103908 6-10-2016, 06:11

Новый взгляд на историю казахско-джунгарских войн

Марал Томпиев – практически единственный в Центральной Азии монголист-ойратовед. Это признали даже в Монголии, где, как это ни странно, тоже не оказалось ойратоведов. В нынешнем году он презентовал там книгу «Эпоха обретения границ», посвященную периоду казахско-джунгарских войн. Сегодня мы беседуем с ним о самых принципиальных аспектах того времени.   

Устаревшие подходы и подлинная история

- Ваше видение истории и понимание природы казахско-джунгарских отношений как-то отличаются от точки зрения, принятой в официальной исторической науке Казахстана?

- Наша историческая наука все еще использует идеологическое наследие советской эпохи. К сожалению, мы так еще не смогли выйти из рамок или отойти от стандартов советской историографии, которые до сих пор присутствует во всех учебниках. Какие они?

Основополагающий тезис - Казахское ханство было слабым, и джунгары этим воспользовались. Данная версия получила широкую популяризацию через произведения  известного писателя Ильяса Есенберлина. Трактовка проста и незатейлива: 70-тысячная  армия джунгар напала на казахов и чуть ли не полностью вырезала их. В историю это вошло как «Актабан шубырынды». После чего жалкие остатки казахов попросили подданства России и благодаря помощи русского царя смогли выжить. Джунгары, убоявшись русских, отстали от казахов, и таким образом последние спаслись от полного истребления.  

На самом деле все обстояло не совсем так. Во-первых, российское государство на тот период времени практически не граничило с Казахским ханством. Между ними обитали тюркоязычные племена кипчакской группы – башкиры (правда, тогда они так еще не именовались). А еще было Калмыцкое ханство с довольно обширной территорией. Оно занимало полностью Северный Кавказ, доходило до Дона и граничило с землями донских казаков, на севере доходило до Казанской губернии, а на юге его земли простирались практически до Эмбы. То есть, никакой общей границы с Россией у нас не было и в помине.

Если посмотреть в сторону Сибири, то в ту эпоху там даже не пахло казачьими линиями, которые появились значительно позже, во времена правления Аблай-хана. Но даже при этом граница была во многом условной.

Таким образом, к 1723 году, которым датируется начало «Актабан шубырынды», ни о какой помощи со стороны российского государства не может идти и речи.  

Основной удар джунгар пришелся по землям Старшего жуза. Кстати, сам принцип организации казахских жузов тогда был несколько иным. Можно даже сказать, что они сформировались несколько позже и только к середине 19 века приобрели ту форму, которая сегодня считается классической.

Жузовое деление было обусловлено огромной территорией и древней тюркской традицией построения войска: левое крыло (сол), правое крыло (он) и центр (орта). Орта не потому что средний брат, а в силу того, что центральное, то есть самое многочисленное политическое объединение племен. Уплата налогов, административное управление, мобилизация войск в жузах были обособленными. Базовый принцип организации казахского общества – жузы – пытались искоренить и царское самодержавие, и большевики, но тщетно. Даже антиправительственные восстания казахов в ХХ веке носили отпечаток племенного деления.  

Вернемся к рассматриваемой эпохе. В любом случае говорить о том, что Россия оказывала казахам какую-то военную помощь в борьбе против джунгар, просто некорректно. Военные силы Российской империи никакого отношения к схватке двух степных волков не имели.

Да, казахи воевали с джунгарами, но им никто им не помогал. Наоборот, с севера на казахов наседали башкиры, которые дошли фактически до современного Актобе, а с запада нападали калмыки (фактически те же джунгары), добравшиеся до полуострова Мангыстау. С северо-востока совершали набеги дербеты и хошоуты (киши калмак - малые калмыки), а с юга – чоросы и торгоуты (кара калмак). Казахское ханство оказалось как сжатая пружина, территория которого сконцентрировалась в горах Каратау – последнем оплоте нашей независимости.

Есть такое выражение – «Актабан шубырынды Алкаколь сулама». Вот это самое место – Алаколь сулама – мы нашли. Это Алакольская впадина на территории нынешней Жамбылской области. В рассматриваемую эпоху там было огромное озеро Алаколь, воды которого через Сарысу впадали в Сырдарью. Позже оно распалось на три полувысохших озера – Телисколь, Ашиколь и Акжайкин. Например, протяженность береговой линии одного только озера Телисколь составляла три конных перехода, это порядка 100-120 километров. На российских картах начала 20-го века протяженность озера Телисколь составляет 40-50 километров.

Мы нашли это место и исследовали его. Там очень много захоронений – как казахских, так и калмыцких. Это то самое место, где во время нашествия джунгар 1723-1725 годов казахи нашли последний приют. Правда, необходимо учитывать, что тогда климат там  был другой и географический ландшафт тоже.

- Если бы это зависело от вас, то что бы вы изменили в трактовке казахско-джунгарских отношений, которая содержится в сегодняшних учебниках по истории Казахстана?

- Это очевидно. Казахи вели борьбу с джунгарами за сырьдарьинские города – Туркестан (столицу Орта жуза), Ташкент (столицу Улы жуза) и Хиву (столицу Киши жуза). Следует понимать, что в местности Алаколь сулама они сконцентрировались в самый критический период этой кампании. И в тот отрезок времени никто, я подчеркиваю, никто казахам не помог.

Стоял вопрос фактически о существовании казахских племен. Именно племен, поскольку политонима «казах» как такового еще не было. В тот момент, когда племена, разбросанные по всей огромной степи, вынужденно собрались в одном месте, в районе Каратау и Туркестана, и возникла пассионарность казахов. Десять человек во главе с Абулхаир-ханом (батыры Кабанбай, Богенбай и другие) собрались и объявили: если мы не объединимся, то пропадем. По некоторым подсчетам, численность казахов к тому времени упала до четверти миллиона человек с прежнего полумиллиона.

В истории казахско-джунгарских войн были свои специфические моменты. Они велись по своим законам, которые издревле существовали в традиционных кочевых обществах. Поэтому все эти байки и мифы, корни которых лежат в советской историографии (а сегодня их повторяют уже некоторые российские ученые и политики), к подлинной истории никакого отношения не имеют.

Пассионарный взлет

- Какие эпизоды истории казахско-джунгарских отношений вы считаете наиболее важными для их более полного понимания?

- К началу 18-го века джунгарская государственность достигла наивысшего расцвета. К тому времени существовали четыре ойратских государства – Джунгарское на Эмеле, Калмыцкое на Волге, Кокунурское (Хошоутское) в северном Тибете, Восточном Туркестане и Западной Монголии, а также Дербето-Хошоутское в Сары-Арке. Их общая площадь достигала семи миллионов квадратных километров. Численность самих джунгар составляла около миллиона человек, а их подданных – порядка 25 миллионов. Недаром  эти государственные объединения считают последней империей кочевников.

Секрет их военных успехов не в последнюю очередь заключался в наличии передового военного производства. В частности, они отливали пушки, что в то время могли позволить себе немногие страны. Это было милитаризованное государство, в котором все мужское население было под ружьем. Джунгарским ноу-хау той эпохи может считаться установка пушек и мортир на верблюдов – так называемая «верблюжья» артиллерия. Я побывал в музеях, где хранятся эти орудия, приводится их описание и технология использования во время боя. До такого уровня военного производства в степных условиях ни одно кочевое общество не поднималось.

А теперь давайте сравним. В самый критический момент казахской истории территория Казахского ханства ужалась до 200 тысяч квадратных километров. И именно в этих сложнейших условиях к нашим предкам пришло понимание того, кто они и что необходимо сделать для национального и государственного возрождения.

Во-первых, они поняли, что они - КАЗАХИ.

Во-вторых, состоялось жузовое структурирование. И именно тогда начала восходить политическая звезда трех великих биев – Толе би, Казыбек би и Айтеке би. А до этого одних только султанов в казахской степи насчитывалось около 130. По сути это были удельные князьки. Потому что каждый из них был сам по себе, никому не подчинялся. И еще примерно столько же было всякого рода самозванцев. Практически отсутствовало хоть какое-то подобие централизованной власти.

И вот в тесноте Алакольской котловины, в горах Каратау из казахской среды выделились десять самоотверженных героев, которым суждено было стать спасителями народа. Именно в этот момент, как говорил Л. Гумилев, мы поймали пассионарность. И именно на этом отрезке истории произошел расцвет института казахских батыров как важнейшего фактора возрождения национального духа и самобытности казахов. В результате за последующие сто лет наши предки сумели вернуть себе пять миллионов квадратных километров казахской земли. Так разжималась казахская «пружина», и теперь уже казахи захватили практически все земли джунгар.         

Перманентная война на выживание

- На ваш взгляд, в истории казахско-джунгарских отношений есть «белые пятна»?

- В истории Европы есть Столетняя война между Англией и Францией. Хотя фактически воевали они меньше. Так вот, казахи с джунгарами воевали в общей сложности 257 лет. Причем 123 года из них непрерывно. Мы находились в перманентном военном положении.

Я был в Монголии и выяснил, что там нет «ойратоведов». А почему? Потому что вся материальная часть истории джунгар находится на территории Казахстана, все их земли, все их столицы. 

- Итак, вся история казахско-джунгарских отношений – это эпоха перманентных войн. А были в ней периоды или моменты, скажем так, конструктивного сотрудничества?  Или такое было невозможно в принципе?

- Это было невозможно. Хотя раньше мы были в составе одного государства – империи Чингис-хана. И вера у нас была одна – тенгрианство. И языки были близкими. Хотя существовали диалектные различия.

Но потом джунгары приняли буддизм, а казахи – ислам. Стал меняться язык и у нас, и у них. Мы ассимилировали ираноязычные племена, издавна жившие на нашей территории. А ойраты смешались с тунгусами, халха-монголами, маньчжурами и даже китайцами. Отсюда различия в генотипе.

К этому добавился и политический фактор: сопредельные государства стремились не допустить объединения ойратов и киргиз-кайсаков. Это был их кошмарный сон. В том числе и для российских самодержцев, для китайских императоров. Эту тенденцию одним из первых уловил Галдан Церен, который понимал, что происходит процесс технологического усиления оседло-земледельческих государств. Поэтому он предложил Абулхаиру и Аблаю объединиться и создать единое мощное государство. Что-то типа конфедерации. При этом он обратился к идеологическому наследию прошлого – «Заветам Чингис-хана». Он даже был согласен на то, чтобы в объединенном государстве главенствовали чингизиды.

Из истории известно, что Аблай-хан был женат на племяннице Галдан Церена – Топыш и дал ему тысячу толенгутов. Другая инициатива Г. Церена – выдать две тысячи девушек-казашек за джунгар, а в качестве ответного шага женить две тысячи казахских воинов на калмыцких невестах и провести один большой той. Фактически это была попытка ассимилировать два народа и выстроить единое государство. Однако внезапная смерть Галдана Церена сорвала все эти планы, а вскоре Джунгарское государство распалось.      

О героях былых времен…

- Какие персонажи, на ваш взгляд, сыграли наиболее заметную роль в истории казахско-джунгарских отношений?

- С моей точки зрения, незаслуженно принижается роль Абулхаир-хана. Он был великим полководцем и выдающимся государственным деятелем. Именно он сыграл колоссальную роль в объединении казахских племен, организации казахского сопротивления и коренного перелома в войнах с джунгарами. Аблай-хан был потом, а первым был Абулхаир. И в этом его величие как политического деятеля. Я бы сравнил его с Петром I, современником которого он был. Если брать чингизидов, то эта два героя – Абулхаир и Аблай.

- А из кара-суйек?

- Из кара-суйек – это десять батыров, которые их окружали. Несомненно, они сыграли выдающуюся роль. Также нельзя не сказать и о батырах рангом пониже, имена которых необходимо внести в реестр славы казахской истории. Потому что если бы их не было, то не было бы и современного Казахстана.

Трагический финал, к которому мы непричастны  

- Судьба джунгарской государственности завершилась весьма трагическим образом. Как вы оцениваете роль Казахского ханства в этом?

- Некоторая часть мировой историографии привыкла изображать кочевников варварами, которые истребляли как друг друга, так и другие народы. Но это неправда. Кочевники на самом деле ценили человеческую жизнь. Поскольку территория огромная, а людей не хватало. Поэтому степняки, например, никогда не трогали женщин. Женщины выступали как, извините, ценный товар. У казахов калым начинался с семидесяти лошадей, а за токал давали до ста пятидесяти голов скота. Это же о чем-то говорит.

А какова была роль женщин в быту? Говоря современным языком, они были менеджерами, на которых все держалось, – многие вопросы повседневной жизни решали именно они. Это вам не арабская женщина, место которой было в гареме. Да, у казахов тоже было многоженство, но оно носило совсем иной характер.

Прежде всего, это позволял сам характер хозяйственной деятельности. Кроме того, вторые-третьи жены жили отдельным аулом и вели самостоятельное хозяйство. Вообще, большая часть хозяйственной жизни в казахском обществе держалось именно на женщинах. Потому что мужчины в основном были заняты в военных походах. И убить женщину, да к тому же молодую и красивую, для кочевников было верхом глупости. Так же, как и умыкнуть чужую невесту или жену. Это было недопустимым поступком и строго каралось. Казыбеку би принадлежит сентенция: «Хочешь жену – возьми у джунгар, хочешь коня – уведи у джунгар».  

Но прямой связи между гибелью джунгарского государства и казахами нет. В резне джунгар участвовали двадцать тысяч маньжуров, два тумена монголов Ордоса (южные монголы) и один тумен халха-монголов. То есть фактически джунгар уничтожили свои же соплеменники. Казахов там и близко не было. Единственное - казахи забирали под свое крыло всех выживших, кто смог убежать во время резни в Джунгарии.

В заключение хочу особо подчеркнуть, что эпоха казахско-джунгарских войн – это беспрецедентный пример того, как в самый критический период своей истории наш народ сумел внутренне консолидироваться, отстоять политическую независимость, сохранить землю и передать ее своим потомкам. И сегодня нам надо помнить и не забывать эту важнейшую страницу казахской истории, чтить заложенные тогда традиции и бережно относиться к именам героев, благодаря которым мы сохранились как народ, как общество, как государство.      

 

Комментарии

Author Сержан
Редактировать / Удалить/ Цитировать
25-окт-2016, 15:02

Есть фильм про Абулхаира. Дорога людей в youtube Там все точно рассказано!

Author Anarbek
Редактировать / Удалить/ Цитировать
05-апр-2017, 15:08

This guy is very wise. Я с младшего жуза, но мудрого человека и хорошими намерениями всегда поддержу с любого жуза, с любого народа и с любой расы. Даже пусть главным будет. Но не дай Бог испортится. Тогда посмотрим. Бог рассудит. Но лучше, чтобы искренность людей оправдывалась, и чтобы кто подрывает искренность - считался преступником.

Author Туран
Редактировать / Удалить/ Цитировать
26-апр-2017, 21:16

Вот это профессионал историк!
Почему их не транслируют по ТВ? это же факты, исследование... Наконец заслон всяким пропагандистским инсинуациям про помощь Большого брата!