2121 19-10-2018, 05:00

Бремя урбанизации. Как не превратить мегаполис в большую деревню?

Государственная программа развития регионов, которая должна финишировать в 2020 году, прочно связывает дальнейшее развитие Казахстана с численностью населения, проживающего в городской местности. По мнению разработчиков программы, в ближайшей перспективе не менее 70 процентов населения страны должны стать горожанами.

Именно этот процент, согласно их выводам, позволит сформировать современную постиндустриальную экономику. Но учли ли авторы программы «сверхпрограммные» неожиданности? Сможем ли противостоять тем проблемам, которые несет в себе стремительный рост городского населения?

Урбанизация нуждается в адаптации приезжих к условиям большого города и адаптации горожан к притоку жителей извне. Насколько сегодня города справляются с этой ситуацией? Занимаются ли сегодня какие-либо госорганы целенаправленно этими вопросами? Какие вызовы и угрозы несет в себе тенденция увеличения городского населения? Что необходимо для того, чтобы предотвратить их? Расставить точки над i мы попросили экспертов.

Казбек Бейсебаев, политолог: «Самозанятые сельчане пополняют ряды самозанятых горожан»

– Урбанизация простыми словами – это увеличение городского населения за счет сельчан. В городах открываются новые производства, требуются рабочие руки, и поэтому сельчане переезжают в города. Это такая общая причина урбанизации. Еще одна причина заключается в том, что при рыночных отношениях и при развитии технологий сельское хозяйство, как раньше, не нуждается в большом количестве сельскохозяйственных рабочих. Таким образом, урбанизация это такой процесс, который идет своим естественным путем.

Особенность урбанизации в Казахстане в том, что она является некой целью властей, о чем свидетельствуют их регулярные заявления о намерении увеличить число жителей Астаны, Алматы, Шымкента и других городов. И вот здесь возникают некоторые противоречия. В наших городах не открываются крупные производства и, следовательно, не требуются в большом количестве рабочие руки. Однако сельчане переезжают в города в поисках лучшей жизни. В

итоге самозанятые сельчане пополняют ряды самозанятых горожан. В этом призналась бывший министр труда и социальной защиты. На заседании правительства с участием президента она сказала, что главная проблема по трудоустройству заключается в отсутствии рабочих мест.

В общем получается, что мы как бы поощряем переезд граждан из села в город, но при этом не занимаемся обеспечением их работой. Когда число таких новых самозанятых горожан, по сути безработных, достигнет критической точки, то исключать социальный взрыв уже нельзя.

Акцентирую внимание еще на одной важной стороне этой проблемы. Раньше город не сразу, но все равно перевоспитывал

приехавших сельчан, заставлял их отказаться от прежнего уклада и принять правила города. Сейчас, в силу массового приезда, мы наблюдаем, как городу не удается «вытащить сельчан из села», а города по некоторым признакам становятся больше похожи на села.

По идее, надо каким-то финансовыми и другими механизмами способствовать тому, чтобы сельчане у себя держали скот, вели хозяйство и сами себя обеспечивали продуктами питания, излишки продавали в город и не перебирались в города. Однако, у нас, не просчитав все возможные риски, активно продвигают политику урбанизации, и тем самым, увеличивают социальную напряженность в них.

Гульмира Илеуова, президент общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия»: «Урбанизация в Казахстане будет приобретать стагнирующую форму»

– Поднятая вами проблема, на мой взгляд, неактуальна. Дело в том, что все миграционные процессы свою массовость уже прошли, и урбанизация, на мой взгляд, будет приобретать у нас стагнирующую форму, выражающуюся в небольшом, постепенном приросте населения в городах. И происходить он будет не обязательно за счет миграции. Значимую роль здесь может играть и фактор внутренней рождаемости в городах. С 2004 года мы проводим регулярное исследование, касающееся миграционных настроений казахстанцев. И они за весь этот период были стабильны. Число тех, кто никогда никуда не хотел выезжать всегда был на уровне 72-76 процентов.

Это своего рода реакция и адаптация к ситуации, сложившейся в нашей экономике. В городах не возникает новых производств, рабочие места создаются очень медленно, нередко, наоборот, предприятия и вовсе закрываются, а генерации новых сфер занятости не наблюдается. Примером тут может служить Алматы, уже давно ставший центром учебной, образовательной миграции. Каждый год город принимает примерно одинаковое количество студентов, ни больше, ни меньше.

Если сегодня и можно говорить о внутренних миграционных потоках, то только в преломлении к развитию столицы, которая принимает новые трудовые ресурсы, задействованные как в строительстве, так и в претендующих на занятие вакантных должностей на государственной службе.

Но, во-первых, эти секторы экономики не резиновые, а вовторых, нередко приток мигрантов в Астану носит временный и эпизодический характер. Например, в связи с объявлением «строек века», как это было в случае с «ЭКСПО-2017». В общем и целом эти процессы не носят неуправляемый характер, и столица не захлебывается от притока внутренних мигрантов, хотя проблемы культурно-идентификационного плана, конечно же, имеются.

По нашим наблюдениям, городская культура в Астане только начала формироваться, и в основе этого процесса лежит пласт гигантских проблем, в том числе, связанный и с адаптацией приезжающих к новым условиям жизни. Но, повторюсь, внутренняя миграция не носит массовый, стихийный характер. Люди чаще всего приезжают в Астану под конкретные проекты и понятные перспективы. По большому счету, потенциал казахстанских городов, в том виде, в каком он представлен, уже исчерпан. Резкая форма притока мигрантов в города возможна только при условии резкого выезда – эмиграции из страны каких-то категорий населения. Но если говорить, к примеру, о русских, то мы видим, что этот процесс достаточно плавный, растянутый во времени и численно не такой уж большой.

Определенный интерес вызывают новые города«миллионники» – Шымкент и в перспективе Актобе или Караганда. Но мы видим, что основной способ, который используют власти для того, чтобы «подкачать» численность населения этих городов, заключается в расширении их территории за счет присоединения соседних населенных пунктов. Эта методика, конечно, вызывает определенные вопросы с точки зрения подготовленности к такому расширению социальной инфраструктуры и инженерных коммуникаций, но нельзя назвать это проблемой, тем более актуальной, учитывая, что рост населения в том же Шымкенте не носит стихийного характера.

Возможно, со временем рост численности населения там и станет проблемой, но это из области прогноза. Но мне кажется, что вряд ли стоит ожидать, что Шымкент столкнется с проблемой неуправляемой миграции. Что касается планов по превращению еще двух городов в «миллионники», то они выглядят спорно и неоднозначно. Что касается Актобе, то в регионе даже нет территорий, за счет присоединения которых к городу можно было бы увеличить количество населения. Там иная исторически сложившаяся структура расселения населения, нежели в Шымкенте или Алматы, где большое количество «подбрюшия».

В Караганде, может быть, чуть более похожая ситуация на города, рядом с которыми расположены пригороды, которые можно «съесть». Но в то же время, есть свои ограничения, и одно из главных – удаленность населенных пунктов, входящих в состав пригородной зоны, друг от друга. Даже между районами внутри самого города – между центром и НовоМайкудукским, Михайловским районами, – достаточно большие и пустые пространства, что визуально не дает ощущения города, и трудно даже чисто гипотетически представить, что будет, если в городскую черту будут включены соседние с Карагандой населенные пункты.

Что же касается озвучиваемых сегодня прогнозов о том, что процессы урбанизации в Казахстане будут развиваться на основе общемировых трендов с ростом числа городских жителей в ближайшие несколько десятилетий до 70 процентов от общего числа населения страны, то не вижу для них оснований. Недавно на парламентских слушаниях выступал кандидат экономических наук Жаксыбек Кулекеев. Согласно его выводам, прогнозная оценка уровня урбанизации к 2025-2030 годам составляет 63 процента, что, на мой взгляд, соответствует реальному положению дел. Мы видим, что динамика довольно слабая. За 28 лет независимости число городского населения в Казахстане выросло всего на несколько процентов – с 52 до 57. И это с учетом той стихийной миграции из сел в города, что было характерно для 90-х годов.

Сейчас же село стабилизировалось, там произошли определенные изменения, нет той разрухи, от которой все бежали в города, появились деньги, кредиты, реализуются госпрограммы, заново развивается социальная инфраструктура. Потенциал сельской миграции, если рассматривать массовые объемы, в Казахстане себя уже исчерпал. И городам хватает того количества людей, которое в них проживает сегодня. Нет такого роста объема экономики, для обеспечения которого нужна была бы новая рабочая сила. Поэтому Казахстану ориентироваться в вопросах урбанизации на весь остальной мир не совсем правильно. Да, футурологи предрекают, что рано или поздно все жители планеты будут жить в городах. Возможно, что разные страны разными путями идут именно к этому, но говорить о том, что стремительный рост урбанизационных процессов будет ближайшим будущим Казахстана, не представляется возможным.

Нуртай Мустафаев, историк, демограф: «Сельская молодежь имеет право на будущее»

– Урбанизация (от лат. urbanus – городской) – не только рост городов и городского населения. Второй неотъемлемый параметр урбанизации – распространение и утверждение системы ценностей, образа жизни, характерных для городского социума. Рост городов и городского населения в Казахстане налицо. Недавно прежние города«миллионники» Алматы и Астана пополнились за счет Шымкента. Но в этих трех мегаполисах и в областных центрах преобладают бывшие внутренние мигранты, выходцы из сельской местности в первом – втором поколении.

Система ценностей и образ жизни сотен тысяч прибывающих в города мигрантов остается прежней – сельской. Города не справляются с этой ситуацией. Поэтому применительно к Казахстану можно говорить о ложной урбанизации. Численность населения в Алматы, Астане, Шымкенте постоянно и неуклонно возрастает, а уклад жизни, мировоззрение подавляющего большинства новых горожан остается прежним – сельским.

Занимаются ли сегодня какие-либо госорганы целенаправленно этими вопросами – ответ неоднозначный.

Урбанизация – объективный, глобальный процесс в большинстве стран мира. Согласно Списку стран по уровню урбанизации за 2017 год, основанному на данных ООН и Всемирного банка, из 207 государств и зависимых территорий, Казахстан по удельному весу городского населения занимает 112-ю позицию с показателем 57,3 процента городского населения. Для сравнения: в Бельгии – 97,9 процента горожан, в Аргентине – 91,7, в Японии 91,5, в США – 82,1, в России – 74,3, в Украине 69,3 процента городского населения. Во многих странах мира масштабные потоки миграции «село – город» сопровождаются формированием агломераций.

На исходе 2013 года было принято Постановление правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2013 года  № 1434 «Об утверждении Основных положений Генеральной схемы организации территории Республики Казахстан». Согласно этому документу в среднесрочной перспективе в Казахстане будут формироваться пять агломераций с центрами в городах-хабах Астана, Алматы, Шымкент, Актобе, Усть-Каменогорск.

Формально, центральные и региональные органы власти занимаются проблемами внутренней миграции, связанными с масштабными потоками миграции «село – город». Поскольку миграция, урбанизация – сложный процесс, решение проблем, связанных с этими процессами, возложено на правительство, Министерство труда и социальной защиты населения, Министерство национальной экономики, Министерство образования и науки, МВД, ряд других министерств и ведомств.

Координирующая роль возложена на Министерство труда и социальной защиты населения. В целях координации деятельности государственных органов была создана также Межведомственная комиссия (МВК). Но, согласно поговорке «у семи нянек», оказалось, что внутренняя миграция и урбанизация остались без должного решения сопутствующих этим процессам проблем.

Что касается вопроса относительно вызовов и угроз, которые несет в себе тенденция увеличения городского населения, то скажу так: рост городского населения – объективный, закономерный процесс. В своей основе он несет гораздо больше позитивного, чем негативного. Прежде всего, исходя не из проблем, возникающих у госорганов разных уровней, а ставя во главу угла интересы простых, рядовых граждан страны.

Сельская молодежь имеет право на будущее. В городах больше возможностей устроиться на работу (самую разную), получить качественное образование, жить в более комфортных условиях в домах с центральным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, посещать кинотеатры, театры, клубы, кафе, библиотеки, иметь больший доступ к постоянному, скоростному, качественному Интернету. Да и просто – не месить грязь по колено сапогами на сельских улочках, а ходить по чистым и опрятным тротуарам. Сельские юноши и девушки имеют полное право стать горожанами.

Вызовы и угрозы связаны с тем, что органы госуправления не могут обеспечить содействие в решении жилищных проблем, трудоустройстве для сотен тысяч прибывающих в Алматы, Астану, Шымкент внутренних мигрантов из сел. Поэтому, как правило, внутренняя миграция «село – город» происходит неуправляемо, за счет прирастания к городам стихийно возникающих мигрантских поселков, самостроев на территориях дачных массивов, которые напоминают фавелы латиноамериканских мегаполисов. Молодежные банды фавел очень ярко отражены в фильме американского режиссера Холла Бартлетта «Генералы песчаных карьеров» (1971) по роману Жоржи Амаду.

Угрозы и риски урбанизации в Казахстане заключаются в превалировании сельского уклада, системы ценностей у новых горожан, проблемах безработицы (официальные цифры по безработице ни о чем не говорят, поскольку крайне малая часть обращается в центры занятости, на биржу труда), преобладании малоквалифицированного труда среди выходцев из села, росте теневой экономики и уличной преступности.

Чтобы предотвратить эти негативные тенденции, необходимо решать жилищную проблему в городах, например, в рамках программы  «7-20-25» (ипотечный кредит под 7 процентов годовых, внесение 20-процентного первоначального взноса со сроком выплаты – 25 лет), планово строить новые микрорайоны с инфраструктурой газового, теплового и другого централизованного снабжения. В этих целях для строительных компаний, компаний по производству строительных материалов необходимо максимально снизить налоги.

Возможно, программу «7-20-25» целесообразно переформатировать в «7-10-25», поскольку для большинства первоначальный взнос в 20 процентов – неподъемный. Кроме того, на эту программу следует выделить средства из госбюджета для безвозмездного целевого сокредитования граждан, пусть и на несколько процентов: как первоначального взноса, так и последующих выплат.

 

Комментарии