, осуществлять межкультурную коммуникацию.

Для современного состояния общества очень важным является исследование новых трансформаций и изменений, происходящих в современной культуре. Знание этих тенденций невозможно без приведения специальных научных исследований. Для изучения этих тенденций необходимы специалисты, способные их изучать, представлять себе  не только знания, но и практические рекомендации по их применению. Культурная антропология - это практическое исследование культуры, основанное на полевых исследованиях, она имеет дело не с понятиями, а самими вещами и процессами, а также с людьми.

В западных странах культурный антрополог - это востребованный специалист, подобно практическому социологу или психологу. В современных стандартизированных условиях, когда  особенно не видна динамичность, подвижность встречи различных культур, особое значение имеет специфика чужой культуры, с которой кому-то предстоит иметь дело и с которой предстоит прожить. Это важно для правительства и государства, для бизнесменов и предпринимателей, для корпораций и фирм, для преподавателей и учёных, студентов и школьников, для научных и учебных обменов, для туристов, выбирающих страну отдыха, и для многих других случаев. К примеру, правительство хочет установить контакты с некой  новой страной, корпорации хотят открыть филиал в какой-то стране, муниципальные власти посылают делегацию в город-побратим, учёный-преподаватель едет на долгосрочную стажировку в другую страну и все они обращаются к культурному антропологу с просьбой дать сведения или провести исследование иной культуры. Таким образом, подготовка специалистов по культурной антропологии отвечает потребности в компетентных специалистах, способных дать ответы на запросы общества.

Казахстану как молодому развивающемуся государству, желающему получить полноценное международное признание, такие специалисты нужны не в последнюю очередь. Поэтому исследование не только своей собственной, но и других культур является актуальным запросом современного общества, который невозможно удовлетворить  только на основе «мягкой силы», денег или за счёт собственных природных ресурсов. Исследования чужой культуры особенно важно в условиях глобализации и модернизации, для решения конфликтных проблем и предотвращения таких ситуаций как внутри самой страны, так и в деле сотрудничества с другими странами. Казахстан должен  готовить культурных антропологов. Диплом «чистого культуролога» не будет востребован и действенен, так как эти специалисты готовятся для потребностей средних школ. Именно поэтому необходима подготовка нового поколения специалистов, которые будут иметь диплом «культурного антрополога». 

Комментарии