Современный казахский мулла: что он из себя представляет? Каков его профессиональный уровень, кругозор, моральный облик? Насколько он авторитетен в глазах верующих, насколько он близок к ним? И понятно ли простым людям то, что он проповедует?
Мы не случайно решили обсудить эти вопросы. Многочисленные эксперты, выступавшие на страницах нашего издания, отмечают очевидную тенденцию к росту религиозности населения, которая сопровождается слабой информированностью и безграмотностью в вопросах веры. Да и всевозможные анализы и результаты соцопросов свидетельствуют об этом.
Причин тут много, и одна из них связана с «квалификацией» служителей ислама, с их умением или неумением доходчиво донести до верующих основные положения религиозного учения.
Некоторые эксперты отмечают низкую степень грамотности в этих вопросах представителей традиционных религий и, напротив, - высокую у проповедников нетрадиционных течений. При этом последние гораздо более мобильны, креативны и всегда готовы «прийти на помощь» и «просветить».
Их паства – это, как правило, люди из неблагополучных семей, разочаровавшиеся в жизни, находящиеся в конфликте с окружающим миром и не сумевшие реализовать себя.
Деятельность же многих представителей так называемого официального духовенства часто ограничивается лишь проведением религиозных церемоний и ритуалов. А вот «в народ» они идут очень редко, их участие в острых публичных дискуссиях ограничивается разовыми акциями.
Более того, если сравнивать представителей официального духовенства с проповедниками нетрадиционных течений, то у первых прослеживается отсутствие жертвенности (качества, обязательного для всех религий), зато присутствуют склонность к бюрократии и высокомерное отношение к прихожанам.
Впрочем, этому есть и вполне логичные объяснения. Дело в том, что традиция воспитания религиозных кадров в советское время была прервана и только после обретения Казахстаном независимости стала постепенно восстанавливаться. Другое дело, что этот процесс не поспевает за теми темпами, с которыми население уходит в религию….
Сегодня у нас в гостях глава Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков – один из немногих в стране людей, которые открыто высказываются об уровне подготовки мусульманских священнослужителей.
«Такими имамами очень легко управлять»
- Мурат Айтжанович, как бы вы охарактеризовали наших современных имамов?
- Когда речь заходит о наших имамах, на память приходит одна из мусульманских общин Великобритании. Мне довелось близко познакомиться с жизнью этих людей. В принципе, все как обычно - типичная мечеть, заурядные прихожане… Но одна деталь привлекла мое внимание. Каждый день глава общины вставал в 6 часов утра и лично руководил намазом.
В те минуты мне вспомнился наш верховный муфтий. Да что там муфтий! Глава центральной мечети, как правило, считает обязательным для себя лишь пятничную молитву. Молиться в другие дни вместе со всеми он считает ниже своего достоинства. А уж встать в 6 часов утра для утреннего намаза в мечети – это вообще из области фантастики! Хотя служебный “Мерседес” под боком, а до мечети 10 минут езды.
Подобную неблагодарную миссию берут на себя “чернорабочие” мечети - наиб-имамы, т.е. заместители имама. Говорят, что главный имам в это время спит. Служители мечети вежливо объясняют: “Муфтий должен хорошо выспаться, чтобы потом заниматься важными государственными делами”.
Если такое отношение к своим обязанностям мусульмане наблюдают со стороны первых руководителей, то что говорить о других? Вот с этого и начинается личный авторитет духовного лица.
- Значит ли это, что новый муфтий не оправдал ваших надежд? Помнится, в одном их своих интервью нашему изданию вы посоветовали Ержану Маямерову «не ломать голову над имиджем, а делать все наоборот в сравнении со своим предшественником»…
- Да, у меня была большая надежда на нового муфтия. Казалось бы, совершенно новое лицо, человек, не развращенный властью и деньгами…
Но иллюзия длилась недолго. Хотя, конечно же, в чем-то он превосходит своих предшественников. В нем нет чванства, развязности, высокомерия, склонности к сутяжничеству. Бывшие муфтии блистали этими качествами сверх всякой меры. Конечно же, его возможности ограничены. Я почему-то уверен, что Ержан Маямеров не имеет возможности даже самостоятельно назначать областных и городских имамов.
Есть еще одна причина. Так сложились наши традиции, что сегодняшнее общество не терпит талантливых людей, ярких личностей, харизматичных лидеров. Причем такая тенденция наблюдается не только в религиозной сфере. Глубоко разочарованная в отечественном духовенстве молодежь все чаще обращает свои взоры за пределы страны. Интернет в этом отношении предоставляет широкие возможности.
В результате многие неокрепшие души попадают в сети всевозможных идеологических экстремистов. Уничтожая, изгоняя из страны собственных лидеров, мы создаем благоприятную почву для заморских кумиров, а среди них немало всевозможных аферистов и мошенников.
- Какие советы вы бы сегодня дали верховному муфтию?
- Во-первых, необходимо обустроить места для молитвы возле всех мечетей! Каждую пятницу хожу в мечеть “Нур Мубарак” и вижу, как сотни людей совершают намаз на улице под открытым небом. Это форменное безобразие! Имамы и руководство исламского университета гордо восседают в теплом уютном зале, в то время как большинство мусульман молятся под открытым небом.
Им даже в голову не приходит, что подобное положение вещей – это выражение вопиющего бескультурья и аморализма! Срочно установите навесы, чтобы люди не мокли под дождем и не страдали летом от солнечных лучей!
Во-вторых, должна быть постоянная ротация не только имамов, но и руководителей исламских университетов. Недопустимо, чтобы человек десятки лет сидел на одном месте. В противном случае он буквально прирастает к нему. Человек становится похожим на свое кресло – деревенеют мысли, чувства, бесформенным становится тело. От него больше вреда, чем пользы
В-третьих, срочно уменьшить громкость громкоговорителей во всех мечетях! Научите имамов уважать людей, которые живут поблизости.
Среди них много пожилых, больных и младенцев. Покажите пример высокой культуры, скромности и такта. Не нужно орать в микрофоны подобно сумасшедшим! Люди могут подумать, что все мусульмане страдают неизлечимой тугоухостью.
- Каково же отношение к служителям мечетей со стороны прихожан?
- Атмосфера страха, всеобщей покорности и раболепия царит во многих мечетях. Вы можете вспомнить хотя бы один случай, когда имам осмелился бы сделать замечание местному акиму? Вы можете привести пример, когда муфтий возмутился бы несправедливым решением суда и встал на защиту обездоленного? Вы можете себе представить, чтобы рядовой имам вступил в публичную полемику с верховным муфтием
Так откуда же быть авторитету у казахстанского духовенства?! Посмотрите на Римского папу. Какое огромное уважение во всем мире! Какие благородные поступки мы видим с его стороны!
Почему наше духовенство не может себя так вести? Оно глупее? Бездарнее? Конечно же, такими имамами очень легко управлять. Они беспрекословно исполнят любой приказ и прихоть вышестоящего начальства. Но, по большому счету, подобная политика духовенства является вопиющим противоречием главным принципам любой религии - противостоянию злу и помощи обездоленным. И тогда в сознании мусульман формируется крамольная мысль: истинный ислам и ДУМК - это совершенно разные и несовместимые вещи.
Есть еще одна проблема, на которую хотелось бы обратить внимание. К примеру, активность католической церкви направлена на совершенствование современного мира, она активно участвует в мировой политике. Энергия мусульманского духовенства направлена на формирование мифов: создание всемирного халифата, борьба с неверными, разрушение архитектурных памятников, подготовка к загробному миру.
Мусульманские авторитеты могут десятилетиями спорить о том, сохранили ли потомки Пророка толику его божественной крови?; можно ли мусульманам заниматься балетом и живописью?; когда придет пророк Махди и как готовиться к потустороннему миру? Пора прекратить эти бессмысленные споры и заняться насущными делами окружающего мира.
- А каков образовательный уровень наших современных служителей ислама? Способны ли они передать верующим здоровое представление об этой религии?
- В Коране четко и ясно написано: божественная книга явлена человечеству, чтобы наставить людей на путь истинный. Там нет ни слова о том, что Священное писание может постичь лишь ограниченный круг избранных людей. Тем не менее, из поколения в поколение ортодоксальное духовенство упорно внушает окружающим мысль о том, что для понимания ислама нужно годами учиться. И вот по всему Ближнему Востоку, как грибы после дождя, появляются десятки, сотни учебных заведений, в которых бородатые ученые якобы раскрывают тайны Священного Корана.
Подобную политику ведут не только отдельные представители духовенства, но и целые страны. Главная цель – монополизировать религию, сделать ее покорной, превратить ее в податливый инструмент для удовлетворения личных интересов.
Большие претензии вызывают исламские образовательные центры. Неужели вы думаете, что в знаменитом египетском исламском университете “Аль Азхар” сегодня можно получить знания об истинном исламе? В стране, где десятки лет властвует жестокая диктатура, подавляющая любые попытки свободомыслия, не может быть полноценного духовного образования.
Ни в одном университете Ближнего и Среднего Востока, включая Саудовскую Аравию, молодежь не приобретает прогрессивного мышления. Выпускники всех этих учебных заведений, как правило, – бездумные истуканы. Они выучили наизусть Коран, однако понятия не имеют о научной дискуссии и современном мироустройстве.
Если люди хотят получить здоровое представление об исламе и при этом не утратить связь с реальностью, то научиться этому они могут только в Западной Европе или в Соединенных Штатах. Как бы это странно ни звучало, но именно там сегодня живут выдающиеся интеллектуалы мусульманского мира.
Комментарии в тему:
Мурат Смагулов, научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК:
«Большинство имамов - личности весьма харизматичные»
- Закореневшие стереотипы всегда были проблемой, искажающей истинный облик профессии. К большому сожалению, в массовом сознании имидж служителей религии находится на уровне профиля, нацеленного на оказание лишь ритуальных услуг. Одна из причин кроется в аудитории, ее запросах и востребованности религии в целом.
Основную часть времени муллы вынуждены проводить, участвуя в поминальных или погребальных ритуалах, хотя обязанности и функции священнослужителей этим не ограничиваются. Имам – это, прежде всего, учитель, воспитатель и духовный наставник общества, пример активной жизненной позиции, выдержки и набожности.
Казахстанская практика показала, что в отдельных случаях критика в адрес мулл вполне уместна: где-то они не поспевают, а где-то проявляют чрезмерную активность.
Однако не стоит забывать, что в нынешних реалиях государственно-религиозных отношений и при сегодняшних угрозах радикализации им приходится решать сложную задачу сохранения межконфессионального диалога, целостности мусульманской общины республики и повышения религиозной грамотности населения.
Нам нужно понять, что сегодня имамы – это главная надежда традиционной религии в борьбе с тоталитарными и деструктивными объединениями.
Несмотря на все упреки и критику, современные казахстанские имамы проявляют активность в различных сферах жизни общества, на информационных площадках, в социальных сетях. Они стараются идти в ногу со временем, иначе невозможно донести исламские ценности до глобализированной молодежи.
В ходе пятничных проповедей имамам физически не хватает времени на то, чтобы уделить внимание каждому желающему, ответить на его вопросы и теологические изыскания. И сайт как бы восполняет этот пробел. Некоторые имамы имеют свою страницу и более пяти тысяч подписчиков в популярных социальных сетях, таких, как Facebook или ВКонтакте.
Подавляющее большинство действующих имамов - личности весьма харизматичные с активной гражданской позицией, навыками преподавания.
Мухит Асанбаев, кандидат политических наук
«Уровень ханафитских имамов сегодня выше, чем пять-десять лет назад»
- Сегодня в поисках знаний казахстанские священнослужители, особенно молодые, уезжают в вузы Египта, Саудовской Аравии, Пакистана или Турции.
Среди практикующих имамов уже много тех, кто проучился в среднем около десяти лет за рубежом, во всемирных центрах исламского образования и науки. Это большое достижение.
При этом, насколько мне известно, никто не едет в Европу, США или Канаду, чтобы постичь азы и каноны ислама.
Хотя, конечно, большинство наших имамов обучается в Казахстане - например, в Казахско-египетском исламском университете "Нур-Мубарак".
Служители более низкого ранга или из сельской местности тоже стараются получить образование в этой кузнице кадров. В общем, кто как может…
Рыночная экономика. Но все это - показатель растущего профессионализма мусульманских служителей в Казахстане.
Кроме того, сейчас в стране появляется целое поколение религиозных интеллектуалов. Вы не увидите их на экранах телевизоров, не прочтете их заметки в СМИ, не услышите по радио.
Поскольку они не ставят перед собой такой задачи. Они считают себя лишь учениками, постигающими гранит науки, ведь ислам - это ведь еще и наука.
Свою мысль они могут донести до любого доходчиво и внятно, причем обосновать научно каждое слово. И это не голословное утверждение. Думаю, излишне называть их имена, учитывая какой «нездоровый ажиотаж» сложился в нашей стране, в том числе и в вашей газете, к этой теме.
В целом уровень наших ханафитских имамов сегодня, несомненно, выше, чем, к примеру, лет 5-10 назад. Об этом можно судить хотя бы по пятничным проповедям, во время которых мечети битком забиты людьми, чего нельзя было увидеть вначале 1990-х гг. Этот факт также говорит о том, что их речь вполне понятна и близка большинству прихожан. В противном случае такого столпотворения в мечетях на «жума-намаз» не было бы.
Да и обычному прихожанину многого не надо. Все, что его интересует сегодня, – это духовная скрепа, ориентир на будущее, «система ценностей», потерянная за последние несколько десятилетий.
Как вы знаете, в советский период истории в Казахстане практически под корень были уничтожены мечети, мусульманские святыни и архитектурные сооружения, представлявшие культурно-историческую ценность. Но самое главное – была уничтожена когорта аулие и ишанов, мусульманских служителей и священнослужителей, как, впрочем, и сама религия, будь это ислам или православие.
И вы хотите, чтобы наши мусульманские служители сегодня сплошь и рядом имели высшее духовное образование, соответствующие знания?! А где им взяться? Государство должно всерьез озаботиться подготовкой исламских квалифицированных кадров, тратить адекватные деньги на их обучение. Нельзя забывать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке...