2320 15-02-2018, 18:40

Сексуальный ликбез: провокация или необходимость?

Затрагивать эту тему все равно что тревожить осиное гнездо, полярность и категоричность мнений неизбежна. Но и замалчивать - какой смысл? Интернет - вот он, под рукой. Набери лишь два слова «половое воспитание», информация захлестнет, как половодье, извините за тавтологию. А тема деликатная, публичность тут как бы и неуместна. Но Интернет и деликатность трудно совместить. Тем более что сообщения о новорожденных младенцах, брошенных на свалку и в контейнер с мусором, стали каждодневной обыденностью. География тут беспредельна. Павлодар, Астана, Актау… То же и в соседней с нами России: Петербург, Москва, Магнитогорск. И далее везде, вплоть до Владивостока. Малолетних матерей (как правило, это школьницы), совершивших такое деяние, установить, как правило, не удается. Отцов - тем более, они и вовсе инкогнито, хотя на эту роль сгодится любой вступающий в половозрелость отрок

В блеске лазерных молний

Она была толстушкой, а тут ее и вовсе разнесло.

- Девушка в соку, - говорили учителя.

- Телка что надо, - шептались парни. Девчонки переглядывались и лишь пожимали плечами. Дескать, жрать меньше надо. И гимнастикой бы, что ли, занялась.

Ей не здоровилось в тот вечер, но она пошла на дискотеку. Не сидеть же весь вечер перед телевизором? Мать объявится через два дня. Мать работала проводницей на поездах дальнего следования, и появлялась дома на двое-трое суток раз в десятидневку. В жизнь дочери как-то не очень вникала. Ну не успевала и все тут! Одета-обута, в холодильнике есть все необходимое. В школу вроде бы ходит. Чего еще надо? Набирайся уму-разуму.

Музыка грохотала во всю. Диск-жокей был в ударе. Она сидела в сторонке, ей не танцевалось. Потом вдруг вскочила и стремглав ринулась в туалет. Там из нее хлынуло как из водосточной трубы. Держась за стенку, пошла по коридору на выход. Спустилась с крылечка. У крыльца был кустарник и царили роскошные кущи сирени. Она кое-как пристроилась в зарослях, у нее начались схватки. Она выгибалась, стонала, сдерживая крик. Впрочем, ее никто и не услышал бы. Музыка гремела на всю округу, лучи иллюминации отплясывали свой сумасшедший танец. Потом, анализируя, она поняла, что роды прошли сравнительно легко.

В кармашке платья лежал полиэтиленовый пакет. На всякий случай. Она сложила в него все то липкое, что вышло из нее, а том числе и младенца. Он вроде шевелился даже. Цепляясь за ветки сирени, сумела встать на ноги. Добрела до мусорки, положила рядом с ней пакет. Постояла, опершись о контейнер. И собрав все силы, все же вернулась на дискотеку. На нее никто не обратил внимания.

Мать, правда, озаботилась потом слегка:

- Что-то ты бледная. И осунулась вроде.

- Авитаминоз,- сказала она.

- Так авитаминоз обычно весной, а тут вроде сентябрь.

- А-а, по-всякому бывает.

И как ни в чем не бывало, пошла в школу.

Что было дальше? Дальше была жизнь. Она потчевала «радостями» в хвост и гриву. И к тридцати годам вдруг обнаружилось: ни мужа, ни детей, ни  перспектив. Было дело, она застудила себе все на свете, спайки труб, и сможет ли она теперь забеременеть - большой вопрос. А ей вспоминались те кущи сирени, и грохот дискотеки. Потом был шум на всю округу. В полиэтиленовом пакете оказалась девочка, фото крохотули поместили в газете, искали мать малышки, но так и не нашли. И вот теперь она сама решила малышку найти. Правда, малышке шел уже шестнадцатый год. Она выросла в чьей-то семье, не подозревая, что семья приемная. Там была женщина, которая стала ей матерью. Был человек, которого малышка звала папой. Была корневая система, которую надлежало растревожить, повредить. Ради чего?..

Польза и вред сослагательного наклонения

Тяга противоположных полов друг к другу естественна. А половое созревание нынче ранее, и, наверное, нам, взрослым, не надо этого пугаться. Много лет назад ко мне пришел со своим другом мой старший тогда еще 12-летний сын. Я встретил девочку, сказал он, она мне нравится, я хочу быть с нею вместе. Я рад за тебя, сказал я ему, но вы с другом своим учтите, что ваши сверстницы, эти девочки - будущие ваши жены, матери ваших будущих детей. И если вы их беречь не будете, то кто будет их беречь? Для себя сберегите их. То, что происходит между мужчиной и женщиной, - это прекрасно. Не спешите, оно к вам придет, всему свое время.

Не знаю, насколько я был прав. Может, я был слишком назидателен? С такой вот проблемой столкнулся я впервые. Но, в самом деле: как вести себя в этой ситуации родителям, учителю, врачам? На всех лежит тяжесть ответственности.

Мы беседуем с доктором медицинских наук, профессором Казахского национального медицинского университета имени Санжара Асфендиярова, врачом-психиатром и психотерапевтом Маратом Асимовым.

- У нас в каждой школе должно быть по три психолога - для младших классов, средних и старшеклассников. В свою очередь у них должна быть разработана программа по сексуальному воспитанию, - сказал он. - Но я не уверен, что существует целостная программа воспитания половой культуры, которая предусматривала бы, что конкретно должны делать тот же психолог, учитель и родители. Причем, программа эта должна быть на государственном уровне, независимо от того, частная это школа или нет. Для родителей в рамках этой программы должна быть прописана азбука культуры полового воспитания. Подчеркиваю, именно - культуры. Для ее пропаганды следовало бы выпустить серию брошюр, буклетов и плакатов.

…В этом ответе профессора бросается в глаза сослагательное наклонение: должно быть три психолога… программа должны быть разработана… которая предусматривала бы… для ее пропаганды следовало бы… Все это витает в воздухе, но - и только. Да, у нас еще в 2001 году разработана «Концепция по нравственно-половому воспитанию в РК», она одобрена постановлением правительства, с ней при желании можно ознакомиться в Интернете. Она может стать и подспорьем, и руководством к действию, и (если надо) отмашкой, но сослагательное наклонение упорно витает и над этим документом. Между тем вопросов тут возникает масса, вопросов и сложных, и простых, но неотступных. Тут и проблемы личной гигиены, необходимость объяснять подросткам, что существуют инфекции - и очень опасные! - которые передаются половым путем. Необходимость объяснить им, что надо предохраняться, что беременность в раннем возрасте не только нежелательна, но и пагубна для девочки. Необходимость каким-то образом воспитывать в подростках чувство ответственности, чтобы они понимали: половая связь чревата рождением ребенка, а рождение ребенка накладывает на родивших его определенные обязательства, выполнять которые человек готов лишь достигнув поры зрелости. Родив ребенка в 16 лет, ты ведь повесишь его на шею своим родителям, поскольку ты сам еще не состоялся как человек, у тебя ни профессии, ни жизненного опыта. И чтобы этого не допустить, хотя бы предохраняйся. Тут, что говорится, куда ни кинь, везде клин. Что скажет на это наш эксперт?

- Смысл любых отношений, в том числе и половых, это стремление к взаимообогащению, стремление делать друг друга лучше. Это, если хотите, сотворчество, - говорит профессор. - Половое отношение не может лежать вне сферы иных отношений, а сексуальные отношения не сводимы к совокупности технических приемов. Физиология человека такова, что без общения он существовать не может. Причем, при взаимоотношениях непременно возникает нечто новое. В строительном бизнесе появляется новый дом, в соразмышлениях - новые идеи, мысли, в творческих отношениях - новые книги, спектакли, симфонии. Любовные и сексуальные отношения ведут к рождению другого человека. Результат тут зависит от качества отношений. Нетворческие отношения ведут к появлению суррогата. Надо прививать молодежи эту философию. Причем отношения, в том числе и чувственные, развиваются с возрастом и сопровождают человека всю жизнь. Они развиваются с целомудренных прикосновений, ведут к поцелуям, а потом и к близости, к половому контакту. Мы не говорим, что их быть не должно, они даруют человеку счастье, но за эти отношения двое, вступившие в них, должны быть ответственны друг перед другом.

Прелюдия к Мадонне Рафаэля

- И это все, что надо для полного счастья?

- Нет, не все. Есть еще один важный момент, который надо учитывать, он лежит в рамках биологии, где должно быть показано - и очень красиво! - как идет зарождение человека, как развивается плод, как человечек готовится к выходу в большой мир, где его с нетерпением ждут те, кто его зачинал в любви и согласии. Когда юноша и девушка, повинуясь инстинктам, отдаются друг другу, они находятся во власти эротических образов, это желательно и неизбежно. Однако здесь необходимо культивировать и визуальные образы более глубокого плана.

- То есть?

- Как бы ни был прекрасен сам по себе половой акт, как бы ни был прекрасен облик влюбленных в глазах друг друга, но влюбленным надо образно представлять себе саму физиологию процесса. Выброс спермы…

- Что-о?!

- Вас это коробит? Но подросток должен знать, что там в каждой капле миллионы существ, несущих в себе зачатки будущей жизни. Порнография здесь неуместна, нет ее здесь и быть не может, но - подросток должен представлять себе, как эти мириады сперматозоидов устремляются к яйцеклетке, и лишь один из них приникнет к ней и в нее проникнет. И начинается ее чудесное преображение, начинается зарождение плода. Вот эти образы пока что, к сожалению, не привиты молодежи. Они пока что не присутствуют в желанных эротических сюжетах, но они крайне важны, ибо на этом изначальном, глубинном уровне зарождается и ответственность за возникающую таким чудесным образом будущую жизнь, и ответственность за то, что ты делаешь. Уже в 12 лет подросток, будь то мальчик или девочка, должен знать все это, а в 14-15 лет тем более. Они должны понимать и нести в своей душе это понимание. Тут не может быть ни тени сомнения, насколько прекрасна в глазах окружающих беременная женщина. Насколько важны и волнительны переживания ее и того, кто рядом с ней, их тревоги и ожидания, как важно лелеять тот огонечек жизни, что зажжен их сотворчеством, их любовью. В этом аспекте у нас пока что не просто пробелы - провалы и явные недоработки. Мы нигде не говорим об этом и не пишем, но то, о чем мы ведем сейчас речь, это же великая красота, это божье чуда, дарованное нам самою жизнью. А мы склонны стыдливо умалчивать о ней. Зачем, почему?

- То есть, как говаривали подполковники-ветераны на спецкафедре журфака, «отбросьте ложную скромность»?

- Вот именно! Она здесь не нужна. Все это должно быть представлено в грамотных и высокопрофессиональных картинках, сюжетах, в немногословных прояснениях. Но упаси Бог допустить здесь переборы, как это случилось в одной из школ Астаны, где ученикам всучили буклеты и листовки, адресованные молодоженам, где в довольно откровенной форме были даны наглядные рекомендации по безопасному сексу. Как, например, ей надевать ему презерватив. Ошарашенные школьники принесли эти листовки домой, и теперь уже ошарашенные родители подняли неистовый шум в сетях. Между прочим, правильно сделали. Слоны в посудной лавке неуместны.

- Так может быть визуализация в данном случае излишня?

- Нет-нет! Она крайне нужна. Но - грамотная и деликатная. Не надо быть наивными, школьники о сексе знают все или почти все, тут мы противостоять Интернету не в силах.  То, что мы пытаемся до них донести, они знают как дважды два четыре, но, когда дело доходит до дела, они все наши письменные наставления как бы вычеркивают из  своей памяти. Вот тут-то и нужны все эти картинки и образы, они как радиация должны проникать в их сознание и присутствовать в нем, неотступно напоминая, что в действительности происходит во время соития, призывая в сообщники совесть и чувство ответственности. При этом присущий нам животный инстинкт очеловечивается. Вопреки неистребимому возбуждению, присутствующая в сознании картинка проникновения сперматозоида в яйцеклетку должна быть неотвязной, пробуждающей, повторяю, чувство ответственности и побуждающей человека хотя бы к тому, чтобы он предохранялся. Вот что нужно прививать растущему человеку, вот что нам не хватает в половом воспитании. Это не страх, это, если хотите, осмотрительность и добротный информационный материал, внедренный в сознание подростка.

Грезы любви и проза жизни

- Но это же предельно просто, надо ли тут специальную программу разрабатывать?

- Тем не менее, все это проще внедрять в рамках специальной программы. На пачках сигарет мы видим картинку легких, пораженных никотином. Легкие выглядят жутковато, но сама пачка продолжает оставаться красивой. А пачка по логике вещей тоже должна быть грубой и неприглядной. То же и со спиртным. Красивые этикетки и бутылки, и эта красота работает, привлекает внимание. На этикетке белый лебедь, хотя в бутылке отрава. Но белый лебедь уже завладел нашим сознанием. Казалось бы, обыкновенная картинка, но она точно бьет в цель. Так и в нашем случае, картинка зарождения человеческой жизни должна быть неотвязной во время полового акта и выполнять свою позитивную функцию. Вы говорите, это просто. Но как раз этой простоты нам и не хватает в данном случае. Так что давайте вчитаемся пристальней в ту самую государственную концепцию по нравственно-половому воспитанию.

- По вашей логике выходит, что отсутствие такой картинки приводит к тому, что новорожденного выбрасывают на мусорку? Неужто подросток, по уши ушедший в секс, не знает, что младенчика не в капусте находят, что его  приносит в нашу жизнь не аист?

- Знает, но пренебрегает этим знанием. Потому что в его сознании нет картинки, стоящей на страже этого знания и побуждающей к ответственности…

- …и половой акт он не прерывает, а значит, ребенок рано или поздно появится на белый свет. И где гарантия, что его не отправят на мусорку? Как такое возможно? Почему?

- Потому, повторяю, что нет ни культуры половой жизни, ни ответственности вступивших в половую связь. Потому что к самому половому акту относятся как к чему-то заурядному и малозначащему в жизни. Но ведь это не так, ведь это элемент одухотворенного, творческого общения. А они попросту насмотрелись порнухи в сетях и по телеку и пошли на поводу своих инстинктов. Подумашь, залетела. Ну, родила по неосмотрительности, отнесла на помойку. Надо будет, еще рожу.

- Вот вы говорите, что нет картинки, стоящей на страже. Но ведь картинки эти только запугивают? А она в тупике, не видит выхода…

- Значит, картинки эти неправильно подаются. Они не должны запугивать. У нас разорванное сознание. Вот вам, к примеру, фото, на нем счастливая мать с младенцем. А что этому предшествовало? Какой была дорога к счастью? И потом: что значит - выбросить ребенка на мусорку? Там столько было затрачено труда, столько вложено физических и душевных сил! И вдруг все это уничтожить? Ну вот, положим, человек построил дом - спроектировал его, возвел с нуля, там были огромные затраты физические и финансовые. Дом возведен, а человек взял и разрушил его. Анормальность, не так ли? А что касается тупиков, здесь снова наш просчет. Опять-таки мы не снабдили ее необходимой информацией. Да, она проявила неосторожность, неосмотрительность. Но ей готовы прийти на помощь социальные службы, ребенка можно сдать в дом малюток. Правда, бабки нашептывают ей, мол, согрешила, мол, родить ребенка незамужней - это грех. Да не слушай ты никого! Ребенок - это великое благо. Пойми, тебя не оставят в беде, не оставят наедине с твоими проблемами.

- Кто должен ее информировать?

- Все мы вместе взятые. И государство, и школа, и родители. Но при этом надо всячески внедрять в их сознание, что период времени между половым созреванием и первой половой связью может исчисляться годами без всякого вреда для здоровья и что половую жизнь не следует начинать до полного физического созревания. И, конечно, не надо зацикливаться на половых проблемах. Жизнь многозвучна и захватывающе интересна, тебя в ней ждут открытия и масса важных дел, к которым ты должен приложить свои силы, свое умение, свое сердце. Открой душу впечатлениям каждого дня и не скупись растрачивать себя.

Еще в тему

Ирина Айманова, школьный учитель:

«Эпоха просвещения еще не закончилась»

Не знаю, что делают школьные психологи в плане полового воспитания учеников, но, на мой взгляд, эта сфера как бы отдана на откуп классным руководителям и завучам по воспитательной работе. И здесь все зависит от их педагогического мастерства и жизненного опыта. А проблема эта сверхсложная, если учитывать информационный взрыв, сопряженный с Интернетом, а также грозные вызовы эпохи, такие как СПИД, передающийся половым путем, и зыбкая нравственность, не имеющая твердых основ. Здесь действительно требуется четко прописанная концепция, а главное продуманная система полового воспитания школьников и соответствующая ей программа, которой мы неукоснительно следовали бы и которой у нас нет. Сейчас школьная программа обновляется, за ее основу взята Кембриджская система, но среди приоритетов этой системы, по-моему, полового воспитания нет.

Вообще в решении некоторых судьбоносных вопросов мы удивительным образом запаздываем. Более или менее внятно мы говорим о половом воспитании, когда школьник открывает учебник «Анатомии человека». Но уроки по анатомии предусмотрены школьной программой лишь в 9 классе, а для разговора о взаимоотношении полов это катастрофически поздно, поскольку проблема эта встает во весь рост уже у пятиклассников. И чтобы девочки не уносили тайком на мусорку своих скороспелых младенцев, девочек надо просвещать - и просвещать основательно! - в этом аспекте уже в 12 лет. Эпоха просвещения, знаете ли, еще не закончилась.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии