Увы, но государственные вложения в поддержку села за 20 с лишним лет так и не принесли желаемых результатов. Ежегодно с карты Казахстана исчезают десятки населенных пунктов – бывших крепких совхозов и колхозов. И бегут люди из аулов не потому, что города развиваются столь стремительно, а потому что сложившийся разрыв в доходах и качестве жизни становится непреодолимым.
Внутреннее перемещение населения в Казахстанев последние годы приобрело стихийный и хаотичный характер. Согласно данным Агентства РК по статистике, только в первом полугодии 2014-го сельскую местность покинули более 25 тыс. казахстанцев. Этот отток больше всего ощущается в ЮКО - 6,4 тыс. человек. В Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской, Костанайскойи Северо-Казахстанской областях исход сельского населения составил от 2,8 до 2,2 тыс. человек. За эти же полгода миграционный приток в города достиг 22,9 тыс. человек, причем львиная доля пришлась на Астану – 10,9 тыс. и Алматы – 6,9 тыс. человек.
Естественно, что казахстанские мегаполисы просто не успевают "переварить" такой огромный наплыв мигрантов. Если молодая столица еще имеет возможности для расширения своих границ, то Алматы буквально трещит по швам. Известно, что город был рассчитан на 700-800 тысяч жителей, но уже сегодня численность его населения, по официальным данным, превысила полтора миллиона, а по неофициальным – более двух миллионов человек...
В тесноте и в обиде
Наиболее остро перед вновь прибывшими стоят проблемы отсутствия жилья и безработицы. Понятно, что подавляющая часть сельчан едет в большие города на свой страх и риск, поэтому многие из них живут на случайные заработки, занимаются мелкой уличной торговлей, подрабатывают в сфере обслуживания. Что касается жилья, то преимущественно оно арендованное, часто некомфортабельное, иногда ветхое. Это хорошо видно по Астане, вокруг которой образовалось кольцо внепланово созданных поселений без элементарных коммунальных и бытовых удобств.
Как отмечает директор Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования (КИСЭИП) Айман Жусупова, именно поэтому в общем ряду всех протестных мероприятий в стране возрастает удельный вес мигрантских акций и близких к ним «земельных» и «жилищных» конфликтов. Одним из последствий этого тренда является то, что в последние годы во весь рост встала проблема так называемого «самостроя» внутренних мигрантов вокруг больших городов - например, «Шанырак», «Бакай» в Алматы, «Ондирис» в Астане и другие.
Среди прочих проблем, осложняющих адаптацию приезжих к жизни в городе, руководитель КИСЭИП называет трудности с пропиской, получением образования и медицинским обслуживанием, несоответствие требованиям потенциальных работодателей, неоднозначные взаимоотношения с местными жителями. Недовольство мигрантов также вызвано негативным отношением к ним со стороны чиновников, которые не воспринимают их как равноправных граждан и всячески пытаются от них избавиться. Такая ситуация, по мнению Айман Жусуповой, усугубляет социальную рознь в обществе, что в свою очередь ведет к маргинализации мигрантов и неоправданной конфронтации между ними и городским населением.
В целом прогнозы экспертов неутешительны: хаотично происходящая в нашей стране урбанизация будет только нарастать и негативно влиять на многие важные аспекты жизни общества - от демографии и правопорядка до проблем в жилищно-коммунальной сфере и налогообложении. Самое печальное, что этот процесс слабо поддается контролю, управлению и проектированию.
Кто осилит миллион?
В этой связи спорной представляется идея создания в Казахстане еще нескольких городов с миллионным населением, вокруг которых будут сформированы агломерации и центры наукоемких региональных экономик, о чем в ноябре прошлого года заявил глава государства. На его взгляд, такую миссию для начала могли бы взять на себя Шымкент, Актобе, Караганда. Эти города, считает Нурсултан Назарбаев, должны быть просторными, удобными, перспективными для жизни, с модернизированной системой жилищно-коммунального хозяйства, развитой культурой жизни.
Сама по себе идея создания городов-миллионников, если учесть интенсивность внутренней миграции в стране, видится экспертам актуальной. Однако последствия такой политики, признают они, могут оказаться плачевными. Известно, что любая урбанизация имеет ряд минусов: нарушается равновесие в распределении населения по территории страны; возрастают экологические риски; обостряются социальные проблемы; появляются кварталы для бедных с высоким уровнем криминогенности.
«Городам-миллионникам» вряд ли удастся избежать всех этих проблем. А если учесть огромную территорию страны, то можно смело прибавить к списку негативных последствий от ускорения темпов урбанизации еще несколько – упадок инженерной инфраструктуры, плотность которой и без того крайне низка, а также опустынивание сельскохозяйственных земель и еще большее усугубление зависимости от поставок продовольствия извне. Без тщательно продуманной концепции и постепенной адаптации такое перевоплощение для них, опасаются эксперты, окажется губительным.
Комментарий эксперта
Марат Шибутов, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества:
«Это весьма однобокая урбанизация, характерная для стран третьего мира»
- Официально, если посмотреть на динамику изменения численности населения, у нас вообще нет урбанизации. По сравнению с 1990-м количество городских жителей в стране сократилось и сегодня только-только начало восстанавливаться.
На мой взгляд, казахстанская урбанизация (а, точнее то, что мы понимаем под этим процессом) означает:
- уменьшение численности населения в городах областного и районного подчинения, в поселках городского типа;
- переезд сельчан и жителей маленьких городов и поселков в областные центры и города Алматы и Астана, а также в поселки, которые находятся рядом с крупными городами.
То есть, это весьма однобокая урбанизация, характерная для стран третьего мира.
Я знаю, какие аргументы приводят сторонники такой урбанизации – это обозначено еще в задачах «Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2020 года»:
- обеспечение поляризованного развития страны посредством стимулирования территориальной концентрации производственных и трудовых ресурсов в «точках роста», экономически перспективных и благоприятных для жизнедеятельности районах;
- стимулирование и регулируемое развитие процессов урбанизации и агломерирования с целью формирования в крупных городах основы инновационной экономики;
- моделирование оптимального сельского расселения;
- развитие человеческого капитала и повышение мобильности трудовых ресурсов республики;
- формирование оптимальной системы расселения населения и размещения социальных объектов, направленной на повышение притока молодежи в перспективные регионы и обеспечение равного доступа населения к гарантированным государством социальным услугам, особенно в сельской местности и отдаленных районах;
- оптимизация административно-территориального устройства страны с соблюдением принципа ее территориальной целостности, постепенное сокращение числа и укрупнение районов и населенных пунктов.
Догадываюсь, кто писал эту схему, но никаких знаний экономической и социальной географии, районной планировки и урбанистики у этих людей нет.
Приведу достаточно простые примеры с цифрами. Первое, что рассмотрим, это трудовые места. Возьмем статистику «Занятое население по основным видам экономической деятельности» за 2010-2014 годы и «Основные индикаторы рынка труда в Республике Казахстан» за 2001-2013 годы. Согласно имеющимся там данным, за период с 2001-го по второй квартал 2014-го количество занятого населения увеличилось на 1,1 миллиона. Но ведь население за это же время выросло на 2,2 миллиона человек. То есть, темпы создания рабочих мест не успевают за темпами роста населения.
Как известно, в городах работа в основном есть там, где нужна квалификация, которую, кстати, мало где можно получить. Выходит, что приезжие пополняют армию безработных и самозанятых. Последних в условиях уничтожения уличных рынков можно смело переводить в категорию безработных.
Второе. У городов есть такое понятие, как емкость – помимо рабочих мест, там должны быть инфраструктура и жилье. Ну про жилье всем все ясно – его мало, и оно очень дорогое. А про инфраструктуру и ее состояние можно почитать в «Программе модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011-2020 годы». Там написано: в замене и ремонте нуждаются 63% тепловых, 73% электрических, 54 % газовых сетей; к 2009 году по республике газифицировано природным газом 594 населенных пункта, что составляет 8,3% к общему их количеству (7 152), сжиженным газом - 16 населенных пунктов, или 0,2%. И т.д.
То есть даже если строить жилье, его будет сложно обеспечить коммунальными услугами. Но есть еще и социальная инфраструктура, которая находится в еще более худшем состоянии, чем коммунальная.
Также надо отметить, что есть проблемы с безопасностью. Нынешняя полиция не в силах бороться с преступностью, что видно по росту ее численности -за последние шесть лет она увеличилась почти втрое.
В общем, сегодня мы наблюдаем примерно то же самое, что происходило в Бразилии, – накачка крупных городов фавелами при полном неумении справиться с этим процессом и цивилизовать его. Такая вот «урбанизация» в Казахстане, и я являюсь решительным ее противником.