Громкий допинг-скандал, о котором сообщили практически все мировые СМИ и в эпицентре которого оказался Алексей Полторанин, задержанный в ходе чемпионата мира в Зеефельде, нанес еще один ощутимо-болезненный удар по репутации казахстанского спорта. Каковы обстоятельства этого дела, что вменяют в вину и что грозит нашему лыжнику?
Осторожно, полиция!
На протяжении последнего десятилетия именно Полторанин, наряду с трагически погибшим Денисом Теном, был визитной карточкой казахстанского зимнего спорта. Да, серьезных успехов на международном уровне добивались также биатлонистка Елена Хрусталева, конькобежец Денис Кузин и могулистка Юлия Галышева. Но при всем к ним уважении нельзя не сказать о том, что первые двое «выстрелили» лишь по разу за карьеру, а победительница недавнего чемпионата мира представляет вид спорта, который не столь популярен и узнаваем в мире, как лыжные гонки или фигурное катание.
Полторанин и другие фигуранты «зеефельдского дела» (лыжники из Австрии и Эстонии) обвиняются в применении кровяного допинга, или аутологической трансфузии, – это когда спортсмену переливают кровь, взятую у него же и хранившуюся три-четыре недели. Такая манипуляция позволяет повысить содержание гемоглобина и уровень выносливости. Этот метод востребован в тех видах спорта и дисциплинах, где нужно преодолевать очень большие расстояния, – в беговом и плавательном марафоне, в лыжных и шоссейных велосипедных гонках. Стоит напомнить, что именно на кровяном допинге попались в 2007-м лидеры велогруппы «Астана» казахстанцы Александр Винокуров и Андрей Кашечкин.
Год назад, накануне открытия зимних Игр в Пхенчхане, британское издание «Санди Таймс» и немецкий медиахолдинг ARD онародовали совместный материал, из которого следовало, что около трети всех призеров Олимпиад и чемпионатов мира в лыжных гонках, проходивших с начала «нулевых» годов, использовали кровяной допинг либо эритропоэтин. Якобы журналисты через осведомителя получили доступ к базе данных и выяснили, что 290 проб были признаны «подозрительными», а их результаты – «аномальными», однако никого не наказали: видимо, из-за недостаточности доказательств. Большинство проб, мол, принадлежало российским (34%), французским (29 %) и австрийским (28%) лыжникам, также были названы сборные Норвегии, Швеции, Италии и Германии.
Есть виды допинга (к ним относится и кровяной), использование которых выявить и доказать посредством лабораторных анализов очень непросто. Возможно, поэтому антидопинговые службы, не ограничиваясь забором проб у спортсменов, активно сотрудничают с правоохранительными органами, чтобы обнаружить другие улики. А Австрия, где проходил чемпионат мира по лыжным гонкам, – это та страна, где применение допинга (точнее, мошенничество в спорте с использованием запрещенных методов и веществ) является уголовно наказуемым преступлением и соответственно входит в сферу внимания полиции.
Стоит напомнить, что два года назад во время чемпионата мира по биатлону в Хохфильцене (в той же Австрии) местные стражи порядка провели обыск в расположении сборной Казахстана. Позже по их запросу аналогичный обыск в ходе этапа Кубка мира устроила уже итальянская полиция. А в начале ноября 2018-го девять наших ведущих биатлонистов были отстранены от участия в соревнованиях на период разбирательства, которое инициировала международная федерация этого вида (IBU) и которое продолжается по сей день. Причем никаких конкретных доказательств не предъявлено. (Кстати, буквально на днях Спортивный арбитражный суд в Лозанне удовлетворил апелляцию лидера казахстанской команды Галины Вишневской и обязал IBU отменить решение о ее временном отстранении). А в середине декабря прошлого года та же полиция Хохфильцена нагрянула с обыском в расположение уже сборной России по биатлону и предъявила ей обвинения в нарушении антидопинговых правил.
То есть, с австрийскими правоохранительными органами шутки плохи. К тому же за месяц до старта чемпионата мира сильнейший лыжник этой страны последних лет Йоханнес Дюрр, пойманный в 2014-м на допинге, рассказал в интервью журналисту уже упомянутого ARD о том, что в мировых лыжных гонках использование запрещенных препаратов и манипуляций, а особенно аутологической трансфузии, является делом привычным (есть версия, что именно по его наводке 27 февраля был организован полицейский рейд, результатом которого и стал арест пятерых лыжников, включая Полторанина). И после всего этого заниматься переливанием крови в Зеефельде было большой глупостью.
Эстонский след
… Шесть лет назад, в феврале-марте 2013-го, Полторанин добился двойного успеха на чемпионате мира в Валь-ди-Фиемме. Сначала он вместе с Николаем Чеботько завоевал «бронзу» в командном спринте, причем бежал его нелюбимым коньковым стилем, а потом такую же медаль на дистанции 50 км «классикой». До этого в течение полутора месяцев на этапах Кубка мира и «Тур де Ски» Алексей выиграл четыре гонки, в том числе даже спринтерскую. За ту зиму он заработал в качестве призовых от международной федерации 86,5 тысячи франков: больше, чем казахстанец, получили лишь четыре лыжника - норвежец Нортуг, швейцарец Колонья, россияне Легков и Вылегжанин..
Удачно начался для него и следующий сезон 2013/14, поэтому накануне Олимпийских игр в Сочи находившийся в «золотом» возрасте 26-летний Полторанин считался едва ли не главным фаворитом на дистанции 15 км классическим ходом. Ждали от него с Чеботько призового места и в командном спринте, который тоже предстояло пробежать коронной для них «классикой». Но не сложилось – только 9-я итоговая позиция на «пятнашке» и 8-я в спринтерской эстафете.
Перед началом нового олимпийского цикла Алексей решил, что надо многое менять в системе своей подготовки, и руководство отечественного спорта пошло ему навстречу, хотя это требовало заметного увеличения государственного финансирования. Он стал тренироваться у известного эстонского специалиста Мати Алавера. И так продолжалось до конца февраля прошлого года. В первые два сезона результаты были неплохие, третий получился скомканным (из-за проблем со здоровьем), зато четвертый, предшествовавший Олимпиаде, начался очень удачно: несколько побед на этапах Кубка мира, 4-е место в итоговом зачете престижной многодневки «Тур де Ски». Однако на Играх в Пхенчхане случилась памятная всем драма.
Надо сказать, что Алавер в свое время тренировал Андруса Веерпалу, двукратного олимпийского чемпиона и двукратного чемпиона мира – причем именно в гонках классическим стилем, который является коронным и для Полторанина. В 2011-м Веерпалу был обвинен международной федерацией (FIS) в применении запрещенного гормона роста и дисквалифицирован. Однако Спортивный арбитражный суд отменил санкцию, мотивировав это тем, что «FIS не смогла достичь приемлемых стандартов доказательств, которые необходимы, чтобы избежать риска получения псевдоположительных результатов».
После прошлогодней неудачи в Пхенчхане казахстанская федерация лыжных гонок прервала контракт с Алавером, но, как сообщил чуть позже в одном из интервью главный тренер сборной РК, Полторанин будет и дальше работать по планам эстонского специалиста. А еще Алексей настоял на том, чтобы в штате оставили его помощников – Андруса Веерпалу (того самого) в качестве тренера и спарринг-партнера, а также смазчика лыж.
Сын Веерпалу, 24-летний Андреас, и Карел Таммъярв – это те эстонские лыжники, которые были задержаны в Зеефельде вместе с Полтораниным и двумя австрийскими спортсменами. Один из последних в момент появления полиции как раз проходил процедуру переливания крови. Причем случилось это за полтора часа до старта гонки на 15 км классическим стилем, в которой Алексей считался одним из претендентов на медали. А позже Таммъярв рассказал, что начал использовать кровяной допинг в 2016 году по рекомендации Мати Алавера, который и дал координаты занимающегося этим немецкого врача. Алавер подтвердил его слова, после чего подал в отставку со своего поста в Олимпийском комитете Эстонии.
Что дальше?
Все приведенные выше факты, мягко говоря, свидетельствуют не в пользу Полторанина. И на следующий день после его задержания в ряде СМИ появилась информация: мол, казахстанец полностью признал свою вину и сообщил, что прибегал к манипуляциям с кровью с 2014 года. Но по собственным словам лыжника, произнесенным им в интервью одному из изданий 6 марта, он дал такие показания только затем, чтобы его освободили: «Я находился в одиночной камере в холодном подвале, с минимумом удобств. В тот момент я думал, что отдам что угодно, лишь бы выйти на свободу и вернуться к семье». Он также заявил, что никогда не применял допинг: «Единственный раз – на этом чемпионате мира у меня был соблазн использовать запрещенный метод, но, слава богу, этого не произошло, чему я очень рад». То есть, собирался, но не переступил черту. Передумал или помешали?
Как было на самом деле, мы, возможно, узнаем после суда, который пройдет в Австрии. Но в любом случае Полторанин вряд ли сумеет избежать дисквалификации – и, скорее всего, завершит спортивную карьеру. А если будет доказано, что он использовал кровяной допинг с 2014 года, то его могут лишить завоеванных за это время титулов. В предлагаемой ниже таблице содержится информация о главных достижениях Полторанина и о полученных им призовых за два периода: до середины 2014 года (то есть, до начала работы с Алавером) и после.
Примечание: суммы призовых указаны в швейцарских франках (1 CHF = 1 доллар США)
В свете всего этого возникает вопрос: а что случилось с Полтораниным во время прошлогодней олимпийской гонки на 50 км, когда он примерно с 20-го километра по 40-й вместе с финном Ийво Нисканеном, казалось, бы уверенно лидировал (отрыв от остальных достигал целую минуту), а потом фактически встал и добрался до финиша лишь спустя почти пять с половиной минут после победителя? Наш лыжник был тогда абсолютно «чистым»? Или же кровяной допинг, применяемый именно для повышения выносливости, может давать обратный эффект?
Кстати, еще один эстонский гонщик Алго Карп, который уже после задержания его товарищей по сборной признался, что раньше тоже прибегал к подобным манипуляциям (в том числе и перед гонкой на 50 км в Пхенчхане, которую закончил лишь 41-м), сказал: «Просто ужасно, что свои лучшие результаты я показал, будучи чистым. Когда я использовал допинг, я был в плохой форме и особых успехов не достиг. Летом я понял, насколько сильно ошибался»...
Фото Изтургана Алдауева (Национальный олимпийский комитет)