В 2015 году заметно ухудшилась социально-экономическая ситуация в стране. Виной тому не только катастрофическое падение цен на нефть, но и недальновидная политика правительства и Нацбанка, считают эксперты. Сегодня у нас в гостях финансист Мурат Темирханов, с которым мы попытаемся понять причины неудач года уходящего и заглянуть в год наступающий.
- Как, на ваш взгляд, изменится в новом году социально-экономическая картина в стране и в целом уровень благосостояния казахстанцев?
- Прежде всего, необходимо отметить, что экономика Казахстана характеризуется глубокой сырьевой зависимостью, на нас также сильно влияет то, как идут дела у наших крупнейших соседей – в России и Китае. Если предположить, что в следующем году цены на нефть останутся на текущем уровне - 30–40 долларов за баррель, а в экономике РФ и КНР никаких серьезных изменений не произойдет, то ситуация в нашей стране будет продолжать постепенно ухудшаться.
Однако какого-то катастрофического кризиса не ожидается. Динамика роста экономики будет на уровне около нуля, а в случае дальнейшего снижения цен на нефть могут быть и отрицательные значения.
Тенге, по моему мнению, уже максимально девальвирован, то есть его курс достиг равновесного состояния. В теории, если цена на нефть не продолжит дальнейшее падение, то больше не должно быть «шоковых» девальваций нацвалюты. Однако это хорошо в теории, а на практике все упирается в вопрос доверия к денежно-кредитной политике Нацбанка.
Это доверие уже давно подорвано, и, к сожалению, первые шаги нового руководства Нацбанка пока не дают оснований для оптимизма. В таких условиях сильное давление на тенге будут оказывать девальвационные ожидания и высокая степень долларизации депозитов в банках.
Уровень благосостояния населения в 2016 году продолжит свое снижение. В долларовом эквиваленте зарплаты уже упали почти в два раза. Поскольку в потреблении высока доля импортируемых товаров, это означает, что всем нам нужно будет потуже затянуть свои пояса. В результате спрос населения на товары и услуги сильно упадает, что негативно скажется на финансовом состоянии компаний и частных предпринимателей, а это, в свою очередь, приведет к дальнейшему сокращению работников либо к урезанию зарплат.
Из-за резкого снижения потока нефтедолларов в страну правительство и сырьевые госкомпании уже сильно сократили свои расходы и будут продолжать делать это в ближайшем будущем. Помимо населения, крупными потребителями товаров и услуг компаний и частных предпринимателей являются государство и госкомпании. То есть снижение цен на нефть негативно повлияет не только на сырьевые компании, но и на весь несырьевой бизнес, который ориентируется не на экспорт, а на продажи внутри страны.
Поскольку несырьевой экспорт у нас очень маленький, то из-за падения цен на нефть и связанной с этим девальвации тенге будет страдать практически весь бизнес Казахстана.
Резкое снижение спроса со стороны населения, государства и сырьевых компаний приведет к тому, что наблюдаемый сегодня рост цен на товары и услуги в течение 2016-го замедлится, и к концу года инфляция вернется в докризисные рамки (6-8%), а скорее всего, будет еще ниже. Однако это не станет поводом для радости, поскольку причиной снижения инфляции будут не монетарные или фискальные меры властей, а резко ухудшившееся финансовое состояние населения и бизнеса.
- В связи с усугубляющимся кризисом такой вопрос: насколько вероятно то, что в Казахстане наступит ситуация 1990-х с резким падением уровня жизни, безработицей, многомесячными невыплатами зарплат и т.д. Что говорит в пользу такого сценария, а что против?
- По сравнению с 1990-ми сейчас ситуация гораздо лучше. Тогда у нас не было Нацфонда, куда в «тучные» годы направлялись избыточные нефтедоллары. Сейчас в нашей нефтяной «заначке» накоплена большая сумма, что дает государству значительно больше возможностей для сдерживания резкого падения экономики и преодоления кризиса.
Как известно, Нацфонд создавался для будущих поколений, чтобы помочь экономике страны, когда истощатся наши недра или когда цена на сырье упадет сильно и надолго. Еще год назад никто не мог предположить, что долгосрочное падение цен произойдет не в далеком будущем, а сейчас. Так что сегодня самое время использовать средства Нацфонда. Однако делать это надо очень эффективно, а не так, как это происходило в «тучные» 2010–2014 годы.
- Какие у правительства есть возможности для того, чтобы бороться с кризисом и переломить ситуацию в экономике в 2016-м?
- Из-за глубочайшей сырьевой зависимости страны (что означает отсутствие диверсификации экономики) все благополучие Казахстана держалось, держится и еще долго будет держаться только на нефти.
К великому сожалению, в период высоких цен на нефть нас поразило «ресурсное проклятие», которое затмило глаза как государственной власти, так и всему населению. Так, применительно к правительству «ресурсное проклятие» привело к тому, что оно перестало реформировать и диверсифицировать нашу экономику.
Буквально до конца 2014 года (до того, как цены на нефть резко упали) власти считали, что экономическое благополучие Казахстана – это целиком их заслуга. Теперь, когда стало понятно, что низкие цены на нефть пришли надолго (если не навсегда), всем очевидно – без нефти наша экономика глубоко больна, и ее лечение займет долгие годы.
Процесс диверсификации экономики является очень сложным, он охватывает все стороны жизни страны – от образования до политики. Даже если мы отправим в отставку нынешнее правительство, которое не смогло провести реформы в самое подходящее и удобное для этого время, и наймем лучших в мире экспертов, то все равно это займет много лет и не поможет облегчить кризисные явления в ближайшее время.
А применительно к населению можно сказать так: «ресурсное проклятие» привело к тому, что вследствие нефтяных доходов мы стали жить не по средствам. Высокие зарплаты в нефтяном секторе повлекли за собой рост зарплат и в других секторах экономики, и они перестали соответствовать уровню производительности труда.
Махровым цветом расцвели государственный капитализм и связанная с ним коррупция. Каждому чиновнику и бизнесмену хотелось участвовать в дележе мощного потока нефтедолларов, который лился в страну в «тучные» годы высоких цен на нефть.
Проблему несоответствия уровня производительности труда уровню зарплат власти решили очень болезненно для всех, но при этом быстро, проведя ряд шоковых девальваций. Теперь в долларовом эквиваленте наши зарплаты практически вернулись в 1990-е гг., в результате чего конкурентоспособность наших товаров и услуг резко выросла.
Однако такая конкурентоспособность важна только для экспорта, а у нас, как я сказал ранее, несырьевой бизнес развит плохо и его доля в экспорте крайне мала. Поэтому быстрого улучшения дел в экономике ждать не стоит.
- То есть, в распоряжении правительства нет способов для достаточно быстрого улучшения ситуации?
- В мировой практике есть способы, благодаря которым можно достаточно быстро улучшить экономическую ситуацию в период кризиса. Такие меры называются «контрциклической экономической политикой» - она является общепринятой концепцией во всем мире.
В соответствии с ней в период «перегрева» экономики (для нас это высокие цены на нефть) происходит ужесточение бюджетной и денежно-кредитной политики. За счет такого ужесточения государство осуществляет накопление резервов на «черный день» (в нашем случае отчисления в Нацфонд).
В период же экономического спада (для нас это время низких цен на нефть) происходит смягчение экономической политики. С точки зрения денежно-кредитной политики осуществляются снижение процентных ставок и увеличение денежной массы (увеличение кредитования экономики), а бюджетной политики - снижение налогов и увеличение государственных расходов за счет накопленных резервов (Нацфонд).
Контрциклическая экономическая политика понятна и очевидна. Однако применять ее можно только в условиях, когда у населения и бизнеса есть доверие к национальной валюте, а также к монетарной политике Нацбанка и фискальной политике правительства. Но именно с этим у нас имеются очень серьезные проблемы. Как следствие, у Казахстана нет возможности применить общепринятую контрциклическую (антикризисную) политику, и нам остается только ждать, пока экономические власти смогут вернуть доверие к себе. А это займет, как минимум, несколько лет.
Давайте посмотрим на несколько примеров невозможности применения контрциклической политики.
Напомню, что управление процентными ставками в банковском секторе и денежной массой нацвалюты в стране – одни из ключевых элементов денежно-кредитной политики Нацбанка.
Как было сказано ранее, для стимулирования роста экономики в кризисное время центральные банки наращивают денежную массу (чтобы увеличить рост кредитования экономики) и снижают процентные ставки (чтобы облегчить жизнь бизнесу), а правительство увеличивает государственные расходы, чтобы компенсировать падение спроса на товары и услуги со стороны населения. Однако из-за отсутствия доверия к тенге и к самому Нацбанку наш регулятор и правительство вынуждены делать совсем противоположное, что только усугубляет текущий кризис.
Такая ситуация вызвана тем, что как только Нацбанк и правительство начинают вливать дешевые деньги в экономику Казахстана, эти деньги вместо того, чтобы стимулировать спрос на товары, услуги и идти на инвестиции в бизнес, немедленно конвертируются в доллары в ожидании последующих девальваций.
В настоящее время, чтобы сдержать давление на курс национальной валюты, Нацбанк вынужден создавать дефицит тенге в стране, в результате чего процентные ставки на межбанковском рынке взлетели до заоблачных высот, и объемы кредитования экономики банками вместо роста характеризуются снижением. Все это очень негативно сказывается на состоянии экономики.
Именно поэтому государственная антикризисная программа «Нурлы Жол» не сможет выполнить свою основную задачу – стимулировать деловую активность и занятость в период кризиса. Основная цель программы соответствовала общепринятой контрциклической политике. То есть в кризисное время нужно было увеличить госрасходы и направить их туда, где они создадут задел для дальнейшего роста экономики в будущем (развитие инфраструктуры, финансирование МСБ и несырьевого экспорта и так далее).
Однако увеличение госрасходов по программе «Нурлы Жол» полностью компенсировалось их снижением в госбюджете. В результате вместо увеличения госрасходов в целом по стране произошло просто их перераспределение, что является правильным в условиях, когда вместо увеличения денежной массы экономические власти вынуждены сокращать ее.
Кстати, именно из-за недоверия к денежно-кредитной и курсовой политике Нацбанка не работает еще один достаточно быстрый способ улучшить экономическую ситуацию в период кризиса. Я имею в виду привлечение иностранных инвестиций. Сегодня Казахстан имеет одни из лучших в мире инвестиционные и налоговые стимулы по привлечению прямых иностранных инвестиций, но они, тем не менее, не идут к нам.
- Почему?
- Правительство называет разные причины, но почему-то не упоминает одну из самых главных – недоверие к денежно-кредитной политике Нацбанка. Потенциальный иностранный инвестор, прежде всего, смотрит на историческое поведение курса нацвалюты, поскольку во многом от этого будет зависеть доходность его инвестиций.
То есть понимание того, как формируется курс тенге, важен для отечественных инвесторов, но еще больше он важен для иностранных. Если население и отечественный бизнес не доверяют тенге и Нацбанку, то это однозначно будет отпугивать иностранных инвесторов.
- Получается, что власти не могут применить антикризисную контрциклическую политику только из-за недоверия к тенге и к Нацбанку?
- Нет. Не только Нацбанк совершил очень дорогостоящие ошибки...
Как говорилось выше, в соответствии с общепринятой контрциклической политикой в период экономического бума правительство может увеличить налоги и другие отчисления, чтобы накопить денежные резервы. В период же экономического спада –напротив, снизить их, а недополученные в итоге доходы бюджета компенсировать за счет резервов, накопленных в период бума.
Сейчас наше правительство действует с точностью до наоборот и, хуже того, продолжает оказывать громадную экономическую помощь госкомпаниям фактически за счет частного бизнеса. Например, из-за сокращения доходов госбюджета было принято решение повысить налоговую нагрузку на частные компании. В скором времени для них будут введены новые налоговые отчисления в фонды условно-накопительной пенсионной системы и медицинского страхования.
Наши частные компании и без того кое-как выживают в текущей кризисной ситуации, а увеличение налоговой нагрузки еще больше ударит по их финансовому положению. При этом, если посмотреть финансовую отчетность ФНБ «Самрук-Казына» за девять месяцев нынешнего года, то можно увидеть, что государство влило в него 1 621 млрд. тенге (119 млрд. из бюджета, 752 млрд. из Нацфонда и 750 млрд. из Нацбанка).
Хотя за счет государственных денег, переданных в ФНБ, можно было не только избежать повышения налогов, но даже снизить их. Однако правительство предпочитает повышать налоги для бизнеса и за счет этого помогать финансово госкомпаниям. С такими подходами нам очень долго придется преодолевать текущий кризис.