Этот возраст один из самых драматичных и сложных в жизни человека, он насыщен двойственностью и неопределенностью, в нем сочетаются рецидивы детства и предчувствие взрослости. Как свидетельствуют психологи, подросток вдруг осознает, что он ответственен за свою судьбу – именно он, и никто другой! – и что его судьба зависит от его решений, от его поступков. Причем все это он воспринимает через призму эпохи, в горнило которой погружена наша жизнь. А у каждой эпохи – своя повадка, своя стать. И вот в связи с этим вопрос: чем отличается подросток наших дней от подростка советских времен?
В плену информационных технологий
– Начнем с того, что изменились реалии жизни, что, очевидно, повлекло за собой изменения в характере тинейджеров, а значит и в их взаимоотношениях с учителями, родителями, сверстниками. По-видимому, стала иной шкала ценностей, да и сама психология не могла остаться прежней. Подобные вопросы всегда возникали и будут возникать у подрастающего поколения: в самом деле, чем мы отличаемся от своих предшественников? Да и родителя наши твердят: мы были иными, мы жили по-другому, мы были лучше, мы были самостоятельнее, в конце концов…
Наш собеседник – Марат Асимов, врачпсихиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой коммуникативных навыков и психологии здоровья Казахского национального медицинского университета имени С.Д.Асфендиярова.
– Если отвлечься от ностальгии и личных переживаний, быть по возможности объективным, то, прежде всего, надо отметить неизмеримо возросшую техническую оснащенность, здесь стержень ответов на многие вопросы, – говорит он. – Мы живем в эпоху информационных технологий. Мы погружены в перенасыщенный поток информации, ее много, ее слишком много. Вопрос уже не стоит о том, как и где получить ее. Вопрос заключается в том, какая конкретно нужна информация, как быстро я сумею освоить ее и применить на практике.
– То есть необъятная информация всегда и везде со мной, у меня в кармане, в моем мобильном телефоне?
– Совершенно верно. Но очень важно применить эту информацию в практических целях. А потому изменилась и сама психология современного молодого человека, он должен оперировать многими понятиями, а работа с компьютером предполагает повышенную коммуникативность. Да, мы сетуем на то, что они уткнулись в свои iPadы и мобильники. Но если раньше круг их общения был ограничен – дом, двор, улица, школа, то теперь – вся страна, все зарубежье, ближнее и дальнее. У современного подростка неограниченные возможности в плане общения, а потому он несравнимо более коммуникабелен, нежели его сверстник сорокалетней давности. Он может общаться с людьми другой культуры поверх языковых барьеров. Границы перестали существовать.
– Не кажется ли вам, что Интернет, предоставляя подростку неограниченные информационные возможности, ведет к верхоглядству и безответственности, а виртуальные игры – к его психологической зависимости от Интернета? Или это не так?
– Быть может, и так, но в этом не компьютер виноват, здесь надо учитывать и психологические свойства личности. Азартные игры были во все времена, но не все были им подвержены. Подросток былых времен в поисках нужной информации перебирал гору книг, но извлекал лишь те, которые были ему нужны. Перебирая эту гору книг, он искал и формировал себя как личность. То же и с компьютером. Да, подросток на какое-то время может по уши уйти в компьютерную игру, но он непременно переключится с нее на другие программы, содержательные и серьезные, пока не набредет на ту информацию, которая его по-настоящему заинтересует и захватит. В сущности, это то же самое перебирание Монблана книг в поисках немногих и крайне нужных, жизненно необходимых. Поэтому я не вижу ничего плохого в том, что он с головой уходит в компьютер. Просто мы не в состоянии контролировать каждый его шаг в виртуальном пространстве, и это нас озадачивает, будит в нас предвзятое отношение. Впрочем, это уже не его, а наши проблемы.
– В советскую эпоху все было по ранжиру: октябренок – пионер – комсомолец. Все было понятно и просто. А сейчас?
– Да, в той атмосфере тотальной заидеологизированности намного проще и спокойнее было взрослым. Современная молодежь в этом плане более независима. А если уж и впрямь говорить о какой-то идеологии, то это идеология свободного человека – в плане выбора возможностей. Это касается и политических взглядов, и религиозных воззрений. Нравственные нормы сегодня не загнаны в какие-то опять-таки узкие рамки, они исходят из норм общечеловеческих. В этом ценность нынешней эпохи и преимущества современного подростка. Как никогда сегодня на первый план выходит психология успешности. В этом, кстати, одно из главных отличий современной молодежи. Стремление быть востребованным и продать себя дорого – следствие возникших рыночных отношений. И смею вас заверить: это происходит не так-то просто, это сопряжено с глубокими переживаниями, это все выливается в узкую направленность профессионального развития. Не случайно у нас существует отдельное направление в педагогике – «психологическая профориентация». Причем все это надо сделать своевременно, поскольку неопределенность с профориентацией мучительна для современного подростка.
– Притчей во языцех стало хамское отношение современных подростков к учителям. Раньше такого не было…
– Я не стал бы столь широко обобщать. Конечно, в семье не без урода, однако говорить о «хамском отношении» – это, знаете ли, чересчур. Но возросли требования ученика к учителю, к профессионализму педагога. Ученику уже мало простого изложения учебного материала, ему необходима его творческая интерпретация. Так было всегда, но сегодня в особенности. Ведь любая информация лежит на поверхности в Интернете, и ученик заинтересован в углубленном ее изложении. Молодежь не терпит формального отношения учителя к излагаемому материалу.
– Когда-то авторитет педагога был очень высок, но сегодня в глазах ученика учитель – неудачник. Удачливые люди работают в банковской сфере…
– Возможно, ктото так и думает. Но опять-таки, смею вас заверить, в наших школах сегодня есть поистине талантливые педагоги, которые служат своему делу, работают по призванию, восхищая учеников и вызывая в них искреннее обожание. Да, до недавнего времени в педагогические вузы был недобор, молодежь рвалась в юристы и банкиры. Но маятник качнулся в другую сторону. И в педвузы теперь идут люди по призванию. Это крайне важно, коль скоро мы говорим о судьбе тех, кто сегодня сидит за школьной партой, а тем более о судьбе подростков завтрашнего дня.
Тинейджер. Облико морале
– Даже при советской власти, в пору тотального диктата идеологии семейные ценности были основополагающими при воспитании подростка. Они первостепенны и сегодня, хотя реалии стали совершенно другими, – говорит Ирина Айманова, учитель словесности с полувековым педагогическим стажем. – При всем при том подросток остался прежним, жизнелюбивым, любознательным, озорным, порою хулиганистым, склонным к непредсказуемым поступкам.
– То есть человеческий стержень в подростке все тот же?
– Да. Были и есть дети по-настоящему добрые, отзывчивые, были и остались дети дурные, склонные к неприличным поступкам. Знаете ли вы, что существует сайт, где матерные слова считаются нормой? И вот один из наших тинейджеров зашел на этот сайт и приник к разнообразию матерной лексики. Причем всячески бравирует этим, пытаясь таким образом продемонстрировать свою «самость». Любопытно, что у него идеальный почерк и при этом невероятная, воинствующая словесная разнузданность. Скабрезности он произносит с вызовом. Помните у Цветаевой: «Я с вызовом ношу свое кольцо»? Такой матерной бравадой он хочет покорить окружающих. Для пацанов это привлекательный манок. Именно так он утверждается в их глазах. Откровенно говоря, тут и не знаешь, что этому противопоставить. Как ему внушить, что это не есть хорошо? «Ты сказал такое слово? – делаю я удивленные глаза. Пауза. – Неужели у тебя дома говорят это?» Он понимает, что это нехорошо, и дает задний ход: «Нет-нет, не говорят».
Я-то понимаю – говорят. Там, в семье, корень зла. Там мама, видать, еще та оторва, я невольно вынуждена ей противостоять. И я вижу: мальчишка начинает думать. А значит, я не зря затеяла этот разговор.
– То есть даже этой ущербной семье надо попытаться вернуть истинные духовные ценности?
– Не мешало бы. Конечно, у современных подростков больше возможностей, а значит, и больше умений. Почти все увлечены спортом. Некоторые углубленно занимаются музыкой, в том числе мальчики. Их отличает практицизм. Подросток вполне толково может соорудить рекламный плакат и даже снять рекламный ролик, чтобы завлечь потенциального потребителя. Там уже зреет деловая хватка. У одного мальчика отец заслуженный хирург. Я спрашиваю: «Ты тоже хочешь стать хирургом?»
– «Нет. Финансистом». У другого мальчика отец владеет турфирмой, а это горные маршруты, конные прогулки. И мальчик пишет: «Хочу такую же турфирму, но за рубежом». Их горизонты и пространства раздвигаются. То есть это поколение более информировано, более раскованно и прагматично.
– И все-таки: чего им не хватает?
– Чаще всего – глубины. Но если у него будет сеть магазинов, эта глубина ему едва ли будет нужна. И читают они маловато. Особенно классику.
– А что дает чтение классики?
– Глубину. Обращение к вечным ценностям, которые переходят из эпохи в эпоху. Потому-то мы и читаем сегодня Шекспира и Пушкина, видя в них своих современников. У сегодняшних подростков на генетическом уровне есть стремление к поискам истины. И положа руку на сердце, скажу: я не вижу большой разницы между советским поколением школьников и нынешним, живущим в эпоху Интернета и рынка.