ПЯТНИЦА, 8 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА
983 Сегодня, 00:17

Депутаты под прикрытием АНК: что они делают в мажилисе?

Десять лет назад в нижней палате парламента появилась особая группа – депутаты, избранные от Ассамблеи народа Казахстана. Но до сих пор, несмотря на солидный стаж работы и внешнюю активность, не совсем понятно, что она делает в стенах мажилиса и какая от нее польза.

Чем больше наблюдаешь за деятельностью этого депутатского объединения, тем чаще возникают вопросы: с какой целью около десятка почтенных граждан организовали этот кружок по интересам, если сам интерес далеко не очевиден, и есть ли вообще хоть какой-то смысл в затее сбиться в стаю под эмблемой АНК? С одной стороны, сведения, занесенные в «свидетельство о рождении» группы (документ под названием «Положение о депутатской группе АНК в мажилисе парламента»), выданное в апреле прошлого года, вроде бы расставляют все точки над i, четко очерчивая политические цели объединения – всемерно поддерживать политику, проводимую Лидером нации. Но, с другой стороны, слишком уж сильно члены депутатской группы оторвались от земли и откровенно увлеклись пафосной болтовней, тем самым окончательно себя обезличив. И сегодня очень сложно понять, чем выдвиженцы АНК отличаются от представителей политических партий, заседающих в мажилисе, – например, от членов фракции «Нур Отана». Точно так же непонятно и то, каким образом их присутствие в парламенте влияет на законотворческую деятельность последнего или на укрепление межэтнического согласия в стране.
Стоит напомнить, что своим появлением в законодательном органе власти депутаты от АНК обязаны конституционной реформе 2007 года. Тогда, десять лет назад, когда страну всколыхнула серия межнациональных конфликтов (выступления против кавказцев в Актау, массовая драка казахских и турецких рабочих на Тенгизе, казахско-уйгурский конфликт в поселке Шелек, печально известные события в селе Маловодное), казалось, что в их приходе в парламент заложен глубокий смысл.

Но в том, четвертом, созыве мажилиса, который впервые был сформирован с участием представителей АНК, сколько-нибудь серьезной работы, направленной на совершенствование существующей конструкции межэтнических отношений, не прослеживалось. Кроме принятия закона о самой Ассамблее народа Казахстана, и припомнить что-то сложно, хотя с высоких трибун не раз заявлялось о том, что механизм делегирования депутатов от АНК стал эффективным политическим институтом.
Мало что изменилось и в период работы следующего созыва нижней палаты (2012-2016 гг.). Все то же игнорирование столкновений и конфликтов на этнической почве, все то же нежелание разбираться в их причинах и истоках. Хотя уже тот факт, что суды то и дело рассматривали дела, связанные с разжиганием межнациональной розни, и выносили по ним достаточно суровые решения, должен был обратить внимание депутатов от АНК на серьезность угроз, существующих в этой сфере. Однако они либо продолжали смотреть на мир сквозь розовые очки, либо сознательно не замечали происходящего. Зато их всегда можно было увидеть в первых рядах тех, кто рьяно поддерживал идею досрочных президентских выборов и прочие инициативы подобного рода.
Ну, ладно, первый блин комом, второй – знакомым. Но и с третьего захода, когда в мажилис пришли депутаты шестого созыва (весной прошлого года), в поведении выдвиженцев Ассамблеи народа Казахстана ничего, по сути, не изменилось.
В уже упомянутом положении о депутатской группе АНК, которое опубликовано на официальном сайте парламента, в числе ее задач значатся и такие: «участие в законодательной деятельности по обеспечению укрепления межэтнического и межконфессионального согласия, толерантности, недопущения политизации этнического фактора, проявлений экстремизма и радикализма в обществе»; «законодательное обеспечение государственной политики в сфере общественного согласия и общенационального единства», «законодательное обеспечение единства народа, поддержки и развития широкого общественного консенсуса по основополагающим ценностям модернизации казахстанского общества» и т.д. и т.п. Но вот вопрос: кто из членов этой депутатской группы что-то «укрепил» или «не допустил» в сфере межнациональных, межэтнических, межконфессиональных отношений? Судя по последней информации, охватывающей период ее деятельности с сентября 2016-го по 30 июня 2017-го (она размещена самими депутатами от АНК на сайте парламента) – ни-че-го. Дабы не наводить напраслину, процитируем выдержки из этого отчета.
Итак, «членами депутатской группы Ассамблеи народа Казахстана вместе с депутатами из других (партий) фракции были инициированы пять законопроектов: «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка»; «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан о дипломатической службе», «О внесении изменений в Закон РК «О дорожном движении». Думается, комментарии тут излишни. С точки зрения тех задач, которые были названы выше, депутаты от АНК целый год прозаседали вхолостую. Впрочем, было предложение мажилисвумен Натальи Жумадильдаевой, принятое в момент принятия поправок в Конституцию. Позволим себе еще одну цитату из отчета: «Депутат Н.В. Жумадильдаева на совместном заседании палат парламента внесла предложение о дополнении в статью 1 законопроекта пункта 2 следующего содержания, соответственно изменив последующую нумерацию пунктов этой статьи: «2. Пункт 2 статьи 39 после слова «межнациональное» дополнить словами «и межконфессиональное»». Обоснование: в целях признания межконфессионального согласия конституционной ценностью наряду с межнациональным согласием, которое было принято». Вот, собственно, и все.
Возможно, депутаты от АНК уверены в том, что существующая в Казахстане модель межнациональных отношений является идеальной, что она неуязвима для каких-то рисков и угроз, что в ней ничего не нужно менять или обновлять. Но в таком случае зачем они занимают места в мажилисе? Пусть заседают в своей Ассамблее, произносят там не имеющие отношения к законодательной деятельности заклинания о дружбе и согласии.
Но, может, свою законотворческую беззубость они компенсируют смелыми депутатскими запросами? Как выясняется, и тут ситуация ничуть не лучше. Опять цитата: «Озвучены 74 депутатских запроса, охватившие вопросы: экономики (13), АПК (7), социальной сферы (23), экологии (5), закона и права (12), ЖКХ (4), обороны и безопасности (3)».
В упомянутом положении фигурирует еще один заслуживающий внимания пункт: «По важным вопросам своей деятельности депутатская группа может проводить выездные заседания в государственных органах и регионах республики». Но если исходить опять же из основополагающих задач АНК, то мы смогли обнаружить факт проведения лишь одного заседания с подходящей темой – «О вопросах усиления профилактики и предупреждения терроризма и религиозного экстремизма, а также о мерах по совершенствованию законодательства в этой сфере». Похоже, для некоторых членов депутатской группы куда интереснее совершать выезды «на природу» – например, в какую-нибудь агрофирму, а потом отчитываться о надоях на каждую фуражную корову. И, поверьте, это не шутка.
Впрочем, есть кое-что, что у членов депутатской группы АНК получается очень даже неплохо. Это участие в научно-практических конференциях, международных форумах, встречах за «круглым столом», выездных семинарах и обучающих тренингах, пресс-конференциях и торжественных собраниях. С конца прошлого года до середины нынешнего, как явствует из все того же отчета, было проведено почти 260 таких мероприятий. Среди них Азиатский межпарламентский форум по вопросам науки, технологий и инноваций, конференция «Женское предпринимательство на селе – основа развития кооператива домашних хозяйств и малых фермеров», подиумная дискуссия по случаю 25-летнего юбилея установления дипломатических отношений между Германией и Казахстаном и председательства Федеративной Республики Германия в G-20 на тему: «Значение казахстанско-германских отношений в условиях продвижения глобальных интересов: современные тренды и внешняя политика» и т.д.
Складывается ощущение, что депутаты от АНК окончательно заблудились и даже уже забыли, зачем их ввели в парламент. Может, пришла пора выдать им штатного поводыря?

Автор: Юлия Кисткина

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение