11150 13-08-2019, 10:51

Индустриальные зоны: эффект масштаба

Необходимость поддержки предпринимательства, что крайне важно для экономики Казахстана, прописана в различных законах и государственных программах. В частности, в «Дорожной карте бизнеса – 2020» (ДКБ-2020). Эта программа аккумулировала в себе и систематизировала меры и механизмы поддержки для становления и развития малого и среднего бизнеса, который уже в ближайшей перспективе обещает стать базисом для будущего полноценного развития.

Точки роста

Одной из самых действенных мер, заложенных в ДКБ-2020, стала так называемая инфраструктурная поддержка предпринимательства. Под ней подразумевается создание инфраструктуры, необходимой для реализации проектов малого и среднего бизнеса, направленных либо на создание новых, либо на модернизацию и расширение уже действующих производств. Наиболее эффективно эта мера проявила себя в отношении предпринимателей, ставших участниками индустриальных зон.

Что такое индустриальная зона (ИЗ)? Согласно нормам казахстанского законодательства, это территория, обеспеченная инженерно-коммуникационной инфраструктурой, предоставляемая субъектам частного предпринимательства для размещения и эксплуатации объектов предпринимательской деятельности, в том числе в области промышленности, агропромышленного комплекса, туристской индустрии, транспортной логистики, управления отходами. По сути, это не просто территории, а те самые точки роста, о которых любят рассуждать в экспертных кругах. За счет концентрации производств в черте индустриальной зоны и происходящей благодаря этому экономии на инфраструктурных расходах, начинает срабатывать мультипликативный эффект: снижается себестоимость произведенной на ее территории продукции, а, следовательно, растет конкурентоспособность самих предприятий. Это, в свою очередь, делает их привлекательными в глазах инвесторов, а саму индустриальную зону превращает в «окно» для притока инвестиций, трансферта технологий, совершенствования управленческих навыков.

Мировой опыт доказывает эффективность создания подобных объектов на экономических картах практически всех стран. Впервые индустриальные зоны возникли в США и Великобритании, а после Второй мировой войны они распространились по всему миру. И если в европейских странах их главная задача – структурно переформатировать экономику, то азиатские используют этот инструмент для ускоренного экономического роста. Причем, как показывает практика, они достаточно быстро достигают ожидаемого результата: создаются новые производства, в том числе инновационные и высокотехнологичные, появляются дополнительные рабочие места, максимально полно раскрывается транспортный и экспортный потенциал как каждого отдельно взятого региона, в котором базируется ИЗ, так и страны в целом.
Все плюсы работы индустриальных зон особенно наглядно видны на примере Малайзии, где первый индустриальный парк появился в 1996 году. Его задача заключалась в комплексном развитии высокотехнологичных отраслей в области современной электроники, механической электроники, телекоммуникаций, полупроводников, оптоэлектроники, биотехнологии, производства современных материалов, наукоемких и новейших технологий. И буквально через десятилетие Малайзии удалось достичь поставленной цели – она совершила небывалый рывок, войдя в тройку мировых лидеров по производству и экспорту компьютерных компонентов.

Через тернии к …

Что касается Казахстана, то впервые о создании индустриальных зон у нас задумались более десяти лет назад. Начало было положено в Астане и Караганде. Появившиеся там ИЗ в сжатые сроки на практике доказали логичность дальнейшего движения именно по этому пути. В недрах правительства даже родился план по ускоренному созданию индустриальных зон в других регионах страны. Но ему не суждено было сбыться, поскольку правила игры стал диктовать разразившийся в мире экономический кризис, и государственным органам пришлось сосредоточиться, в первую очередь, на борьбе с его последствиями. Тем не менее от идеи создания индустриальных зон Казахстан не отказался. Вынужденная передышка, можно сказать, даже пошла на пользу, позволив более точечно и взвешенно подойти к реализации этого проекта.

К созданию таких зон приступили многие казахстанские регионы, которые привлекли инвесторов, запустили новые производства, модернизировали уже действующие. Но набрать должной скорости эти объекты, увы, так и не смогли. Дело в том, что пробелы в законодательном регулировании деятельности индустриальных зон привели к ряду сложностей, из-за которых потенциальные инвесторы не всегда готовы были войти в них. Если говорить конкретно, то вопрос упирался в отсутствие прозрачных процедур допуска инвесторов к ресурсам ИЗ (процедур, которые бы исключали либо сводили к минимуму коррупционные риски), а также гарантий неприкосновенности права владения и пользования инвестором земельными участками на территории индустриальных зон до завершения проектов и дальнейшей их эксплуатации, вместе с возведенной на них инфраструктурой. Кроме того, сказывались отсутствие механизмов взаимодействия участников индустриальных зон и обслуживающих их инфраструктуру сервисных компаний, а также излишняя забюрократизированность прихода инвесторов в зону. А еще стала очевидной необходимость введения специального правового режима, который бы в разы сократил сроки оформления и получения соответствующей документации.

Второе дыхание

Впрочем, по большому счету, наличие этих проблем не парализовало работу индустриальных зон. Как иностранные, так и казахстанские инвесторы и предприниматели демонстрируют стабильный интерес к вхождению в них. Аналитики объясняют это тем, что, несмотря на существующие «но», ИЗ все же более привлекательны для бизнеса, чем, например, специальные экономические зоны. И с этим трудно поспорить.

Как констатируют эксперты, даже сама по себе инфраструктура уже становится для предпринимателей и инвесторов вожделенным «пряником», от которого каждый здравомыслящий бизнесмен хочет откусить свой кусочек. «Даже при условии наличия в качестве стимулирующего фактора только базовой, либо частичной инфраструктуры на территории индустриальных зон для возможности осуществления предпринимательской деятельности, проведенный анализ тем не менее показывает достаточно существенные их результаты», - говорят они. А наличие дополнительных плюсов при грамотном их использовании и эффективном менеджменте вполне могут превратить ИЗ в самый настоящий Клондайк. К этим плюсам можно отнести отсутствие отраслевых ограничений по видам деятельности, что упрощает доступ потенциальных участников к индустриальным зонам и обеспечивает их активное заполнение, наличие специального таможенного режима, что позволяет без проблем перемещать и оформлять грузы. Но главное – это льготы по инвестиционным контрактам, включая освобождение от НДС и таможенных пошлин.

Что же касается законодательных пробелов, то недавно они тоже были устранены. В апреле этого года глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал Закон «О специальных экономических и индустриальных зонах». Помимо ликвидации вышеназванных недочетов, этот документ расставил точки над i и во многих других вопросах, касающихся деятельности индустриальных зон. Например, он оговаривает распределение функций между местными исполнительными органами и создаваемым единым координационным центром, который будет заниматься актуализацией деятельности зон, осуществлять мониторинг и анализ их работы, проводить экспертизу реализуемых на территориях ИЗ проектов. Также акцент делается на возможных механизмах финансирования строительства инфраструктуры государственных и частных индустриальных зон, в том числе посредством льготного кредитования и субсидирования. Меры, предусмотренные данным законом, позволят задышать полной грудью и новым индустриальным зонам, которые появятся в ближайшей перспективе, и уже действующим. Их, кстати, на данный момент в Казахстане уже 22. На территориях этих ИЗ реализованы свыше ста проектов, общая стоимость которых превышает 120 миллиардов тенге. На стадии реализации находятся еще 134 проекта.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии