ВТОРНИК, 24 АПРЕЛЯ 2018 ГОДА
61020 11-11-2016, 00:14

Жузы и процесс формирования казахской государственности

Окончание. Начало статьи читатайте по этой ссылке (Central Asia Monitor №44).

От «поднятия» до «грабежа»...

Во главе жуза стоял тобе-бий – бий самого многочисленного и сильного племени. Также был сформирован совет биев, ограничивавший власть хана. Статус биев держался исключительно на их личном авторитете и заслугах. Даже хан не мог влиять на выдвижение того или иного бия.

Есим-хан перенес столицу Казахского ханства из Сыгнака в Туркестан и кодифицировал степное право (Есімханның ескі жолы). Благодаря этому своду законов удалось преодолеть кризис чингизизма, обособленность султанов-чингизидов и связанные с этим постоянные кровавые братоубийственные междоусобицы. Это позволило успешно от­разить первые вторжения ойратов.

Воины и знать приезжали на маслихат, чтобы выбрать хана (хан сайлау), во всеоружии, поскольку только воин с полным вооружением имел право голоса. Кандидаты произносили речи о своих заслугах, потом выступали их сторонники и противники№ Соответственно, ораторы, наряду с заслугами, говорили и о недостатках претендентов.

На пятницу назначался ритуал «поднятия хана» (хан көтеру). На верхушке холма застилали белую кошму. Два аксакала сажали хана на неё лицом в сторону Мекки. Затем четверо из числа наиболее уважаемых султанов, биев и батыров три раза поднимали хана на кошме над головой.

После избрания с него снимали верхнюю одежду и разрубали её на мелкие кусочки, которые уносили с собой как реликвию. Затем на хана надевали новые, сшитые специально для него белые чапан и колпак. Его скот делили между собой все присутствовавшие на маслихате, чтобы передать тем, кто не смог приехать. Этот обычай назывался «ханские гостинцы» (хан сарқыт) и символизировал то, что правитель не должен обогащаться – его богатством являются подданные ханства.

Если хан не оправдывал надежд, то решением маслихата его низлагали и отбирали всё имущество. Он не имел права сопротивляться. Если же хан оказывал сопротивление и при этом пострадали люди, то он обязан был заплатить выкуп. А если пострадали толенгуты хана, то выкуп не платили. Этот обычай назывался «грабеж хана» (хан талау). Внедрение новой системы выдвижения способных батыров, биев и авторитетных ру-аксакалов из простого народа исключительно в силу их заслуг дало казахам небывалый воинственный дух и всплеск пассионарности.

После распада Моголистана и Ногайской орды в XVI веке были образованы Ұлы (левое крыло) и Кіші (правое крыло) жузы в составе Казахского ханства. Свое название Ұлы жүз получил вследствие того, что им правили представители старшей ветви Жанибек-хана (в Кіші жүз – младшей). На правах преемников ханы Орта жүз считались старшими ханами Казахского ханства.

В 1718 году первым ханом Старшего жуза был избран Карт-Абулхаирхан (1718-1730), после него – Жолбарыс (1730-1740). Первым ханом Младшего жуза был Абулхаир (1718-1748), последним – Арынгазы (1816-1821), а Букеевской ордой правил Сахиб-Керей-хан (1845-1847). В Среднем жузе первым ханом был Самеке (1719-1734), последним - Кенесары (1824-1847).

Общеказахским ханом, несмотря на выдающиеся заслуги Абулхаира (младшая ветвь династии), был избран Болат (1718-1729), сын Тауке-хана, затем – Абылай (1771-1781), потомки которого стали последними султанами-правителями племен Среднего и Старшего жузов. На курултае трех жузов в сентябре 1841 года последним общеказахским ханом был избран внук Абылая – хан Кене, который 1847-м погиб в борьбе за независимость.

Жузовые скрепы

Жузы, скрепленные кровными узами родственных племен и мифологией происхождения от общего предка Алаша и его сыновей Акарыса, Жанарыса и Бекарыса, показали необычайную историческую прочность. Самосознание племен Старшего жуза, даже испытав власть джунгар, Коканда, Российской империи и СССР, сохранилось до наших дней. Воинственные албаны и суаны отвоевали родовые земли своих предков-уйсунов –

Илийскую долину и Центральный Тянь-Шань, вытеснив ойратов (Баянгол-Монгольский автономный округ) и кыргызов (Кызылсу-Кыргызский автономный округ) на южные склоны Тянь-Шаня в районы Карашара и Кашгара.

В начале XVIII века, при разделении племен на жузы, в состав Старшего вошли 11 племен и более 70 крупных родов, в том числе Уйсунский союз состоял из 8 родственных племен (80% населения), кроме жалайыров, каңлы, шаңышқылы. Общая численность Старшего жуза (политэтноним Үйсін), согласно результатам сельскохозяйственной переписи населения 1896 года, составила 945 тысяч человек, из них уйсуни - 80% (730 тысяч человек). По данным Махмуда Дулати, под давлением ойратов при Салкам-Жангире племена дулатов, албанов (часть ушла в Сары-Арку) и шапрашты перешли через Чу-Илийские горы и расселились по долинам рек Чу, Талас и Сырдарья, образовав основу Старшего жуза в составе Казахского ханства. До принятия «Жеті жарғы» разрозненные казахские племена не могли противостоять централизованной Джунгарской империи. Но после внедрения новой системы мобилизации войска «жузов» – сотен и с избранием общего хана и главнокомандующего ситуация кардинально изменилась.

Младший жуз составили 26 племен и более 80 крупных родов, из них Алшынский союз – 19 племен (80% населения), кроме жетіру. В 1896 году численность этого жуза составила 1 090 тысяч человек. В 1633-1635 годах под ударами калмыков пала Ногайская орда, и часть племен Алшынского союза присоединилась к Казахскому ханству, став основой Младшего жуза. Политическая столица из разрушенного Сарайчика (Сарайшық) перешла в Хиву, где долгое время правили ханы этого жуза.

Средний жуз – это 6 племен и более ста крупных родов и подродов. 40 процентов населения составляли аргыны, 10 процентов – кипчаки. Вторую половину сформировали найманы, уаки, коныраты и кереиты (керей). Общая численность жуза в 1896 году достигла более 2,3 миллиона человек с учетом проживавших в Монголии и Китае, - это свыше половины общей численности казахов. После «Ақтабан Шұбырынды» аргынский племенной союз стал связующим географическим центром и становым хребтом сопротивления и борьбы за независимость, так как оба других жуза не имели общей границы.

Особняком стояли торе, толенгуты, кожа, сунаки, курама, туркпены, ногай-казахи, сарт-калмыки, которые не входили в жузы.

Общая численность казахов в 1896 году составляла 4,5 миллиона человек. Учитывая, что население земли двести лет назад было в десять раз меньше, можно предположить, что общее число казахов после трагедии «Ақтабан Шұбырынды» составляло всего 450 тысяч. Из них 250 тысяч было сосредоточено в районе Каратау. В такой земельной тесноте после разрушения маршрутов традиционных кочевок окончательно сформировались военно-политические союзы племен – жузы. Таким образом, был задан на два века вперед вектор движения казахов в сторону расширения своей территории.

Принципы жузовской мобилизации

Тот род, который мог выставить сотню («жүз»), считался боевой единицей, следовательно, его численность должна была быть не менее 2 000 человек, или примерно десять аулов. Мобилизационный ресурс такого рода в мирное время составлял 100, в военное время – 200 воинов. Поэтому под словом «жүз» подразумевалась сотня родов, способных к военной мобилизации. Например, самый многочисленный Средний жуз мог выставить более 100 родовых «жузов» по 100 воинов, что равнялось 10 тысячам воинов. «Жүз жүздік» означает «сотня сотен», то и составляло понятие «жүз».

Старший жуз – 70 сотен, или 7 тысяч воинов. Младший жуз – 80 сотен, или 8 тысяч воинов. Поскольку изначально самым малочисленным жузом был Старший, его усилили с восточной и западной границы воинственными жалаирами и канлы.

При переселении аргынов из Туркестана в Сарыарку коныраты, правившие остатками огузов со времен Чингис-хана, остались в Туркестане и Каратау как хранители карашанырака (главного очага) Среднего жуза.

Младший жуз (Алшынский союз: байулы и алимулы, а также жетыру) при Салкам-Жангир-хане был усилен древнекипчакскими родами токсаба, берш и байбакты; керейскими – төртқара и керейіт; аргынскими – қаракесек и шекті.

Алимулы (иногда называют Каракесекским союзом) назначили старшими в жузе. Кстати, тобыкты также воевали с башкирами и калмыками в составе Младшего жуза, затем были переселены во главе с Мамай-батыром и Иргизбай-бием в восточную Сары-Арку. Воинственных найманов, кереев и уаков для возврата родовых земель Казыбек-би расселил на границах с ойратами и маньчжурами. Так и получилось, что они впоследствии вернулись туда, где жили еще до Чингис-хана: на Алтай до реки Кобдо (Баян-Ульгийский аймак в Монголии) и до восточных отрогов Тянь-Шаня и Алтынтау (Моры, Баркол и Аксай-Казахский автономный уезды в Китае).

Трансформация жузов

На первом этапе жузы сформировались как военно-политические союзы родственных племен, затем, после расселения племен и расширения территории, существовали как отдельные административно-территориальные части Казахского ханства.

От верховий Сырдарьи по северной кромке Каратау на юге до Уральских гор на севере, западнее Мугоджар до Едиля (Волги) обосновался Младший жуз. Воинственные адайцы разбили туркмен на две части (кавказские трухмены), затем кызылбашев (тюркское племя, правившее Ираном), отвоевав караванные пути Восточно-Каспийского побережья до Великой Горганской стены (200 км) в Иране и Мангышлаке до высохшего русла реки Узбой. А каракалпакские племена вошли в состав Младшего жуза. До сих пор там, под Горганом в Гулистане, живут род казахлу (казахлар) и байбурлу (байулы) в составе племенного союза кызылбашей и около 7 тысяч казахов-адайцев.

От низовьев Сырдарьи, южнее реки Чу и Иле, до Джунгарского Алатау и долин Центрального Тянь-Шаня (Или-Казахский автономный округ в КНР) на востоке, до Бухарского, Ташкентского оазиса и Иссык Куля на юге – то земли Старшего жуза.

От Мугоджар и Туркестана на западе до восточных кромок Алтая и Тянь-Шаня на востоке, от Чу и Иле на юге до сибирской тайги на севере обосновался Средний жуз.

Именно жузовская система всеобщей мобилизации народного ополчения (у казахов не было регулярной армии) смогла противостоять самой сильной кавалерии Азии – джунгарской коннице, профессиональным конным лучникам, одетым в броню и почти поголовно вооруженным огнестрельным оружием и пушками собственного производства. Закаленная в непрерывных войнах с соседями и великим Китаем армия ойратов имела несколько родов войск. Это конные стрелки как из лука, так и из ружей, прикрытые специальными щитами от стрел, верблюжья артиллерия, легкая и, наконец, панцирная кавалерия.

Против такой армии было очень трудно устоять. Поскольку основные силы ойратов были сосредоточены на границе с Китаем, единственное, что тогда можно было противопоставить им, - это численное превосходство и партизанская тактика.

Казахские жузы смогли сплотить народ и мобилизовать превосходящее численностью войско, которое во главе с единым командующим – общим ханом, а также храбрыми батырами обеспечило нам победу. После окончательного разгрома Джунгарии всеобщая мобилизация и военное численное превосходство помогли казахам в борьбе за пастбища вытеснить конкурентов –киргизов, алтайцев и монголов на востоке, башкир, калмыков и туркменов на западе, расширить территорию до 5 миллионов квадратных километров.

Пассионарные всходы и субъективные моменты

Чем сильнее враг, тем почетнее победа. И не зря про казахов говорили, что их больше, чем снега в степи (қазақ қардан көп). Можно с уверенностью сказать: если бы не было Джунгарии, то не было бы такого большого Казахского ханства. Территория жузов окончательно сформировалась согласно Петербургскому договору 1881 года между Российской и Циньской империями по разделу казахских земель.

Правда, после ликвидации ханской власти жузовскую систему опять заменили на улусно-волостную систему управления. Улыс на русский лад стал волостью российской, а затем областью советской империи и Казахстана. А нойон улыса стал сначала волостным султаном-правителем, затем превратился в первого секретаря областного комитета компартии, а в наше время трансформировался в акима области.

Противостояние жузов с джунгарами дало такой пассионарный взрыв казахским племенам, что за два века территория их расселения увеличилась с 200 тысяч до 5 миллионов квадратных километров, а население выросло с 450 тысяч до 6,5миллиона человек. Невиданный рост населения для кочевого общества, причем без единого крупного столкновения (!) между жузами и племенами.

Наоборот, при нападении жузы объединялись во главе с ханами, батырами и шли на помощь друг к другу. Например, Нуралы-хан хотел отомстить султану Бараку, избранному ханом в Старшем жузе, за убийство отца – хана Абулхаира, но бии и батыры не поддержали его, так как не хотели братоубийственной войны.

Другой пример. Три тысячи каракесеков под руководством Бекбулата, сына Казыбек-бия, пришли требовать у Аблай-хана извинений и уплаты куна за незаконный арест двух сородичей в мирное время, повлекший случайную смерть одного из них. Мерген Бекше достал ружье и предложил без лишних слов застрелить Аблая, но вовремя подбежавший Жанак-батыр отобрал ружье и посоветовал не уподобляться калмыкам, убивающим собственных ханов. Только присущие Аблаю хит­рость и хладнокровие, а также обильные подарки потерпевшим и вождям каракесеков помогли ему бескровно урегулировать конфликт. В числе других Бекше получил верблюда, чтобы больше не целился в хана, а Жанак-батыр – девять верблюдов за то, что облагоразумил мергена. Бекбулат тоже с честью вышел из положения, забрав ханский казан.

Некоторые исторические итоги

Жузовская система управления при мягкой централизации выборной ханской власти, сдерживаемой маслихатами, советом старейшин и судебной властью выборных биев, в сочетании с военно-кочевой демократией полностью оправдала себя. Сегодня Казахстан занимает девятую по площади территорию в мире.

В истории Великой Степи завоевания и миграция кочевников всегда шли с востока на запад, но казахские племена стали исключением. Например, воинственные кереи прошли более 4 тысяч километров на восток – от гор Каратау до восточных окраин Тянь-Шаня и Алтынтау, включая китайские провинции Хами/Кумул и Ганьсу. Также на восток, на тысячи километров, переместились найманы, уаки, албаны и суаны. Аргыны постепенно мигрировали на несколько тысяч километров с западного Памира и Тянь-Шаня на северо-восток – в Сары-Арку, до северных склонов Алтайских гор.

В результате всех этих непростых и многогранных процессов небольшое Казахское ханство превратилось в самое крупное государство Центральной Азии и стало единственным независимым наследником Золотой Орды, Дешт-Кипчака и Западно-Тюркского каганата. В этом мы видим причудливое переплетение случайностей и закономерностей. Сочетание гибкой ханской власти со степной демократией и способность к самоорганизации позволили в критические моменты усилить власть ханов и объединить казахов в борьбе с врагами. А впоследствии другие грани степной демократии, такие как прагматизм, гибкость, незашоренность религиозными догматами, свободомыслие и тяга к образованию, позволили казахам приспособиться к неблагоприятным моментам истории в условиях Российской и Советской империй.

Комментарии

Author 7777
Редактировать / Удалить/ Цитировать
12-ноя-2016, 11:44

САМ давно не позиционирует себя как серьезное издание...
Зачем печатать подобный бред...
Достойный желтой прессы...

Author Аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
26-янв-2017, 03:03

жузы делились на Олы (ойлы) - горная местность , Орта - степь и Кай су - около (вокруг) воды , посмотри на карту ойрат

Author Аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
27-мар-2017, 22:01

7777 - слова завистливого и мерзкого ватника, который после каждого предложения ставит многоточия и каждое новое предложение пишет с красной строки.
Этот ватник ещё околачивается в зоне.кз и в алтынорда.кз и всегда старается уничижительно отзываться о казахах, их культуре и истории

Author Аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
27-мар-2017, 22:02

Казахи - это имперская нация и этим все сказано

Оставить мнение