6796 26-06-2019, 12:27

Митинги: почему акимы их боятся и как изменить ситуацию?

Разрешить нельзя запретить. После июньской волны митингов власти, похоже, всерьез задумались над тем, чтобы поставить запятую в этом предложении после первого слова. Как пообещал новый президент страны Касым-Жомарт Токаев, в Казахстане разработают специальный закон, регламентирующий порядок проведения мирных демонстраций. Чем он будет отличаться от своей старой версии, пока неясно. Известно лишь, что собираться и высказывать свои мнения граждане смогут только после обращения в соответствующие инстанции и в специально отведенных местах.

Как известно, в акиматах уже есть списки мест, где можно проводить митинги, но это в основном малолюдные и отдаленные от городских центров территории. Между тем цель любой подобной публичной акции – быть замеченными властью и донести до нее свои требования. Делать это где-то в захолустье все равно что варить воду – как правило, эффект от таких собраний незначителен. Впрочем, в условиях, когда решение о том, быть или не быть митингам, принимают акиматы, даже окраина уже кажется роскошью. В последние годы местные власти настолько увлеклись запретами, что в принципе свели на нет право граждан выражать публичный протест. Хотя кто как не они должны знать, насколько бывает опасно сдерживать пар общественного недовольства силовыми методами...

Итак, что же следует изменить в отечественном законодательстве, чтобы граждане могли реализовать свое конституционное право на проведение митингов и при этом избежать наказания? С этим вопросом мы обратились к нашим экспертам.

Максим Казначеев, политолог:«Действовать в логике властей протестующие не будут»

- На мой взгляд, абсурдной является сама необходимость получения разрешения на проведение митингов где бы то ни было. Существуют естественные ограничения вроде военных объектов, знаковых инфраструктурных сооружений (например, электростанции и т.п.), транспортных узлов. Но в остальном право граждан на мирные протестные действия не может быть ущемлено и не нуждается ни в чьих разрешениях.

В цивилизованных обществах правоохранительные органы лишь контролируют безопасность проведения массовых акций, но не принимают решения об их одобрении либо неодобрении. Сила применяется только в случае угрозы жизни и здоровью других граждан, мародерства, а также при провокациях в отношении сотрудников силовых структур.

Поэтому никакой процедуры согласования митингов не может быть в принципе. Должно исчезнуть само понятие «несанкционированная акция протеста». Органы правопорядка обязаны присутствовать при проведении таких массовых акций, но только в целях безопасности населения. Организаторы митингов не должны просить разрешения, а должны только уведомлять местные власти об их проведении. 

Что касается жесткой политики местных властей в отношении митингующих, то, на мой взгляд, это обычный страх перед центром. Дело в том, что акиматы несут неформальную ответственность за политический контроль над подведомственной территорией. И все акции протеста, даже санкционированные, рассматриваются сквозь призму способности либо неспособности акима наладить взаимодействие с местным сообществом, да и в целом выполнять свои обязанности. 

С другой стороны, в условиях казахстанской властной вертикали нет структур, которые были бы способны заменить акиматы в выполнении этой функции: центральные власти далеко, а у силовиков отсутствуют компетенции по выявлению «полезных» и «вредных» массовых акций. Поэтому в данной ситуации выход один – принципиальный отказ от разрешительного механизма их проведения.

Что касается «разрешенных» и «неразрешенных» мест, то это придает дополнительный импульс «героизации» протеста. Сейчас у молодежи, у протестующих высшим шиком считается демонстративное задержание именно в «неразрешенной» части города. То есть логика публичного протеста заставляет активистов идти именно в такие места, чтобы добиться информационного резонанса. 

А потому стремление разграничить территорию города (здесь можно, там нельзя) – это ловушка для самих властей. Действовать в их логике протестующие никогда не будут – поскольку в противном случае они уже перестают быть протестующими, «бунтарями», призывающими народ к пробуждению. Компромисса в вопросе мест проведения массовых акций не будет именно по этой причине, а не потому, что протестующие не знают законодательство о митингах. Демонстративность акций заключается не в месте протеста, а в самом его факте. И чем более жесткими будут ответные действия силовиков – тем ближе будут протестующие к достижению своих целей. 

Чингиз Лепсипбаев, руководитель проекта по защите прав граждан Qorgau: «Гражданские акции – норма для любого демократического государства»

- В последнее время в Казахстане действительно резко актуализировалась тема митингов. Надо полагать, что это реакция на рост протестных настроений. Очень надеюсь, что теперь наконец-то удастся решить этот вопрос.

Гарантии свободы мирных собраний закреплены статьей 32 Конституции РК и Законом «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций», а также ратифицированным нашей страной Международным пактом о гражданских и политических правах. Однако на практике все это либо не работает, либо работает против самих митингующих. Что касается норм Закона, предусматривающих установление мест проведения собраний, то там вообще налицо несоответствие международным стандартам сразу по целому ряду критериев…. И если уж стоит цель создать более либеральное законодательство, то такого рода вещи нужно обязательно учитывать.

В целом же я считаю, что нужно изменить разрешительный характер проведения публичных акций на уведомительный. Они должны стать полностью легальными, без необходимости получать на то санкции от соответствующих исполнительных органов. Ответственность за общественный порядок и безопасность собрания тоже нужно тщательно проработать. Согласно отечественному законодательству, пока она возлагается на организаторов собрания, что в корне противоречит и Конституции РК, и международным стандартам. 

Частичная либерализация законодательства - это, конечно, хорошо, но все-таки недостаточно. Считаю, что прежде чем приступать к реформам, нужно разобраться с компетенциями местных внутренних политик и особенно полиции, которые сегодня пытаются всячески ограничить возможности граждан в плане мирных протестов. Проще говоря, наше право в этом вопросе полностью выстроено под интересы акиматов и органов внутренних дел, которые, как показывает практика, предпочитают жестко его регулировать, но в большинстве случаев с этим не справляются. Настало время играть более тонко в соответствии с современными информационными реалиями. 

Ну, и наконец, что касается «специально отведенных мест». Если рассматривать эту меру как альтернативу полным запретам, то ее можно только приветствовать. Как мне кажется, если митинг, акция или перформанс имеют действительно интересную и актуальную тематику, то на них обязательно придут граждане и СМИ, где бы они ни проходили... 

А вообще, пора бы уже начать постепенно приучать и общество, и власть к тому, что гражданские акции – это норма для любого демократического государства.

Асхат Асылбеков, общественный деятель:  «Нужно менять не законы, а установки в умах чиновников»

- Ситуация с новым законом о демонстрациях у многих вызвала удивление, поскольку уже существующее законодательство позволяет гражданам страны реализовывать свое право на мирные митинги и шествия. Другое дело, что акиматы на местах всячески нарушают его, тем самым вызывая в обществе недовольство властью и порождая мнение, что она антинародна. 

Понятно, что акиматы отказывают в проведении митингов по надуманным причинам. С изменением политического климата в стране они все больше перестраховываются, закручивают гайки. К примеру, раньше алматинские власти позволяли собираться за кинотеатром «Сары-Арка», а сейчас отказывают даже в этом... Хотя, выбирая силовой вариант подавления мирных несанкционированных митингов, они тем самым еще больше усугубляют ситуацию.

Вспомните известного общественного активиста Альнура Ильяшева, который более 30 раз подавал заявления на проведение мирного митинга, но тщетно. И лишь после того, когда его история стала достоянием широкой общественности, ему, наконец, разрешили провести мирное собрание 30 июня. Этот пример весьма показателен – прежде всего, он свидетельствует о ложных установках в головах «политтехнологов» от власти, которые не считают активную часть населения, проявляющую себя в соцсетях, истинными выразителями интересов всего народа. Для них это лишь плательщик налогов и источник обогащения. 

Поэтому нужно менять не законы, а установки в умах чиновников. Сейчас страной фактически управляет бюрократический аппарат, который не меньше, чем олигархи, заинтересован в сохранении своей власти и не намерен менять правила игры. Токаеву придется проводить реформы, преодолевая его сопротивление. Это касается и внесения изменений во многие законы. В частности, пора уже вводить норму об избираемости акимов на местах. Только избранный народом аким будет легитимен и способен к диалогу со своими избирателями. Только так мы вернем власть народу, как и записано в Конституции.

Если власти хотят завоевать доверие народа, то сначала они должны сами научиться ему доверять. Не стоит бояться мирных митингов - во всех других странах они позволяют находить болевые точки, общими усилиями искать пути решения проблем…

Фото: Мария Гордеева

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии