ВТОРНИК, 23 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА
687 Вчера, 12:13

Казахское кино: высокие амбиции и низкий профессионализм

Трудно подводить итоги, когда нет особых достижений. Казахстанский кинематограф можно сравнить с кораблем, который находится в свободном плавании в нейтральной зоне. Он не национальный, не коммерческий, не фестивальный. Вроде престижно плыть на этом корабле, поэтому кто только на него не заскакивает – и музыканты, и кэвээнщики… Вот только профессионалов на нем остается все меньше и меньше. А главное – все время меняется команда корабля, и нет у нее ни капитана, ни даже маршрута следования. Поэтому он не плывет, а, скорее, дрейфует. То есть отечественное кино не приносит особой радости зрителям, не завоевывает призов на кинофестивалях и не несет гордо знамя казахстанской культуры.

Машинное отделение

Надо сказать, что корабль этот не маленький, и он с каждым годом набирает обороты. В 2017-м в Казахстане было снято 36 полнометражных игровых фильмов. Для сравнения: в 2010-м на экраны вышло 10 таких картин, в 2013-м – 19, в 2015-м – 21, в 2016-м – 28. Из 36 прошлогодних кинолент лишь две были сняты на киностудии «Казахфильм» – «Оралман» Сабита Курманбекова и «Казахское ханство. Алмазный меч» Рустема Абдрашова. Все остальные – продукция частных киностудий.

30 из 36 фильмов вышли в отечественный кинопрокат, остальные шесть либо участвовали в кинофестивалях, либо имели только презентационный показ. В приведенной ниже таблице показаны релизы казахстанских картин в кинотеатрах помесячно за весь 2017 год. Источник – сайт kino.kz.

Согласно его данным, доля отечественного кино в общем количестве вышедших в прокат фильмов составляет около 9% – 30 из 340, что в целом неплохо. Кассовые сборы фильмов указаны по финальной неделе в прокате. Возможно, эти цифры не совсем точные. Но надо сказать, что «Тикетон» приводит данные о кассовых сборах только топ-10 фильмов каждой недели. Если проследить динамику последних лет, то можно увидеть, что ситуация в казахстанском коммерческом кино кардинально изменилась. В 2016-м только «Келинка Сабина-2» Нуртаса Адамбая и две картины Акана Сатаева «Дорога к матери» и «Районы» попадали в первую десятку по кассовым сборам за неделю. Тогда как в 2017-м (см. таблицу) каждый месяц, если в прокате был казахстанский фильм, то он пробивался в топ-10. Это свидетельствует о наличии интереса зрителя к отечественному кино. Продолжая сравнение нашего кинематографа с кораблем, можно сказать, что он движется благодаря тому, что на него постоянно поднимаются люди – продюсеры, режиссеры, которые хотят заработать здесь не только славу, но и деньги.

 

ТАБЛИЦА ВЫХОДА В ПРОКАТ И КАССОВЫЕ СБОРЫ КАЗАХСТАНСКИХ КАРТИН (в тенге)

Любители у штурвала

В коммерческом кино рейтинг определяется автоматически по кассовым сборам, поэтому список лидеров 2017 года выглядит так:

  1. «Бизнес по-казахски» – 264 млн. тенге.
  2. «Брат или брак» – 189 млн. тенге.
  3. «Келинка тоже человека» – 131 млн. тенге.
  4. «Казахское ханство. Алмазный меч» – 81 млн. тенге.

Коммерческий успех картины – заслуга, прежде всего, продюсера. Так сложилось, что у нас здесь на лидирующие роли вышли кэвээнщики. Нурлан Коянбаев продюсировал «Бизнес по-казахски», Аскар Узабаев – сразу три фильма 2017 года (он же был их режиссером): «Келинка тоже человек», «91» и «Пять причин не влюбиться в казаха». Аскар Бисембин – продюсер и режиссер двух фильмов: «Наурыз.kz» и «Больше чем кино». А вот Нуртас Адамбай в прошлом году почему-то взял паузу и не представил ни одного из своих фильмов, хотя в СМИ прошла информация о работе над картинами «Жених на пять дней» и «Лифт».

Тем временем в отечественный кинематограф буквально ворвалась продюсер Куралай Анарбекова, хорошо известная всем как актриса, снявшаяся в фильме «Жаужурек мын бала». Ее картина «Брат или брак» стала самой успешной в Казахстане по сборам в первую неделю проката, то есть она поднялась выше американских, российских и прочих кинолент.

Почему она сумела собрать за первую неделю 85 млн. тенге? Наверное, благодаря грамотной рекламной кампании: к примеру, постеры фильма были развешаны буквально по всему городу. Но в целом приходится констатировать, что средний уровень вышедших в прокат казахстанских картин достаточно низкий. Главная причина этого видится мне в том, что продюсеры недооценивают нашего зрителя, считая, что ему нужно лишь дешевое развлечение в виде комедий или мелодрам.

Вторая причина – в кино идут непрофессионалы, полагающие, что они знают, как снимать кино. Цифры говорят сами за себя: в 30 фильмах мы увидели 17 режиссерских дебютов! А сколько дебютантов было среди продюсеров, сценаристов, художников-постановщиков, актеров – этого никто не считал. Иногда единственный профессионал на площадке – оператор, потому что иначе кино не снять.

То есть половина выходящих в прокат картин делается любителями. Отсюда и низкое качество фильмов при довольно высоких амбициях их создателей, что чувствуется на пресс-конференциях.

Верхняя палуба

Это элитное, фестивальное кино. Любопытно, что при ежегодно увеличивающемся общем количестве выпускаемых фильмов наш кинематограф на международных фестивалях ежегодно представлен не более чем тремя-четырьмя картинами. Так, в 2017-м честь казахстанского кино на протяжении многих месяцев подряд отстаивал фильм «Оралман» Сабита Курманбекова. Он получил «Приз за режиссуру» в Тегеране, Гран-при на «Евразии» в Астане, «Приз за лучшую мужскую роль» в Казани, «Специальный приз» в Мангейме, два приза на «Фестивалях религий» в Италии. И только осенью у нас появились другие участники международных кинофестивалей: «Грязь большого города» Наримана Туребаева была показана в Коттбусе, «Света» Жанны Исабаевой – в Токио, «Она» Акана Сатаева – в Бусане и Каире.

 

Казахское кино: высокие амбиции и низкий профессионализм

 

Правда, в прошлом году не было новых фильмов от наших главных фестивальных режиссеров – Адильхана Ержанова, Эмира Байгазина, Дарежана Омирбаева и Ермека Турсунова. А еще в 2017-м состоялись презентации таких фильмов, как «А.Л.Ж.И.Р.» Ануара Райбаева, который был показан только на телевидении, «На грани» Алдияра Байракимова – полнометражный дебют молодого режиссера. Недавно Серик Апрымов завершил свой фильм «Звонок отцу», который еще не участвовал в кинофестивалях, и кинопроект «Три стихии» университета «Туран». Скажу честно: ни одна из фестивальных картин, снятых в Казахстане в прошлом году, меня не тронула – при всем моем уважении к ее авторам. Например, в «Оралмане» вроде бы присутствуют и важная тема, и масса изобразительных находок, да и актер Акмолда Дулыга играет замечательно, но ощущается искусственный драматизм. Фильм «Она» Акана Сатаева с технической точки зрения снят безупречно, отмечен великолепной актерской работой Айсулу Азимбаевой, которая, на мой взгляд, является актрисой мирового масштаба, но в целом картина, как компьютерная игра, оставляет тебя равнодушным.

Серик Апрымов в фильме «Звонок отцу» выступил и как сценарист, и как режиссер, и как оператор. И хотя картина посвящена волнующей теме взросления ребенка, растущего без отца, рассказываемая зрителю история кажется эскизной, незавершенной. Большие надежды возлагались на фильм «Грязь большого города» Наримана Туребаева. Он поднимает важные социальные пробле-мы, но герой флегматичен, и череда его поступков не вполне убедительна.

Поэтому сказать, что наше фестивальное кино 2017-го было на высоте, я не могу. Ну и зритель его практически не видел: арт-хаусные фильмы у нас не выходят в прокат. Поэтому их показывают только на фестивалях.

 

 

Основная палуба

А что видит наша аудитория? Те фильмы, которые имеют хорошие кассовые сборы, но говорит зритель о тех картинах, которые затронули за живое. Вот и меня в этом году взволновали две, казалось бы, коммерческие картины – «Арман. Когда ангелы спят» Рашида Сулейменова и «Неделимое» Олжаса Ахметова. Понятно, что они не будут отобраны для кинофестивалей, так как в них отсутствуют свой особый киноязык и серьезные художественные обобщения, зато просматривается очевидный социальный смысл. И это, безусловно, не может остаться незамеченным.

Фильм «Арман. Когда ангелы спят» – это, на мой взгляд, прежде всего, гражданский поступок режиссера и сценариста Рашида Сулейменова, который поднял вопрос о безнаказанности так называемой «золотой молодежи». Как ни парадоксально, фильм продюсировался для Кайрата Нуртаса, но он занят лишь в эпизодической роли и исчезает уже на двадцатой минуте.

Главные герои картины – Арман, роль которой играет (и делает это очень хорошо) Жулдыз Абдукаримова, и надругавшиеся над ней четверо подонков. В фильме показано, как героиня из скромной, кроткой девушки превращается в идущую до конца мстительницу.

В целом картина вызывает сильный эмоциональный протест против всех этих «папенькиных сынков», которые уверены, что они могут творить что хотят, поскольку можно подкупить и суд, и полицию и остаться безнаказанными. Сила картины заключается, на мой взгляд, в том, что она четко выражает общее отношение людей к этому явлению нашей действительности – к «усеновым», безнаказанно сбивающим людей на дорогах, к насильникам, уверенным в том, что они выкрутятся благодаря родительским связям и деньгам и т.д.

Не случайно в финале она получает в поезде поддержку со стороны простых людей. В этом плане фильм «Арман. Когда ангелы спят» можно смело назвать «народным кино». Нельзя не согласиться с мнением режиссера, когда он задается вопросом: да, можно снять на эту тему фестивальное кино, но кто его увидит? А когда в картине снимается Кайрат Нуртас, появляется надежда на то, что зритель захочет ее посмотреть и всерьез задумается над актуальными проблемами нашего общества. Фильм «Неделимое» – это тоже социальная и в то же время криминальная драма. Трое мужчин приходят в кафе с большой сумкой. Двое полицейских, обедающих в кафе, а также его владелец подозревают, что эти трое могут быть грабителями банка, о которых ранее сообщили по телевизору, и что в сумке – несколько миллионов долларов. Казалось бы, простая завязка, но именно она вовлекает всех действующих лиц. Социальный аспект фильма, на мой взгляд, заключается в образе двух полицейских, один из которых, «правильный», собирается задержать преступников, а другой – «неправильный» – хочет поучаствовать в дележе денег.

 

Казахское кино: высокие амбиции и низкий профессионализм

 

Этот конфликт показывает природу коррупции – необходимость выбора между служебным долгом и личной выгодой. Другая пара, тоже важная для сюжета, – это парень и девушка, которые зашли в кафе пообедать. По их первоначальному разговору понятно, что парень как бы «правильный» и честно работает в банке, хотя девушка не разделяет эту его жизненную позицию, призывая «быть как все». Однако в финале картины, когда все другие герои перебили друг друга, этот молодой человек все-таки решает забрать украденные деньги.

Авторы фильма как бы говорят: деньги «ломают» всех – и «правильных», и «неправильных». Ироничный, но грустный финал. Однако сам тот факт, что такие важные вопросы обсуждаются на экране, что зрителю все время дается возможность примерить ситуацию на себя, – это здорово.

Завершая разговор, хочу отметить: принципиальным отличием современного казахстанского кинематографа является то, что «корабль кино» движется сам по себе, подчиняясь только воле рынка. Увы, на нем нет ярко выраженного творческого лидера. Но продюсеры коммерческого кино постоянно подбрасывают «уголь в топку корабля»: каждый месяц, за исключением летнего сезона, мы видели в прокате по три-четыре отечественных фильма. Не страшно, что они средненького качества. Согласно закону сохранения энергии, количество, в конце концов, перейдет в качество. Пусть у нас не было в прошлом году больших фестивальных побед, но несколько фильмов уверенно поднимали знамя казахстанского кино. Главное же достижение отечественного кинематографа образца 2017-го я вижу в том, что он начал обретать свой голос, резонирующий с настроениями в обществе.

 

Автор: Гульнар Абикеева

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение