9168 28-12-2018, 06:30

Почему казахстанские чиновники столь падки на награды и регалии?

Помните «Сказку про Федота-стрельца удалого молодца?». Такое ощущение, что Филатов, создавая сей шедевр, заглянул в будущее, причем выбрал для своих пророчеств суверенный Казахстан. По крайней мере, он очень точно описал то, как выглядит современная казахстанская номенклатура: «У меня наград не счесть: весь обвешанный как елка, на спине – и то их шесть!». Кому и зачем нужна искусственно устраиваемая ярмарка тщеславия?

Совсем недавно государственные мужи щедро раздавали гражданам звания и награды. Правда, критерии отбора достойных, как всегда, остались за кадром. Например, в ВКО, как сообщил сайт yk-news.kz, орден «Курмет» вручили женщине – заместителю районного акима за «проявленное ею мужество»: она оказалась в автомобиле, который во время весеннего паводка едва не оказался под водой – ее с попутчиками спас местный житель.

В чем заключалось мужество замакима, так никто и не понял. Не меньше вопросов вызывают и чиновники более высокого полета, которые нет-нет, да появляются в парадных мундирах, увешанных многочисленными орденами и медалями. Взять хотя бы бывшего министра обороны Сакена Жанузакова. Человек он, безусловно, заслуженный, но зачем ему соревноваться с усопшим генсеком Брежневым в количестве наград на кителе?

Кому нужно такое количество «героев»? Казахстанцам, стране? Чем вызвана такая «ордено»– и «медалемания», и какой на самом деле должна быть система присуждения государственных наград? Эти вопросы мы адресовали известным общественным деятелям.

Максим Крамаренко, председатель ОО «Республиканское славянское движение «Лад»: «Награды бывают разные»

– Любая награда выполняет, как минимум, две функции: отметить человека за какие-то выдающиеся качества и тем самым задать ориентир для других граждан. То есть, речь идет о моральном поощрении и воспитательном аспекте.

Но награды бывают разные. Иногда награждают за действительно совершенный подвиг. Например, за отвагу на войне, за раскрытие громкого преступления, за спасение людей на пожаре, за совершенное научное открытие. В таком случае человек действительно достоин морального поощрения. Но бывает, что награждают, мягко говоря, за лояльность к вышестоящему чиновнику. Тем самым этот чиновник расплачивается со своим «вассалом», стимулируя его дальнейшую преданность. И такие награды тоже выполняют «воспитательную функцию»: на подобных примерах людям дают понять, как они могут попасть в число «орденоносцев». Многого тут делать не надо – достаточно просто лебезить перед своим «сюзереном».

А еще бывают случаи, когда человек награждает себя сам, если у него есть такая возможность. Здесь тоже все понятно.

Видя и зная, за что у нас чаще всего награждают, можно говорить о том, к какому обществу мы идем, какие нравственные ориентиры стремимся заложить в наших граждан. Если мы хотим построить действительно передовое государство, приверженное принципам социальной справедливости, то, конечно же, должны морально поощрять только тех, кто приносит благо обществу своей работой, своей службой, своими поступками в кризисных ситуациях. И никак иначе.

Максим Андрюшин, член президиума ОСДП: «Значение государственных наград сегодня выхолощено»

– В условиях нашей политической системы, где власть безраздельно ассоциирует государство с собой, государственные награды (в том числе и медали) во многом потеряли свой изначальный смысл и превратились в форму поощрения или покупки лояльности к власти. И такая пирамида награждений воспроизводится в каждом регионе, причем неизбежно сопровождается протекционизмом и кумовством. Поэтому то и дело приходится слышать о случаях коррупции и прямой покупки наград.

Ежегодно наблюдаемое нами обилие награждений и, скажем так, малопонятные поводы для них зачастую сводятся к стажу работы или каким-либо датам в жизни награжденных. А в этом году ситуация «усугубилась» началом очередного выборного цикла, признаки которого с каждым днем становятся все более очевидными. И в такой ситуации поощрение лояльности всей армии чиновников к действующей власти для последней особенно необходимо.

Увы, все это в значительной степени выхолащивает значение государственных наград, которыми в идеале должны поощряться примеры служения именно государству, независимому от сиюминутной конъюнктуры, Отечеству, Родине, народу. Я, конечно, с уважением отношусь и к будничному, рутинному труду на благо страны, но все же, на мой взгляд, за каждой такой наградой должен стоять яркий поступок, даже определенная гражданская жертвенность. Если об этом нельзя интересно рассказать детям в школе, формируя гражданское самосознание подрастающих поколений, то для чего тогда все это нужно?

Мурат Телибеков, мусульманский общественный деятель: «Награды по случаю юбилея, ежегодного праздника – это нонсенс»

– Награды обесценились! Весьма прискорбно, но это факт. Конечно, отмечать отличившихся чем-то людей надо, но подход здесь должен быть разумный. В противном случае торжественные ритуалы превращаются в посмешище. Думаю, что пора прекратить практику раздачи государственных наград по случаю того или иного праздника. Медаль или орден – мерило человеческого поступка. Совершил подвиг, достиг выдающихся успехов – получай награду. Но вручать ее по случаю юбилея, долгожительства, ежегодного праздника – это нонсенс.

Предлагаю альтернативу. Если хочется отдать должное человеку, вовсе необязательно представлять его к государственной награде. Ведь есть масса других способов поощрения. Ну, например, публично погладить по голове, похлопать по плечу, спине, ниже спины, поцеловать или ласково потрепать за холку и заявить во всеуслышание: «Вот молодец! Смотрите на него! Прожил 90 лет и до сих пор не умер! Настоящий герой! Кахарман!». Или, следуя нашим степным обычаям, подарить ему барана, новый костюм либо импортные туфли, пригласить на бешбармак.

Думаю, что многие будут даже рады такой замене – ведь медаль не съешь, ею не укроешься в холод, не пройдешься в ней по лужам в ненастную погоду. Если, например, мне предложат на выбор медаль или жирный кусок казы, то я как настоящий казах, конечно, выберу казы. Медаль ведь могут и забрать, а съеденный казы никто не заберет...

Несколько слов о государственных премиях. Здесь тоже многое необходимо привести в соответствие с сегодняшним временем. Меня всегда коробит, когда я сталкиваюсь с объявлениями: «Конкурс на лучшее произведение (или на лучшую научную работу)! Присылайте заявки!». Чем-то напоминает базарную торговлю. Уверен, что ни один здравомыслящий человек с чувством собственного достоинства не будет просить о награде, обращаясь с подобными заявками, собирая необходимые справки, прилагая отзывы, документы. Есть в этом что-то унизительное, дикое, варварское, невежественное.

Что я предлагаю взамен? В каждом министерстве, ведомстве есть группы мониторинга. Хотите отметить лучших? Тогда изучайте, выявляйте, анализируйте, напрягайте мозги. Если не в состоянии это сделать, то не надо вторгаться в эту сферу. Займитесь тем, в чем хорошо разбираетесь. Премия, поощрение, награда должны сваливаться на человека неожиданно, как снег на голову, как приятный сюрприз – вне зависимости от того, подал он заявку или нет.

Павел Шумкин, профсоюзный лидер: «Там своя свадьба, тут своя беда»

– В конце этого года, как, впрочем, и любого другого, по стране прокатилась дежурная волна государственных и общественных награждений. Награждали министерства, мажилис, акиматы, маслихаты. Награждали «своих» – публично и не очень.

Население к «ярмарке тщеславия» номенклатуры никакого интереса, как обычно, не проявило. «Пусть там потешатся. Нам от этого ни тепло, ни холодно...», – говорит народ.

Налицо очевидный гражданско-социальный разлом – «там своя свадьба, тут своя беда». Примеров тому масса в каждом городе и в каждом селе.

Скажем, в Караганде областной маслихат вручил звания «почетных граждан» трем «известным в регионе ветеранам», «которые много лет трудились на руководящих и партийных должностях». И это при том, что по закону маслихат – это орган власти, представляющий местное население. Он не олицетворяет собой общество и соответственно не имеет права определять степень почетности его членов. Это прерогатива только самого общества. Перечень же номинантов, «трудившихся на руководящей и партийной ниве», абсурден по существу, потому как они являются даже не «генералами прошлых войн», а «генералами проигранных прошлых войн». Именно они руководили строительством того государства («государственного социализма»), которое страна безуспешно переделывает до сих пор. Если они специалисты по коммунизму, то где результат? Если по демократии и рынку, то опять же каковы успехи? А если ни то, ни другое – за что почет?

Может быть, они награждены за что-то иное, например за то, что показали обществу примеры личного бескорыстия, высокой степени социальной нравственности или гражданского героизма – примеры, достойные общественного подражания? Но и в этом они не уличены – строительство массы элитных подворий тому свидетельство. Многие из них занимают руководящие должности и сегодня, переплавляя «остатки народного социализма» в личный капитал. А, может, они, находясь на высоких постах, проявили особую человечность, мягкость нрава и гуманность поступков, которые невозможно забыть? И этого не было.

Карагандинцы хорошо помнят, ценой каких человеческих жертв достигались прошлые социалистические победы на трудовом фронте, и хорошо знают, во что обходится нынешняя погоня за чужой прибылью под руководством этих и подобных номинантов «почета». И остается только задаваться вопросом: сколько еще нужно погубить людей, чтобы их, наконец-то, перестали награждать и начали сажать?

Само по себе награждение – дело важное и нужное. Во всех странах существуют подобные ритуалы, демонстрирующие признание обществом и государством заслуг лучших своих граждан и чиновников. И требуется всего-то наличие ясных, общепризнанных критериев, а также прозрачных процедур определения наиболее достойных. Но именно с этим у нас беда.

Если в недавнем прошлом начальников награждали за пусть и приписанные, но все же сверхплановые надои молока и тонны стали, то сегодня основания, по которым присуждаются знаки отличия, часто выглядят настолько абсурдными, что вызывают в лучшем случае недоумение. Можно сказать, что у нас отсутствует адекватный механизм определения лучших сынов и дочерей.

А такой механизм общественного признания (легитимность, если хотите) очень нужен всем – и народу, и номенклатуре...



Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии