7-05-2010, 08:59

Асфальтные и аульные: кто кого?

Проблему "псевдоурбанизации" нельзя замалчивать

Аналитик Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования Нуртай Мустафаев уверен в необходимости специальных программ, которые будут способствовать успешному восприятию ценностей городского социума сельскими мигрантами.

 

- Требует ли наблюдаемая в Казахстане псевдоурбанизация принятия неотложных решений? Есть ли, по вашему мнению, соответствующее понимание этого в правительстве и попытки повлиять на ситуацию, не считая введенное властями Алматы ограничение по прописке?

- Надо прямо сказать, что псевдоурбанизация наиболее грубо и зримо проявляется в двух столицах - активно застраивающейся официальной столице Астане и крупнейшем мегаполисе страны - "самопровозглашенной" южной столице Алматы. Сам по себе рост городов, городского населения - процесс позитивный, и самое главное - закономерный. Проблема псевдоурбанизации обычно просто замалчивается. По сути, она табуирована. Почему? Да просто потому, что по факту подавляющее большинство сельских мигрантов в городах - казахи. И что? А то, что процесс обретает этническую окраску. И тогда акцентирование негативных сторон урбанизации опять же обретает как бы некую этническую составляющую. Как правило, эксперты, журналисты избегают не только анализировать, но и просто обсуждать (по крайней мере, публично) какие-либо негативные социальные явления, связанные с той или иной этнической группой. Тем более - с титульным этносом. Но надо следовать примеру Абая и смотреть правде в глаза. Да! Проблема есть. В эшелонах власти понимания того, что псевдоурбанизация - вопрос "повестки дня" - нет. Но, скажем, от правительства это и не требуется, оно призвано решать лишь конкретные оперативные вопросы кратко- и среднесрочной перспективы. А это, по большому счету, вопрос стратегический, вопрос видения будущего Казахстана - каким будет социум страны в XXI веке? То, что проблема есть, обозначил президент, который заявил недавно, что в массе своей бывшим сельским мигрантам в Астане необходимо срочно и активно воспринимать городские ценности.

- Видите ли вы вообще необходимость введения каких-либо административно-принудительных мер, а главное - способны ли они урегулировать, более-менее равномерно распределить миграционные потоки?

- "Заградительная прописка" не работала даже в советское время, в 1970-1980-е годы. Ограничительные меры в плане регистрации (аналог прописки), например, те, что недавно введены в мегаполисе Алматы, не смогут "закрыть город". Поток внутренних мигрантов если и уменьшится, то чуть-чуть, а, скорее всего, останется таким же, каким и был. Слишком важный вопрос - смена места жительства, переселение. Будут лишь новые мучения у внутренних мигрантов. А значит, и новые конфликты.

- Приток сельского населения в города уже опережает рост потребности в рабочей силе. В то же время эксперты уверены, что сельская миграция будет продолжаться, что остановить ее невозможно. В этой связи появляется необходимость изменения, коррекции   функциональности городов (в частности, Алматы, Астаны, Актау, Атырау, куда идут основные потоки мигрантов). Какие пути-выходы вы считаете и необходимыми, и возможными в условиях названных городов: индустриализация, новые производства, расширение границ городов путем создания агломераций?

- Пока еще сам рынок труда в крупных городах, его емкость определяют спонтанные, "пороговые" значения масштабов миграции "село-город". Необходимы программы развития этих городов, тесно увязанные с миграцией как фактором развития. В случае с Алматы проблему может решить создание Большой Алматинской агломерации, у Астаны есть пределы роста как у административного центра страны, в случае с "нефтяными" городами Атырау и Актау решение проблемы возможно лишь в реальном развитии перерабатывающих производств, предприятий нефтехимии и так далее.

- По данным Института политических решений, каждый третий сельский мигрант приезжает в город с целью получить образование, профессию. Как облегчить доступ к образованию для молодых сельских мигрантов: широкомасштабным созданием рабочих факультетов, расширением сети профессионально-технических учебных заведений?

- Не совсем с вами согласен. Все ж таки цель - не образование, не профессия сама по себе. Ну, хорошо, молодой человек получил специальность. И что дальше? Обратно в село? Жизненная стратегия сельской молодежи, устремляющейся в города, и вообще внутренних мигрантов - осесть в городе, стать горожанами, жить в несравнимо более благоприятной, комфортной инфраструктуре города! И это правильно, и их можно понять. Но само по себе создание широкой сети профтехучилищ не решит проблему. Телега ставится впереди лошади. Для этого необходим действительный переход от преимущественно сырьевого характера экономики к инновационно-индустриальному типу.

- Нужны ли особые и пока не существующие социальные преференции для сельских мигрантов?

- Особых преференций не нужно. Необходимо лишь снять барьеры, связанные с их доступом как полноправных граждан Республики Казахстан к гарантированному Конституцией социальному пакету - образованию, медицинским услугам и так далее. И необходимы программы развития, тесно взаимоувязанные с миграцией.

- Под влиянием сельских мигрантов меняется культура городов. Видите ли вы необходимость в создании "обратного процесса", скажем, внедрения позитивных особенностей городской культуры в мировоззрение сельских мигрантов?

- Именно эта проблема официально замалчивается, хотя на бытовом уровне, в повседневной жизни о ней только и говорят. Да и просто в ежедневном общении горожан и мигрантов проблемы взаимодействия их между собой все более обозначаются. При урбанизированном типе воспроизводства (1-2 ребенка в семье) мегаполисы обречены на вымирание. Да и просто город не может обойтись без внутренних мигрантов. 1 мая 2006 года в США прошла масштабная акция "День без иммигранта". По аналогии с трагикомедией 2004 года "День без мексиканца", где согласно сюжету жители Калифорнии, проснувшись однажды утром, не обнаружили на территории штата ни одного мексиканца, и их отсутствие буквально парализовало жизнь. В 2006 году в ходе акции трагикомедия повторилась один в один. В принципе, ситуация, обрисованная в фильме, полностью применима к Алматы и Астане.

Сегодня угроза поглощения городской культуры сельской непосредственно в городах налицо! Все же городская культура должна переплавлять сельские ценности и доминировать в городе. Не наоборот же! Это главное. По определению. Необходимо с помощью специальных программ, с использованием в первую очередь СМИ способствовать успешному восприятию ценностей городского социума сельскими мигрантами в Алматы, Астане. И одновременно изживать, минимизировать негативные стереотипы в отношении сельских жителей среди горожан. Мегаполис не может развиваться без внутренних мигрантов, но и мигранты ради собственного успеха должны стремиться интегрироваться в городской социум.

 

Перезагрузка

Убежденность экспертов в том, что внутренняя миграция продолжится, несмотря ни на что, возводит ее в ранг наиболее острых проблем. Именно проблем, потому что стихийный поток сельчан в города несет не только позитив, но и негатив. Ведь сегодня "путевка в жизнь", означающая переезд из села в город, обходится гораздо дороже в прямом и переносном смысле. Сейчас людям из глубинки намного труднее найти себя в мегаполисе, чем в советское время или в первые годы независимости. Сегодня уровень среднего образования в сельской местности, откуда идет основная масса мигрантов, несопоставим со среднегородским. Естественно, что самая реалистичная схема для большинства "чемодан - вокзал - базар = "черная" работа". Колоссальная разница в стартовых возможностях и доходах, различия в образе мышления вызывают недопонимание, отчужденность, неприязнь. Прежде всего, они сказываются в обиходе, приводя к мелким стычкам. Наблюдать подобные конфликты мог каждый. Хотя шаныракские события 2006 года к таковым не причислишь. Значит, для общего же блага нужно облегчить приезжим социальную адаптацию, а особенно понимание и принятие ими городского образа жизни. Пускай даже добровольно-принудительным прохождением курса молодого горожанина, который даст общие знания об элементарных нормах поведения в городе. Даже формальное образование, стандартная "корочка", получение которой требует неких умственных усилий, расширяет кругозор и повышает возможности молодых мигрантов найти лучшее место под городским солнцем. Они должны иметь больше шансов стать "одной крови" с горожанами, многие из которых тоже когда-то были провинциалами. Иначе взаимный дискомфорт будет усиливаться. Образно говоря, если город не займется мигрантами, мигранты займутся городом.

Комментарии