Необходимость поддержки предпринимательства, что крайне важно для экономики Казахстана, прописана в различных законах и государственных программах. В частности, в «Дорожной карте бизнеса – 2020» (ДКБ-2020). Эта программа аккумулировала в себе и систематизировала меры и механизмы поддержки для становления и развития малого и среднего бизнеса, который уже в ближайшей перспективе обещает стать базисом для будущего полноценного развития.
Точки роста
Одной из самых действенных мер, заложенных в ДКБ-2020, стала так называемая инфраструктурная поддержка предпринимательства. Под ней подразумевается создание инфраструктуры, необходимой для реализации проектов малого и среднего бизнеса, направленных либо на создание новых, либо на модернизацию и расширение уже действующих производств. Наиболее эффективно эта мера проявила себя в отношении предпринимателей, ставших участниками индустриальных зон.
Что такое индустриальная зона (ИЗ)? Согласно нормам казахстанского законодательства, это территория, обеспеченная инженерно-коммуникационной инфраструктурой, предоставляемая субъектам частного предпринимательства для размещения и эксплуатации объектов предпринимательской деятельности, в том числе в области промышленности, агропромышленного комплекса, туристской индустрии, транспортной логистики, управления отходами. По сути, это не просто территории, а те самые точки роста, о которых любят рассуждать в экспертных кругах. За счет концентрации производств в черте индустриальной зоны и происходящей благодаря этому экономии на инфраструктурных расходах, начинает срабатывать мультипликативный эффект: снижается себестоимость произведенной на ее территории продукции, а, следовательно, растет конкурентоспособность самих предприятий. Это, в свою очередь, делает их привлекательными в глазах инвесторов, а саму индустриальную зону превращает в «окно» для притока инвестиций, трансферта технологий, совершенствования управленческих навыков.
Мировой опыт доказывает эффективность создания подобных объектов на экономических картах практически всех стран. Впервые индустриальные зоны возникли в США и Великобритании, а после Второй мировой войны они распространились по всему миру. И если в европейских странах их главная задача – структурно переформатировать экономику, то азиатские используют этот инструмент для ускоренного экономического роста. Причем, как показывает практика, они достаточно быстро достигают ожидаемого результата: создаются новые производства, в том числе инновационные и высокотехнологичные, появляются дополнительные рабочие места, максимально полно раскрывается транспортный и экспортный потенциал как каждого отдельно взятого региона, в котором базируется ИЗ, так и страны в целом.
Все плюсы работы индустриальных зон особенно наглядно видны на примере Малайзии, где первый индустриальный парк появился в 1996 году. Его задача заключалась в комплексном развитии высокотехнологичных отраслей в области современной электроники, механической электроники, телекоммуникаций, полупроводников, оптоэлектроники, биотехнологии, производства современных материалов, наукоемких и новейших технологий. И буквально через десятилетие Малайзии удалось достичь поставленной цели – она совершила небывалый рывок, войдя в тройку мировых лидеров по производству и экспорту компьютерных компонентов.
Через тернии к …
Что касается Казахстана, то впервые о создании индустриальных зон у нас задумались более десяти лет назад. Начало было положено в Астане и Караганде. Появившиеся там ИЗ в сжатые сроки на практике доказали логичность дальнейшего движения именно по этому пути. В недрах правительства даже родился план по ускоренному созданию индустриальных зон в других регионах страны. Но ему не суждено было сбыться, поскольку правила игры стал диктовать разразившийся в мире экономический кризис, и государственным органам пришлось сосредоточиться, в первую очередь, на борьбе с его последствиями. Тем не менее от идеи создания индустриальных зон Казахстан не отказался. Вынужденная передышка, можно сказать, даже пошла на пользу, позволив более точечно и взвешенно подойти к реализации этого проекта.
К созданию таких зон приступили многие казахстанские регионы, которые привлекли инвесторов, запустили новые производства, модернизировали уже действующие. Но набрать должной скорости эти объекты, увы, так и не смогли. Дело в том, что пробелы в законодательном регулировании деятельности индустриальных зон привели к ряду сложностей, из-за которых потенциальные инвесторы не всегда готовы были войти в них. Если говорить конкретно, то вопрос упирался в отсутствие прозрачных процедур допуска инвесторов к ресурсам ИЗ (процедур, которые бы исключали либо сводили к минимуму коррупционные риски), а также гарантий неприкосновенности права владения и пользования инвестором земельными участками на территории индустриальных зон до завершения проектов и дальнейшей их эксплуатации, вместе с возведенной на них инфраструктурой. Кроме того, сказывались отсутствие механизмов взаимодействия участников индустриальных зон и обслуживающих их инфраструктуру сервисных компаний, а также излишняя забюрократизированность прихода инвесторов в зону. А еще стала очевидной необходимость введения специального правового режима, который бы в разы сократил сроки оформления и получения соответствующей документации.
Второе дыхание
Впрочем, по большому счету, наличие этих проблем не парализовало работу индустриальных зон. Как иностранные, так и казахстанские инвесторы и предприниматели демонстрируют стабильный интерес к вхождению в них. Аналитики объясняют это тем, что, несмотря на существующие «но», ИЗ все же более привлекательны для бизнеса, чем, например, специальные экономические зоны. И с этим трудно поспорить.
Как констатируют эксперты, даже сама по себе инфраструктура уже становится для предпринимателей и инвесторов вожделенным «пряником», от которого каждый здравомыслящий бизнесмен хочет откусить свой кусочек. «Даже при условии наличия в качестве стимулирующего фактора только базовой, либо частичной инфраструктуры на территории индустриальных зон для возможности осуществления предпринимательской деятельности, проведенный анализ тем не менее показывает достаточно существенные их результаты», - говорят они. А наличие дополнительных плюсов при грамотном их использовании и эффективном менеджменте вполне могут превратить ИЗ в самый настоящий Клондайк. К этим плюсам можно отнести отсутствие отраслевых ограничений по видам деятельности, что упрощает доступ потенциальных участников к индустриальным зонам и обеспечивает их активное заполнение, наличие специального таможенного режима, что позволяет без проблем перемещать и оформлять грузы. Но главное – это льготы по инвестиционным контрактам, включая освобождение от НДС и таможенных пошлин.
Что же касается законодательных пробелов, то недавно они тоже были устранены. В апреле этого года глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал Закон «О специальных экономических и индустриальных зонах». Помимо ликвидации вышеназванных недочетов, этот документ расставил точки над i и во многих других вопросах, касающихся деятельности индустриальных зон. Например, он оговаривает распределение функций между местными исполнительными органами и создаваемым единым координационным центром, который будет заниматься актуализацией деятельности зон, осуществлять мониторинг и анализ их работы, проводить экспертизу реализуемых на территориях ИЗ проектов. Также акцент делается на возможных механизмах финансирования строительства инфраструктуры государственных и частных индустриальных зон, в том числе посредством льготного кредитования и субсидирования. Меры, предусмотренные данным законом, позволят задышать полной грудью и новым индустриальным зонам, которые появятся в ближайшей перспективе, и уже действующим. Их, кстати, на данный момент в Казахстане уже 22. На территориях этих ИЗ реализованы свыше ста проектов, общая стоимость которых превышает 120 миллиардов тенге. На стадии реализации находятся еще 134 проекта.