ЧЕТВЕРГ, 14 ИЮНЯ 2018 ГОДА
14908 8-06-2018, 08:30

Так ли страшен для Казахстана «русский мир», как его малюют?

KZ RUS ENG

«Русский мир» исключительно как духовная общность перестал существовать более десяти лет назад, когда стал разменной монетой в руках политических дельцов. Теперь это понятие низведено до уровня чего-то непотребного и аморального. Чем же так пугает «русский мир»? Насколько опасно распространение его идей для Казахстана? Попытаемся разобраться.

Нурул Рахимбек, политолог: «Геополитика «русского мира» нарушает границы национальных интересов Казахстана»

– Это понятие достаточно растяжимое. Существует целая концепция «русского мира», имеющая целью продвижение русской культуры и языка как в странах бывшего Союза, так и по всей планете. С другой стороны, есть официальная внешняя политика «русского мира», которая больше напоминает реализацию геостратегических амбиций РФ.

К сожалению, последнее и есть то, с чем в международном плане сегодня ассоциируют «русский мир». В России работает фонд с аналогичным названием, и проследить связь между тем, чем он занимается, и текущей политикой властей РФ – всего лишь вопрос техники.

Начнем с того, что в попечительский совет фонда входят достаточно одиозные политики из обоймы Путина. В том числе такие министры, как Лавров и Мединский. Имперские амбиции были присущи России на протяжении всего последнего столетия. При Путине доктрина ее главенства над всеми другими странами приобрела чудовищные масштабы. Она не хочет выпускать из-под своего контроля государства, ранее входившие в советский лагерь, а сейчас выбравшие самостоятельный путь.

Если кто-то посмеет ослушаться, проявить чрезмерную независимость, то Россия подключает адептов идеологии «русского мира». Это зомбированные соотечественники, проживающие в бывших республиках СССР и готовые в «час икс» сыграть роль ущемленных, призывая: «Путин, введи войска!».

Фонд имеет достаточно богатый информационный портал, ведет дискуссии, набирает волонтеров, проводит акции и распределяет гранты. На его сайте указаны международные партнеры фонда «Русский мир», среди которых можно увидеть широкую палитру русских движений и общественных организаций, в том числе работающих в Казахстане.

Таких, например, как «Лад», нередко оказывавшийся в эпицентре сепаратистских скандалов. Именно такая геополитика, завуалированная под продвижение русской культуры и языка, нарушает границы национальных интересов РК. Еще один пример вмешательства упомянутого фонда во внутренние дела Казахстана – демарш против национальных инициатив по развитию казахского языка. На его сайте нескончаемым потоком идут публикации, дискредитирующие политику нашего государства по переходу на латиницу.

Например, вот что пишет Илья Намовир, главный редактор информационного портала «Русские в Казахстане»: «Запущенная реформа перевода казахской письменности на латинский алфавит грозит не просто затормозить развитие казахского языка, а отбросить его на десятки лет назад, при этом вероятность потери уже имеющегося культурного достояния возрастает кратно».

А в публикации «Бегство от кириллицы» Александр Рязанцев утверждает, что переход на латиницу не поможет президенту Назарбаеву модернизировать Казахстан. Эта инициатива, пишет он, опасна ещё и тем, что может спровоцировать на аналогичный шаг те республики, которые пока верны кириллице, прежде всего, Киргизию, а также Таджикистан, где довольно популярна идея перехода на персидско-арабскую вязь.

Еще один момент. По словам председателя регионального Координационного совета российских соотечественников в странах ближнего зарубежья, главы республиканского славянского движения «Лад» (Казахстан) Максима Крамаренко, соотечественникам необходимо оказывать всемерную поддержку России в общественно-политических вопросах. В частности, он призывает копировать в социальных сетях какую-то объективную новость о России и производить массовые перепосты.

Но на деле репостятся в основном новости, формирующие негативное мнение о Западе.

Далее Крамаренко говорит о том, что Россия имеет большие шансы стать одной из основных точек сборки Большой Евразии – от Лиссабона до Камчатки. А здесь уже прослеживаются устные угрозы нарушения территориальной целостности и независимости государств. Ну и последнее – это информационное сопровождение организации выборов президента РФ на территории Казахстана для граждан России, проживающих в республике.

Какое отношение имеет движение «Лад» к политике другого государства? Фонд «Русский мир» двигается в русле авторитарной внутренней и внешней политики Путина, играя роль «soft power» – мягкой силы. Но Казахстан, будучи независимым государством, в состоянии принимать самостоятельные решения.

Правда, к сожалению, власти нашей страны достаточно часто оглядываются на Россию. С моей точки зрения, «Русский мир» должен быть ограничен во влиянии на информационное поле Казахстана. Конечно, в свободе слова никто никому отказать не может, и было бы неправильно требовать селективного подхода к тому, что стоит печатать, а что нет.

Но, тем не менее, было бы лучше, если бы фонд «Русский мир» занимался развитием русского языка и культуры, не педалируя несуществующие проблемы русскоязычных граждан в других странах. Ведь именно тогда, когда раскачиваются несуществующие проблемы, становится понятно, что против нашей страны вынашиваются какие-то скрытые планы. Из плюсов я вижу только то, что можно охарактеризовать хорошей русской пословицей «на то и щука в озере, чтобы карась не дремал». Чем активнее «русский мир» пытается продавить свою геополитическую стратегию через воздействие на Казахстан, тем более очевидными для наших граждан становятся его истинные цели. А это вызывает у казахстанцев рост патриотических чувств, готовность встать на защиту национальных интересов.

Михаил Киндалев, главный редактор газеты «Казачий курьер», заместитель председателя Координационного совета русских, казачьих и славянских организаций: «Ментальность казахстанских русских отличается от российской русской ментальности»

– Темы, связанные с «русским миром», «русским вопросом», действительно обсуждаются довольно широко. Но, с другой стороны, если говорить применительно к Казахстану, не являются ли эти проблемы надуманными и преувеличенными?

Время от времени в прессе появляются русофобские материалы, посредством которых отдельные личности пытаются заработать очки на этой чувствительной теме. Однако здесь нужно отдать должное официальным властям Казахстана, которые неоднократно пресекали подобные проявления и выступают с позиции языкового и культурного равенства этносов в республике.

Неудивительно, что русское и русскоязычное население всецело связывает свое положение и отсутствие видимых признаков ущемления именно с действующей властью.

В первую очередь речь идёт о главе государства, который был и продолжает оставаться гарантом сохранения статус-кво в отношении всех этнических групп, проживающих в нашей республике.

В отличие от ряда других стран СНГ, у нас никогда не было серьезных межнациональных конфликтов, что стало возможным благодаря Лидеру нации, который двадцать пять лет тому назад создал Ассамблею народа Казахстана. Русские говорят и о других факторах, способствующих межэтнической стабильности и спокойствию в стране. На казахской земле выжить было непросто. Реалии еще той жизни способствовали тому, что люди поддерживали друг друга. А как можно враждовать с тем, кто готов отдать последнее?

Так и сегодня потомки Чингисхана соседствуют в мире и согласии с наследниками Ермака. Ажиотаж же вокруг «русского вопроса», «русского мира» возникает регулярно, но придавать ему слишком большое значение вряд ли стоит. На мир и стабильность в стране, на реальные взаимоотношения между этносами эти «одиночные выстрелы» не влияют. Да, статистика свидетельствует о продолжающемся оттоке русского и русскоязычного населения из Казахстана, хотя эта тенденция не нова и продолжается не первый год. Но хочу отметить, что такой отток не является вынужденным, а обусловлен, как и в любой другой стране, рядом факторов. Основной причиной миграции, что признает большинство экспертов, была и остаётся экономическая составляющая.

Хотя, что скрывать, есть и те, кого пугает набирающая обороты национал-патриотическая риторика. А у некоторых присутствует чувство неуверенности, связанное с их будущим и с тем, какая национальная политика будет в стране после неминуемого транзита власти. Однако чувство неуверенности либо наличие неудовлетворенности не перешли у людей в стремление к самоизоляции или массовой эмиграции, что говорит о перспективе все ещё не реализованной возможности интеграции русских в казахстанский социум XXI века.

В свое время русские попадали в Казахстан разными путями, поэтому и отношение к стране проживания было и остается самым разным. В этой связи их условно можно разделить на две категории.

Первая – те, кто считал Казахстан продолжением России и временным местом проживания, а потому не был к нему привязан духовно. Эти люди после распада СССР и стали потенциальными эмигрантами. Что касается второй категории, то это те русские, которые срослись с Казахстаном и считают его своей родиной.

Их ментальность разительно отличается от российской русской ментальности, а потому такие люди если и уезжают, то зачастую возвращаются назад. И это уже сам по себе ответ на вопрос о явных и мнимых угрозах распространения идей «русского мира». Нередко приходится слышать претензии в адрес русского и русскоязычного населения, которое, мол, не стремится знать государственный язык. Определенная часть так называемых «экспертов» и в этом видит влияние «русского мира». Но не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять: такие разговоры время от времени возникают из-за национал-ориентированных общественных деятелей, которые, прикрываясь заботой о казахском языке, на самом деле стремятся получить политические дивиденды, обрести ореол национальных героев, борцов за независимость.

Недаром до сих пор некоторые из них продолжают громко призывать к борьбе с колониальным гнетом, хотя Республика Казахстан уже более четверти века является суверенным государством.

Что касается языкового вопроса, то, с одной стороны, мы видим закономерный и абсолютно естественный процесс формирования национальной идентичности титульной нации, а с другой – наличие некоторых перекосов в этом деле.

Но если подходить объективно, то языковая проблема в Казахстане излишне демонизируется всеми сторонами. В реальности нет русских казахстанцев, которые действительно были бы противниками казахского языка как такового.

Практически не существует и тех, кто возражал бы против обучения своих детей казахскому языку. Русские выступают против политиканства в языковой сфере, против непрофессионализма, который не позволяет решить имеющиеся проблемы, а самое главное – против того, чтобы языковую проблему постоянно переводили в плоскость межнациональных отношений.

Мирас Нурмуханбетов, независимый журналист, один из учредителей Форума «Жаңа Қазақстан»: «На волне влияния «русского мира» не исключены проблемы межнационального или сепаратистского характера»

– Прежде всего, необходимо отделить так называемый «русский мир» от русской культуры, от простых граждан с соответствующими графами в паспорте (гражданство и национальность).

Сегодня «русский мир» многими воспринимается как политический термин, как некий реваншистский лозунг, который пропагандируется на разных уровнях – и в самой России, и за ее пределами. Социокультурная же часть этой идеи уходит на второй, если не на третий план и нещадно эксплуатируется политическими силами с откровенно шовинистическо-имперскими замашками.

Но смешивать эти две вещи ни в коем случае нельзя! Однако такое происходит сплошь и рядом, причем это делают как адепты «русского мира», так и его открытые противники. В итоге первые «вооружаются» Пушкиным и кириллицей, а вторые начинают видеть в Александре Сергеевиче и в азбуке кровных врагов.

В общем, надо понять, что нельзя ставить в один ряд Гете с Гитлером, а Салтыкова-Щедрина с каким-нибудь Лимоновым.

Следует также учитывать, что «русский мир» чаще всего насаждается через СМИ агрессивными методами, и делается это на разных уровнях, начиная с российского телевидения (да и наше отечественное этим нередко не брезгуют) и заканчивая бытовым – «мы вам города понастроили».

А венцом такой пропаганды является тема СССР – от ностальгической тоски до угроз возродить и повторить. В понятие «русский мир» разные люди вкладывают разное содержание. Но тот факт, что этой идеей часто, причем сознательно, маскируют неблаговидные цели, делает ее действительно опасной для нашей страны. Поэтому, задумываясь о влиянии «русского мира» (и чьего бы то ни было) извне, нам нужно всегда помнить о том, что Казахстан является суверенным государством и что даже словесные выпады в адрес нашей страны – это угроза ее безопасности, независимости и территориальной целостности.

И не надо говорить, что это всего лишь «лимоновы» или «жириновские» – ведь еще лет пять-десять назад никто особо серьезно не воспринимал идеологические поползновения отдельных политиков и «неформалов» в сторону Украины. Нельзя списывать со счетов или преуменьшать угрозы, связанные с «русским миром», с политико-пропагандистской его частью. Крымско-донбасский вариант сегодня в Казахстане вряд ли возможен, но не по причине миролюбивости и дружественного настроя Кремля, а потому, что ему сейчас просто не до этого.

Но на волне влияния «русского мира» не исключены внутренние проблемы, в том числе межнационального или сепаратистского характера. Переходный период, который мы сейчас переживаем, ослабляет политический иммунитет власти, и этим могут воспользоваться некоторые силы как внутри страны, так и за ее пределами.

Для нас неприемлемо какое-либо посягательство на внутренние дела и суверенитет Казахстана. Мы и только мы решаем вопрос перехода на латиницу, признаем голодомор геноцидом, принимаем концепции изучения истории и так далее.

Плюсы в идеях «русского мира» тоже есть! Но они больше относятся к культурной, религиозной и интеграционной составляющим. Это пресловутый культурный обмен, взаимная поддержка диаспор и «дружба народов». Но дружба без «старших» и «младших». Ведь, по большому счету, дело не в людях и не в самом «русском мире», а в агрессивной имперской политике нынешней России, которая сама и извратила эту идею.

Айгуль Омарова, независимый журналист, политолог: «Кремль формирует «пятую колонну» в Казахстане? Абсурд»

"Русский мир"- это социокультурное явление или политический лозунг, за которым стоит стремление к «собиранию земель? Наверное, обе эти трактовки имеют право на существование, поскольку и в самой России нет однозначной политики в этом вопросе. Есть определенные установки, но они гибки и подвержены влиянию непосредственных руководителей организаций, продвигающих эту идею. Но в любом случае я не думаю, что для Казахстана есть какая-то угроза со стороны России.

Исторически так сложилось, что у нас есть общее прошлое, межнациональные браки, около миллиона казахов проживают на российских территориях, граничащих с Казахстаном. Какой смысл России устраивать тут «бучу»?

А нередко высказываемые мнения, будто, продвигая идею «русского мира», Кремль формирует «пятые колонны» на территориях бывших союзных республик, не просто смешны, но и абсурдны. Такие высказывания продиктованы банальной неграмотностью. Казахстанцы в массе своей настроены патриотично. Да, так уж исторически сложилось, что большинство из них – русскоязычные. Но это вовсе не говорит о том, что они ратуют за присоединение к России и хотели бы жить под протекторатом какого-то другого государства.

На самом деле принципиальной разницы между реваншизмом Путина, поднимающего «русский мир» с колен, и казахским национализмом, который занимается тем же применительно к «казахскому миру», нет. Различия только в масштабах, аппетитах и… в цвете ленточек на 9 Мая. Чего хотят провайдеры «русского мира»? Чтобы все остальные уважали их русскость. Аналогично и идеологи «казахского мира» требуют уважения их казахскости.

 

Галым Агелеуов, президент общественного фонда «Либерти»: «Российская гэбэшная элита насаждает идеологию ненависти»

– «Русский мир», а точнее, путинский имперский реваншизм и авторитаризм опасен неуважением к своим братьям из бывшего Советского Союза. Партийно-олигархическая номенклатура, сформированная вокруг вождя, порождает застой всей системы, а отсюда и отсутствие национальной гражданской идеи. Российская гэбэшная элита, которой подчинено все информационное пространство Казахстана, формирует идеологию ненависти. И мы копируем все эти уродливые рудименты Советского Союза в худших их проявлениях. Казахстан, как и Россия, не прошел этапы децентрализации, деидеологизации, деколонизации. Для нас лучшим выходом было бы не копирование репрессивного опыта путинской России, а строительство современного демократического гражданского общества, опережающего Россию и предлагающего ей такой евразийский путь, который бы объединял все лучшее, что есть в демократических обществах Запада и Востока. Нам нужен сосед свободный и демократический.

Даурен Бабамуратов, председатель республиканского движения «Болашак»: «У нас  слишком много негативных воспоминаний об отношениях с «русским миром»

– Казахстан так и не прошел этап деколонизации. В нас сидит память о неравенстве, насильственной коллективизации, массовых репрессиях и многих других негативных моментах во взаимоотношениях с «русским миром». Да и сегодня все еще преобладает надменное отношение к Казахстану со стороны российской элиты. Будь то высказывание Путина об отсутствии государственности у казахов или эпатажные выступления Жириновского. Прибавьте сюда агрессивную внешнюю политику современной России на Украине, в Грузии, в Молдове, постоянные «детские терки» с Беларусью. Еще и казаки с плетьми и саблями, открыто называющие себя «имперцами» на службе «русского мира»…

Все это просто так из головы не выкинешь. Но «русский мир» – это еще и великая культура, могучий язык, огромное пространство, в конце концов, миллионы наших сограждан. И мы должны уметь отделять зерна от плевел, стремиться к конструктивизму, учиться защищать наших граждан всех национальностей.

В том числе и от влияния, мягко говоря, не лучшей части «русского мира», призывающей восстановить СССР и даже российскую империю. К сожалению, сегодня в моем понимании «русский мир» – это, прежде всего, Россия, которая исповедует агрессию по отношению к соседям, насилие через кинофильмы и пропаганду войны через СМИ.  

 

Автор: Юлия Кисткина

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение