В Послании-2018 президент страны Нурсултан Назарбаев народу Казахстана указывает о необходимости продолжить реформы по ускоренной экономической, социальной и политической модернизации, в которой большую значимость приобретают упорядочение и повышение эффективности системы государственного управления.
– Президент Казахстана не случайно обращается к вопросу повышения эффективности государственного управления, отвечающего требованиям времени и призванного служить благу каждого гражданина РК, – говорит советник ректора Евразийской юридической академии имени Д.Кунаева, доктор юридических наук, ученый-конституционалист, автор изданного в 2017 году «Комментария к Закону РК «О государственной службе» Эркин Дуйсенов.
– Эта задача подспудно существует в Казахстане с момента обретения страной суверенитета. От того, насколько эффективно будет работать государственное управление, зависит и уровень благосостояния граждан, и судьба малого и среднего бизнеса, и создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Государственное управление напрямую связано с кадровой работой, предполагающей привлечение в органы власти высокопрофессиональных, креативных людей. Поэтому, когда речь идет о госслужащих, их не случайно называют «слугами народа». В связи с этим возникает необходимость дальнейшего совершенствования государственно-служебного законодательства.
Принятый 23 ноября 2015 года новый Закон «О государственной службе» наряду с Законом «О противодействии коррупции» создал все необходимые условия для качественной и эффективной работы госслужащих.
Если ранее действовавший аналогичный закон состоял лишь из 29 статей, то новый – из 69. Таким образом государство расширяет сферу правового регулирования госслужбы, чтобы не оставить никаких лазеек для совершения правонарушений, связанных с коррупцией.
Есть в этом законе и другие позитивные моменты. Он, к примеру, конкретизировал и усовершенствовал целый ряд ограничений, связанных с поступлением на государственную службу и ее прохождением.
В частности, в нем определены все виды правонарушений, в соответствии с которыми чиновники могут быть привлечены к административной, уголовной и иной ответственности.
В «Этическом кодексе государственных служащих РК», на основе которого функционирует сегодня казахстанский госаппарат, нормы морали изложены в императивной форме. Это означает, что для чиновников установлены определенные правила поведения.
Их несоблюдение тоже может расцениваться как нарушение правовых норм, что, естественно, влечет за собой применение мер юридической ответственности.
Сегодня можно смело утверждать, что Закон «О государственной службе» создает практически все условия не только для бесперебойной работы государственного аппарата, но и для проявления нашими госслужащими инициативы.
Это влечет за собой и дифференцированную оплату труда за счет набора бонусов, так как уравниловка в заработной плате отнюдь не способствует повышению качества работы чиновника, а, напротив, является тормозом.
В 8-м направлении Послания как раз таки и обосновывается необходимость внедрения новой системы оплаты труда госслужащих на основе факторно-балльной шкалы. Материальное стимулирование позволит выработать у госслужащих стремление работать лучше и эффективнее, поскольку оплата труда будет находиться в прямой зависимости от качества выполняемой им работы на благо общества.
Кроме того, это станет одним из действенных факторов противодействия коррупции в госорганах. Ранее в системе государственной службы Казахстана действовал принцип, когда вновь назначенный руководитель госоргана под разными предлогами проводил массовые увольнения административных государственных служащих, расчищая места для «своих людей».
То есть кадры подбирались по принципу родства, землячества, личной преданности, но отнюдь не по профессиональным качествам. Теперь же смена руководителя не может быть основанием для увольнения административных госслужащих.
Характеризуя в целом ныне действующее законодательство, можно отметить, что в нем значительно расширена сфера правового регулирования госаппарата. Оно направлено на дальнейшую демократизацию общества, и в нем нашли отражение многие идеи правового государства.
Так, наряду с Законом «О противодействии коррупции» Закон «О государственной службе» устанавливает целый ряд ограничений и запретов для госслужащих, чтобы минимизировать факты, способные подорвать репутацию госорганов, нарушить права и свободы граждан. Новый закон о госслужбе предполагает также возможность привлечения на работу в государственные органы иностранных граждан.
Здесь речь идет, конечно же, о профессионалах высшей квалификации – советниках, консультантах, экспертах, которые, обладая огромным опытом, смогут принести пользу нашей стране в вопросах оптимизации, повышения качества и эффективности государственного управления. Еще одним новшеством является то, что закон распространяет свое действие на правоохранительную сферу.
На его основе принимаются другие правовые акты, включая Закон «О правоохранительной службе».
Другой момент, на который тоже следует обратить внимание, – это демократизация госслужбы, повышение ее прозрачности. Отныне на административные государственные посты граждане РК принимаются исключительно на конкурсной основе после обязательного опубликования в СМИ перечня вакантных должностей.
Это не только является действенным средством противодействия коррупции, но и дает возможность руководителям госорганов принимать на работу лиц, получивших высшие оценки по итогам тестирования и собеседования.
В заключение хотел бы отметить, что действующий Закон «О государственной службе» смог устранить многие пробелы и противоречия, имевшиеся ранее в законодательстве, и существенно расширил сферу правового регулирования госслужбы. Таким образом, есть все основания полагать, что институциональная реформа государственного управления, о необходимости которой постоянно говорит президент страны, строится на прочной правовой основе.