2800 25-06-2019, 12:11

Гражданское общество: 10 шагов к системным переменам

В конце прошлого года «Гражданский альянс Казахстана» презентовал проект Концепции устойчивого и эффективного развития гражданского общества на 2019-2025 годы (10 шагов к системным переменам). Документ стал своего рода гражданской поддержкой концептуального видения развития Казахстана на ближайшее будущее. Это видение закреплено в принятой больше года назад государственной программе «Стратегический план развития РК до 2025 года», основная задача которой – ускоренный и качественный экономический рост, а также повышение уровня жизни в стране. 

Решить эти задачи призван комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности бизнеса и человеческого капитала, на технологическую модернизацию, совершенствование институциональной среды, минимизацию негативного влияния человека на природу, реализацию целей устойчивого развития ООН. Кстати, одна из этих целей звучит так: «Успешная реализация повестки дня в области устойчивого развития невозможна без налаживания на глобальном, региональном и местном уровнях всеохватывающих партнерских отношений между правительствами, частным сектором и гражданским обществом. Отношения должны быть построены на принципах и ценностях, общем видении и общих целях, в первую очередь ориентированных на удовлетворение интересов человечества и планеты». Представители гражданского сектора посчитали, что не должны оставаться в стороне от тех важных процессов по преобразованию страны, которые сегодня происходят, и выразили готовность, активно включившись в них, внести свою посильную лепту в строительство нового Казахстана. 

С полной уверенностью можно сказать, что это знаковый для страны момент. В нашей республике ранее уже действовала аналогичная концепция, рассчитанная на период с 2006-го по 2011-й годы. Ее разработали в соответствии с общенациональной программой демократических реформ и стратегией вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. И она сыграла важную роль в развитии гражданского общества, став основой при разработке целевых программ, законодательных и других нормативных правовых актов, нацеленных на создание благоприятных условий для функционирования его институтов. 

Подводя в 2012 году итоги реализации той концепции, эксперты отмечали: «Официально зарегистрированы и действуют 12 политических партий, 5 820 НПО самой различной направленности, 3 340 общественных фондов, 1 072 ассоциации юридических лиц, 471 национально-культурное объединение, 3 340 религиозных объединений, представляющих свыше 40 конфессий и деноминаций, 6 646 СМИ самых разных форм собственности».

Фактически за тот период гражданское общество в РК стало масштабной и хорошо структурированной силой. Пережив этап самоидентификации и получив поддержку со стороны государства (одной из системных и эффективных мер которой является государственный социальный заказ), оно окрепло, полноценно встало на ноги. На нынешнем же витке истории перед ним стоят совершенно иные задачи. Как сказал в конце прошлого года Лидер нации, «НПО должны стать драйвером продвижения высоких стандартов качества жизни. Я объявил пять социальных инициатив. Это основные задачи послания должны осуществляться при тесном взаимодействии с НПО. Это, прежде всего, оценка, общественный контроль за реализацией программ, а также качество обратной связи с населением».

В течение полугода новая концепция обсуждалась в регионах со всеми представителями «третьего сектора». Ожидается, что в скором времени она будет принята, и тогда взаимоотношения между властью и гражданским обществом начнут выходить на новый, более качественный уровень. Со своей стороны, неправительственные организации собираются встретить это время во всеоружии, поставив перед собой достаточно высокую планку. В частности, разработчики концепции констатируют, что «перед институтами гражданского общества в перспективе встают вопросы повышения устойчивости сектора, его профессионализации, повышения качества оказываемых услуг, личной и социальной ответственности. Все большее значение приобретают такие принципы деятельности, как сотрудничество, солидарность, прозрачность и подотчетность».

Необходимость разработки новой концепции вызвана, прежде всего, следующим обстоятельством. По мнению аналитиков, «становление гражданского общества идет в основном в экономически и культурно развитых центрах республики. Наибольшее число развитых институтов гражданского общества сконцентрировано в Алматы, промышленно развитых Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях, густонаселенной Туркестанской области. За действием же разрозненных субъектов гражданского общества прослеживаются разобщенность и отсутствие координации усилий по решению социальных проблем в их деятельности, отсутствует стратегия сотрудничества, не ведется целенаправленный диалог взаимодействия и обмена опытом, в том числе и с международными организациями». 

Чтобы изменить ситуацию, вовлечь граждански активное население в процессы, происходящие в стране, обеспечить его консолидацию и дальнейший профессиональный рост, выстроить по-настоящему конструктивный диалог с органами власти и бизнесом, авторы концепции предложили «10 шагов к системным переменам». 

Первый шаг называется «Начни перемены с себя». Он направлен на изменение мышления, на формирование у населения сопричастности к общественным процессам, а также на искоренение негативных моментов, мешающих развитию гражданского сектора, будь то «НПО одного лидера» или же НПО-однодневки, цель которых одна – получить госзаказ. В рамках данного направления авторы концепции предлагают законодательно закрепить условия участия неправительственных организаций в реализации социально значимых проектов, финансируемых государством (чтобы исключить доступ к бюджетным средствам для псевдо-НПО), а при выборе проектов для финансирования отдавать предпочтение тем, которые реализуются в партнерстве с несколькими общественными объединениями. 

Второй шаг звучит следующим образом: «Кадры решают все». Он предполагает решение такой проблемы, как обеспечение профессиональными кадрами деятельности институтов гражданского общества, а также государственных органов, работающих с третьим сектором. Инициаторы считают, что пора глубоко проанализировать потребности рынка труда в общественном секторе на ближайшие десять лет. При этом обязательно должна быть учтена быстро продвигающаяся цифровизация социально-экономических процессов. Свою роль в осуществлении данного шага должны сыграть специально разработанные для госслужащих обучающие программы, а также Академия НПО. 

Третий шаг направлен на развитие волонтерской деятельности в стране. Гражданский сектор уверен, что со временем она станет образом жизни каждого казахстанца. Конечно же, на первых порах необходимо оказать поддержку этому движению через специальный государственный заказ. 

Четвертый шаг предусматривает налаживание качественных каналов коммуникаций. Разработчики концепции уверены: «Диалог власти с институтами гражданского общества – это самый верный и объективный способ получения государственными структурами обратной связи. Сегодня актуален только один принцип работы в этом вопросе: «Конструктивное предложение общества – оперативное государственное решение». 

В качестве пятого шага предлагается следующее: «В связи с реализацией 97-го шага Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» государственное финансирование социально значимых инициатив и проектов требует пересмотра механизмов и увеличения объемов средств на всех уровнях власти». 

Шестой шаг звучит так: «Формирование объективных «правил игры» - основа успешного развития общественных инициатив». Он предусматривает совершенствование законодательства, так или иначе регулирующего сферу деятельности гражданского сектора. Это, в первую очередь, вопросы регистрации НПО и их налогообложения, а также контроля за их деятельностью со стороны институтов власти. 

Седьмой шаг предполагает активное участие общественности в реализации национального проекта «Рухани жаңғыру». Задача-минимум – стать координатором социально значимых проектов, реализуемых в его рамках. 

Следующие два шага – поддержка международных инициатив Казахстана и социально ответственного бизнеса, для которого «третий сектор» может и должен стать надежным партнером. 

Ну и, наконец, десятый шаг направлен на поиск лидеров внутри самого «третьего сектора». Вот как он изложен: «Двадцатитысячная армия неправительственных организаций, официально зарегистрированных в Казахстане, осуществляющих деятельность в самых разных экономических, социально-политических областях, должна иметь свой весомый голос в обществе на всех уровнях власти. Обеспечить такой голос должна организация, принимаемая общественными структурами, авторитетная в среде гражданского сектора, власти и в международном сообществе… Только вместе, объединив все наши усилия, компетенции, мы сможем добиться прогресса в решении поставленных задач перед гражданским обществом Казахстана». 



Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии