Ожидание парламентских выборов в Казахстане обычно проходит интереснее, чем сами выборы. В этот период можно хотя бы надеяться на появление каких-то политических интриг... Помнится, как многие эксперты отказывались комментировать последнюю избирательную кампанию 2016 года, настолько она была вялой и предсказуемой, зато отдельные из них уже тогда предрекали на следующих выборах массу сюрпризов...
Впрочем, ждать осталось недолго. По некоторым прогнозам, выборы в мажилис пройдут не в 2021 году (согласно Конституции), а несколько раньше – возможно, даже в 2019-м... Как бы то ни было, мы решили забежать немного вперед, и выяснить у политологов, что, во-первых, может послужить поводом для досрочных парламентских выборов? Во-вторых, какие «сюрпризы» готовит нам предстоящая предвыборная гонка? И, в-третьих, что должно измениться в стране, чтобы выборы стали по-настоящему открытыми, конкурентными и привлекали внимание избирателей?
Андрей Чеботарёв, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»: «Партиям могут позволить «посоревноваться»
1. Поводом для возможного проведения парламентских выборов в досрочном порядке вполне может стать внесение в июне этого года поправок в конституционный закон о выборах. Речь идет об изменении системы выборов депутатов маслихатов страны с мажоритарной на пропорциональную. В связи с этим не исключено, что в скором времени будет поставлен вопрос о роспуске действующих маслихатов и проведении досрочных выборов депутатов следующего созыва на основании приведения их в соответствие с обновленным выборным законодательством. Поскольку же с 1999 года в Казахстане местные выборы проводятся одновременно с парламентскими (исключение было сделано только в 2003 году), то вполне вероятно, что обновлять будут депутатский состав не только маслихатов, но и мажилиса парламента.
Гораздо интереснее основная причина такого вероятного действия. Очевидно, что принятие закона о Совете безопасности РК запустило процесс подготовки к транзиту президентской власти. Одним же из ключевых условий успешного осуществления данного процесса представляется серьезное изменение расклада сил внутри правящей элиты. В том числе это может быть достигнуто посредством выстраивания новой конструкции представительства партий и интересов аффилированных с ними групп влияния и отдельных высокопоставленных персон в парламенте и маслихатах.
В любом случае, если транзит власти начнется в 2020 году в рамках проведения очередных президентских выборов с выдвижением кандидатуры кого-либо из потенциальных преемников Нурсултана Назарбаева, то для Акорды будет выгодно иметь к этому времени качественно обновленную в партийном и персональном отношении систему представительных органов власти.
2. Возможный интерес к будущим выборам может придать усиление соперничества внутри правящей элиты. При неустойчивых «правилах игры» и смутных гарантиях как сейчас, так и особенно на будущее многие хотят укрепиться для сохранения своих статус-кво, ресурсов и влияния в обозримой перспективе. Поэтому ведущие группы влияния заинтересованы получить под свой «патронаж» некоторые из действующих партий либо создать новые и обеспечить как можно большее их присутствие в парламенте и маслихатах. Скорее всего, кулуарное лоббирование данных вопросов перед руководством страны уже активно идет. «Нур Отан», конечно, по-прежнему будет вне конкуренции. Но остальным партиям могут позволить в определенной степени «посоревноваться» друг с другом, в том числе для привлечения потенциальных избирателей.
Причем предвыборная конкуренция может наиболее активно проходить в регионах. В тех областях, чьи акимы являются уроженцами других регионов, они через возглавляемые ими филиалы «Нур Отана» будут продвигать в представительные органы преимущественно своих людей. В таком случае не исключено, что с этой же целью представители соответствующих региональных элит будут вступать в «Ак жол», «Ауыл» и другие партии. В общем, на будущих выборах следует ожидать серьезного столкновения интересов «своих» и «чужих» на разных элитных уровнях. При таком же раскладе Акорде придется постараться, чтобы обеспечить внутриэлитный консенсус.
Возможно, произойдут определенные изменения и в среде политических партий, включая позиционирование, лозунги, руководящий состав и т.д. Что касается вероятности появления новых партий, то, по крайней мере, на сегодняшний день заявлены инициативы по созданию партии «Алаш» и движения «Жаңа Қазақстан» с вероятным намерением впоследствии преобразоваться в партию. Однако воплощение этих инициатив в жизнь во многом будет зависеть от того, чем и насколько они могут быть интересны действующей власти.
3. С привлечением же избирателей к участию в будущих выборах все достаточно сложно. С изменением системы выдвижения кандидатов в президенты страны (в июне 2017 года – прим. ред.) и выборности депутатов маслихатов казахстанцы в своем большинстве фактически утратили возможность баллотироваться в государственные органы в порядке самовыдвижения и, следовательно, свое конституционное право быть избранными. Естественно, что равнодушное отношение у граждан к выборам и нежелание участвовать в них вырастут. Да и действующие партии вряд ли могут похвастаться заметным увеличением количества своих потенциальных сторонников и избирателей.
В этих условиях власти традиционно будут использовать «административную» мобилизацию электората, делая ставку на госслужащих, бюджетников, работников квазигосударственных структур, студентов и т.д. Конечно, у той или иной партии найдутся идейные сторонники, которые принципиально пойдут и проголосуют за нее. Но сколько их реально, мы вряд ли узнаем.
На мой взгляд, для пробуждения у избирателей интереса для участия в любых выборах необходимо кардинальное реформирование не только избирательной, но и всей политической системы Казахстана. Во-первых, граждане должны не просто обеспечивать электоральную статистику, но и получать определенную отдачу со стороны тех, за кого они отдали свои голоса. В свою очередь, депутаты представительных органов власти всех уровней должны иметь реальные полномочия по линии правотворчества и контроля за деятельностью исполнительных органов, чтобы претворять свои предвыборные обещания в жизнь.
Во-вторых, все ограничения избирательных прав граждан, которые не предусмотрены Конституцией РК, необходимо отменить. В-третьих, следует сделать избирательные комиссии реально независимыми структурами и повысить уровень прозрачности их работы. В-четвертых, минимизировать участие органов исполнительной власти в избирательном процессе до уровня организационно-технического содействия избиркомам в тех или иных вопросах. В-пятых, создать атмосферу реальной политической конкуренции, для чего следует реформировать еще и партийную систему, дать гражданам возможность создавать любые, не запрещенные Основным законом партии и обеспечить правовые гарантии для деятельности политической оппозиции. В общем, требуется целый комплекс соответствующих мер.
Артур Нигметов, политолог: «Необходимо вернуть мажоритарную систему»
1. Обычно в Казахстане выборы проводятся раньше того срока, который четко обозначен в Конституции. Но, несмотря на всякого рода «прогнозы» экспертов, которые зачастую состоят из кулуарных слухов, прямых предпосылок для проведения внеочередных парламентских выборов я не вижу.
Планы по организации досрочных парламентских выборов должны иметь ряд прямых и косвенных признаков, в том числе активизацию партийнополитического поля. Лидеры партий, как правило, начинают активную подготовку к электоральному циклу, их функционеры ездят по регионам, встречаются с населением, проводят массовые мероприятия, усиливают работу на парламентской и иных трибунах. Особенно это касается правящей партии «Нур Отан».
Если выборы запланированы на весну 2019 года, то должна же быть определенная подготовительная работа? Но лично я ее не замечаю. Поэтому не склонен верить всякого рода прогнозам, которые основаны лишь на догадках и слухах. Хотя полностью исключить гипотезу о возможном проведении парламентских выборов нельзя. Наша политическая реальность крайне непредсказуема, и многие явления просто-напросто не поддаются разумной логике.
2. Это связано, прежде всего, с предстоящим транзитом верховной власти в стране. С каждым годом этот вопрос становится все актуальнее. Кланово-олигархические группы в последнее время ведут ожесточенную борьбу за сферы влияния. В этом контексте парламент является важным политическим плацдармом. В этом и заключается интерес экспертного сообщества к предстоящему очередному или внеочередному электоральному циклу.
3. Выборы должны быть конкурентными. Необходимо вернуть в выборное законодательство мажоритарную систему. С переходом на абсолютно пропорциональную систему люди лишились обратной связи с лицами, которые были избраны в представительные органы власти от той или иной политической партии.
Если хотя бы половина депутатского корпуса будет избрана по мажоритарной системе, то это придало бы выборам серьезный конкурентный импульс. Более того, люди получат возможность не только избирать, но и быть избранными в органы власти. Это касается тех лиц, которые не состоят в партиях или не имеют шансов быть рекрутированными через эти же политические организации. Конечно, это вызвало бы большой интерес к выборному процессу.
Руслан Тусупбеков, политолог: «Мой идеал казахского парламента – однопалатный»
1. Поводом может послужить стремление «перенастроить» парламентскую систему к моменту возможной смены власти. Не секрет, что страна готовится к транзитному периоду. Уже принят Закон «О Совете Безопасности». В этих условиях парламентские выборы – одно из необходимых условий спокойной и тихой передачи власти.
2-3. Убежден, что нам не нужен двухпалатный парламент. Во-первых, он необходим для федеративных государств, поскольку верхняя палата обычно выражает интересы субъектов федерации. Классический пример – Совет Федерации, куда входят по два представителя от субъектов РФ. Во-вторых, верхняя палата нужна странам с большим количеством населения... Но у Казахстана нет в ней никакой необходимости – мы государство унитарное с небольшим населением. Да и нижняя палата у нас, если честно, раздута непомерно (107 депутатов).
Сравните сами: в той же России нижняя палата (Госдума) состоит всего из 450 депутатов, и это при том, что население там больше нашего в восемь раз, а площадь страны – в шесть с половиной раз. С Турцией разница тоже большая. Парламент у них однопалатный и состоит из 550 депутатов при населении страны в 80 миллионов. А у нас всего в парламенте 154 депутата при двух палатах. Не слишком ли много для 18 миллионов?
Да и не в количестве дело, а в качестве принимаемых законов и эффективности парламента в целом. Наш сенат все больше напоминает некий почетный орган, куда отправляют политических «аксакалов». И таких «аксакалов» у нас целых 47!
Мой идеал казахского парламента – однопалатный, с количеством депутатов не более 80, избираемых обязательно по мажоритарной избирательной системе. При ней избиратель будет голосовать не за партийный список, как сейчас у нас принято, а за конкретного кандидата, за его личные качества. Это исключит «технологию паровоза», когда в парламент попадают никому неизвестные кандидаты, либо люди, которые не прилагали к этому особых усилий. Приведу характерный пример: как-то Талгат Мусабаев признался, что узнал о том, что стал депутатом из присланного ему СМС. Представляете? Такое при мажоритарной системе просто невозможно.