Избрание нового главы государства в любой стране означает изменения во внутренней и внешней политике. Они могут быть кардинальными, что весьма редко, либо незначительными, что встречается чаще. Все зависит от ситуации.
Президент К.К.Токаев избрал второй путь. И для этого у него есть серьезные основания, которые отмечены в Послании народу Казахстана - "За эти годы под руководством Первого Президента Казахстана – Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева наша страна превратилась в стабильное и авторитетное в мире государство. Благодаря прочному единству мы укрепили свою Независимость и создали условия для улучшения благосостояния народа. Это время стало периодом созидания и прогресса, мира и согласия. Наш путь развития получил признание во всем мире как казахстанская модель, или модель Назарбаева».
Нельзя забывать и того, что сам К.К.Токаев, многие годы занимавший пост министра иностранных дел Казахстана, активно работал над формированием и развитием внешнеполитического курса молодого государства. Будучи заместителем Генерального секретаря ООН, Генеральным директором отделения ООН в Женеве и представителем Генерального секретаря ООН на Конференции по разоружению принимал активное участие в разрешении важнейших глобальных проблем современного мира. Успехи Казахстана в политике разоружения, прежде всего избавлении государства от ядерного наследия СССР, также связаны с деятельностью К.К.Токаева. Не случайно он занимал пост Генерального секретаря Конференции по разоружению.
Много времени К.К.Токаев уделял деятельности региональных организаций. Он избирался председателем Советов министров иностранных дел СНГ и Шанхайской организации сотрудничества.
Казахстан в прежние годы председательствовал в ОБСЕ, ОИК, СНГ и других организациях. Являлся избранным членом Совета Безопасности ООН. Успешной оказалась деятельность в составе миротворческих сил в Афганистане, Ливане. Во время визита Президента Н.А.Назарбаева в США в январе 2018 года президент Д. Трамп отметил, что «в течение более четверти века США рассматривали Казахстан, эту сильную суверенную и независимую страну, как ценного друга и стратегического партнера в Центральной Азии».
Таким образом, К.К.Токаев имеет все основания говорить о необходимости продолжения внешнеполитического курса, который позволил стране благополучно преодолеть многие проблемы международных отношений.
Но мир не стоит на месте. Меняется соотношение сил на мировой арене, развитие науки и техники приводит к фундаментальным изменениям в экономике, обществе, возникают новые противоречия в региональных отношениях. На внешнюю политику накладывает отпечаток и изменения внутри страны, когда возникают проблемы, которые нужно решать силами международного сообщества. Поэтому нужно понимать преемственность как естественное продолжение политики, которая оказалась успешной и верной с учетом новых реалий.
Приоритетом для Казахстана являются отношения с близкими соседями. Поэтому неудивительно, что свой первый визит президент К.К. Токаев совершил в Российскую Федерацию. Вопрос не только в том, что у нас самая протяженная граница. Отношения между Россией и Казахстаном основаны на многовековом соседстве и общем прошлом. Между нашими странами подписано более 300 договоров и соглашений, в том числе Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 года.
Россия и Казахстан являются активными проводниками интеграции постсоветского пространства. Нас объединяет участие в СНГ, ЕАЭС, ОДКБ. Казахстан и Россия являются членами ШОС и других организаций.
Государственный визит К.К.Токаева в Узбекистан совпал с открытием Года Казахстана в Узбекистане. Президенты Казахстана и Узбекистана подписали несколько соглашений, обсудили вопрос о создании Международного центра торгово-экономического сотрудничества на границе Узбекистана и Казахстана.
Обстоятельное обсуждение интеграционных процессов в Центральной Азии состоялось во время встречи с руководителями внешнеполитических ведомств Республики Кыргызстан — Чингизом Айдарбековым, Республики Таджикистан — Сироджиддином Мухриддином, Республики Туркменистан — Рашидом Мередовым, Республики Узбекистан — Абдулазизом Камиловым.
- Общая многовековая история, добрососедство, культурная и религиозная близость были и остаются фундаментальными основами сближения наших государств. Благодаря усилиям Первого Президента Казахстана — Елбасы Нурсултана Назарбаева сотрудничество в Центральной Азии всегда являлось приоритетом нашей внешней политики,— подчеркнул Касым-Жомарт Токаев во время этой встречи.
В Послании народу Казахстана К.К.Токаев поставил стратегическую задачу - «это укрепление авторитета страны в Центральной Азии в качестве регионального лидера».
Европейский союз является самым крупным торговым партнером Казахстана. В совокупности объем торговли с Европейским союзом превысил $37 миллиардов, что составляет более половины торгового оборота Казахстана. США уже долгие годы по праву занимает место среди крупнейших инвесторов в экономику Казахстана. За период с 2005 года по 2018 год валовый приток прямых инвестиций из США в Казахстан составил 40 миллиардов долларов. По итогам прошлого года американские инвестиции в нашу страну установили новый абсолютный рекорд, достигнув 5,3 миллиарда долларов. За январь-июнь товарооборот между двумя странами составил 1,1 миллиарда долларов, что на 31,8 процента выше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Естественно, что современный мир находится в стадии определенного переформатирования. Ведущие державы мира — США и КНР - вступили в период обострения противоречий, в том числе и «торговую войну». По-прежнему нестабильной остается ситуация на Ближнем Востоке и Афганистане. Сильное потрясение испытал Европейский Союз вследствие миграционного кризиса. Опасность миграционного давления на Европу сейчас уменьшилась. Но продолжающиеся социально-политические кризисы, тяжелая экономическая и демографическая ситуация в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке могут привести к повторению всплеска миграции. Серьезные издержки испытывает Европа в связи с выходом из ЕС Британии.
Естественно, что политика Казахстана должна учитывать все эти и иные проблемы и противоречия великих держав, объединений, регионов. Но главная задача состоит не только в том, чтобы избегать вовлеченности в противостоящие союзы или блоки. Гораздо более продуктивнее искать возможности для развития экономики и социального самочувствия граждан страны. Для такого подхода необходим солидный опыт государственной службы и международной деятельности, которым и обладает президент К.К.Токаев. Учитывая еще и то обстоятельство, что К.К.Токаев возглавлял ведущие международные организации где занимался вопросами безопасности, экономического сотрудничества, можно надеяться на успешное проведение внешнеполитического курса Казахстана.
Асель Назарбетова, руководитель отдела международных исследований КИСИ при Президенте Республики Казахстан, PhD по политологии