Осложняющаяся на глазах международная обстановка выдвигает перед Казахстаном ряд вопросов, которые касаются наших взаимоотношений с главным стратегическим партнером и могущественным соседом – Российской Федерацией. Конечно, с учетом географического положения, исторических связей и обусловленной ими ментальной близости мы обречены на сотрудничество. В то же время все более усиливающийся политический прессинг России со стороны Запада не может не вызывать озабоченности. Причем не только за судьбу РФ, но и за будущее нашей страны.
Понятно, что рано или поздно антироссийские санкции могут коснуться и нас. Тем более что первые признаки этого уже стали проявляться. Достаточно вспомнить судебный иск молдавского бизнесмена Анатолия Стати к правительству Казахстана, обернувшийся решением нидерландского суда о заморозке средств Национального Фонда РК. Причем речь идет ни много ни мало о 22-х миллиардах долларов, что, по оценкам наблюдателей, составляет почти 40% всех активов НФ.
Известный российский эксперт Михаил Делягин предположил, что этой показательной поркой Запад послал весьма недвусмысленный месседж всем элитам на постсоветском пространстве.
В складывающейся ситуации не суть важно, чьи капиталы Запад начнет экспроприировать в первую очередь. Главное – создан прецедент и обрисована схема, по которой нам в будущем могут создать серьезные проблемы. А значит, возникает вопрос: сколь долго мы сможем сидеть на двух стульях? Имеется в виду принцип выстраивания отношений как с Россией, так и с западным миром, которые все больше отдаляются друг от друга. И возможно ли в принципе одинаково успешно ладить с обеими противоборствующими сторонами? Вопрос далеко не праздный.
Наша страна на протяжении долгих лет придерживалась так называемой многовекторной внешней политики, получая от этого дивиденды, и до поры до времени это устраивало как нас самих, так и наших ближайших партнеров. Теперь, судя по некоторым признакам, это время может кануть в Лету, и недалек тот день, когда вопрос встанет ребром: с кем мы? И неважно, кто его поставит – Кремль или кто-то еще? Ведь в любом случае ответ на него должны будем дать мы.
В этом смысле можно попытаться рассмотреть три гипотетические модели выстраивания наших дальнейших взаимоотношений с РФ. Условно обозначим их следующим образом.
Первая – «выжидательный нейтралитет» (данная формулировка часто используется российскими экспертами). Вторая – «инерционное сближение». И третья – «рациональное дистанцирование». Сразу же оговоримся: понятно, что при любом раскладе мы не сможем открыто отказаться от сотрудничества с главным на сегодня геополитическим партнером. И не только потому, что такой отказ чреват известными последствиями. Хотя после российско-украинского эксцесса это имеется в виду в первую очередь.
Теперь рассмотрим каждый вариант в отдельности. Итак, что может дать нам позиция «выжидательного нейтралитета»? Тут, как говорится, пятьдесят на пятьдесят. С одной стороны, поскольку Казахстан, наряду с Россией, считается одной из несущих конструкций Евразийского экономического союза (ЕАЭС), такая позиция наверняка может привести к фактической заморозке и без того откровенно пробуксовывающих процессов интеграции. Правда, здесь есть одно «но». Из рядов российского экспертного сообщества уже неоднократно раздавались голоса, что Москва однозначно теряет интерес к перспективам развития ЕАЭС как исключительно экономического союза. И хотя это с самого начала было секретом Полишинеля и служило мощным раздражителем для части элит постсоветских республик, выступавших против интеграционных проектов с Россией, сами по себе такие заявления весьма красноречивы. Отсюда следует вывод: в ближайшие годы Кремль однозначно будет менять приоритеты в инициированных им же интеграционных проектах. В какую сторону – вопрос открытый. Но в любом случае ясно одно – прежняя модель ЕАЭС устарела, не успев стать ощутимой реальностью и не принеся фактически никаких дивидендов.
Довольно любопытно сформулировал это представитель одного из российских «мозговых» центров – НИУ «Высшая школа экономики», профессор Дмитрий Евстафьев: «Евразийская интеграция перестает быть для Кремля вопросом, который ценен сам по себе. Он может быть ценен как элемент более значимых глобальных процессов». С учетом такого подхода к будущему совместных интеграционных проектов вариант «выжидательного нейтралитета» может восприниматься как вполне соответствующий текущему моменту. Как говорится, дружба дружбой, а табачок врозь. Каждый должен руководствоваться, прежде всего, своими национальными интересами.
Теперь о перспективах «инерционного сближения». В свете наделавшего много шума послания Владимира Путина такой подход уже не выглядит совсем уж беспроблемным. Хотя бы потому, что он явно исключает возможность какого бы то ни было торга с более сильным партнером. Тональность послания ВВП исключает это однозначно, поскольку его скрытая подоплека очень смахивает на формулу «кто не с нами, тот против нас, а с нами можно быть исключительно на наших условиях!». И никаких иллюзий по этому поводу быть не должно. А потому возникают вопросы иного характера.
Например, что мы можем приобрести, а что потеряем, если будем придерживаться второго сценария? Да, подтвердим приверженность союзническим обязательствам и будем считаться надежными партнерами. Но есть подозрение, что этим все позитивные перспективы исчерпываются. А оборотной стороной может стать то, что мы автоматически (как союзник страны, олицетворяющей для западного мира самое большое зло) попадем под санкционный пресс со всеми вытекающими из этого последствиями. Опять же не самая радужная перспектива.
Ну и, наконец, третий сценарий, который мы обозначили как «рациональное дистанцирование». Такой подход может оказаться самым сложным во всех смыслах. В мальчишеских компаниях он называется просто – «и нашим, и вашим», и те, кто грешит этим, уважением не пользуются. Однако международные отношения – материя куда более сложная, и умение найти компромисс между невозможным и необходимым всегда ценится.
Конечно, следование этому сценарию может привести к некоторому охлаждению отношений с главным стратегическим партнером, что не совсем хорошо. Но оно будет носить временный характер и не будет означать окончательного разрыва, поскольку такой разрыв, как уже говорилось выше, невозможен в принципе. К тому же конфронтация России и Запада не может продолжаться бесконечно долго, и рано или поздно потребуется чьё-либо посредничество. Почему бы Казахстану не попробовать свои силы в этом качестве? Как тут не вспомнить неожиданное обострение российско-турецких отношений, случившееся из-за сбитого истребителя? Ведь именно посредничество нашего президента позволило сбить накал страстей и открыть дорогу для прямого диалога Путина и Эрдогана. Разумеется, мы не сверхдержава и даже не региональная держава, но роль посредника потянуть сможем. Тем более что Россия – наш стратегический партнер, да и в западном мире у нас не самая худшая репутация. Так что подобный вариант вполне возможен. Главное – чтобы Россия и Запад не перешли ту черту, за которой могут начаться необратимые процессы. Другое дело, что в таком сценарии есть множество подводных рифов.
Например, удастся ли сделать так, чтобы непонимание, которое наверняка возникнет в этом случае между Астаной и Москвой, не зашло слишком далеко? Вопрос далеко не праздный, особенно с учетом откровенно реваншистских настроений, которые начинают превалировать в российском обществе. Но не менее важно избежать участи случайной жертвы нарастающей конфронтации между Россией и Западом – участи той самой мухи, которая ненароком очутилась между двумя бодающимися быками.
Позволим себе привести еще одну цитату все того же профессора НИУ «Высшая школа экономики» Д. Евстафьева: «Новый прагматизм» Москвы в контексте евразийской интеграции – это фактор, который партнерам России по интеграционным процессам необходимо переосмыслить прежде всего». На первый взгляд, довольно простая формулировка без особых претензий. Но как гласит русская пословица, «мягко стелет, да жестко спать». И дальнейший ход мыслей эксперта не оставляет никаких сомнений на сей счет: «Это является свидетельством стратегической перемены логики внешнеполитического поведения России. На страны постсоветского пространства этот новый прагматизм может оказать более значимое влияние, чем на большинство других внешнеполитических и внешнеэкономических партнеров России».
Чувствуете, как нарастает давящая, если не сказать подавляющая, тональность? Не покидает подспудное ощущение, что это заявка уже не просто на интеграцию, а на нечто гораздо большее. Вот только хотелось бы понять, на что? И чем это для нас, в конце концов, может обернуться?
Автор: Мади Алимов
Нет комментариев
Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!