СУББОТА, 25 АВГУСТА 2018 ГОДА
1727 4-12-2015, 00:30

Духовные ценности или опиум для народа?

Не так давно в некоторых республиканских СМИ прошла информация об отъезде в Сирию целой семьи из села Казыгурт Южно-Казахстанской области. Как сообщалось, Марат Мауленов вместе с женой и детьми сел в полночь в автобус, они поехали в Бишкек, оттуда направились в Турцию, а из Турции попали в Сирию.

- Информацию нам предоставила сестра супруги Марата Мауленова. У нее есть родственник, работающий в Комитете национальной безопасности (КНБ). Говорит, что узнала от него. Однако сейчас на них оказывают давление, запрещают распространять эту информацию. Поэтому я не могу назвать имена и фамилии, дать номера их телефонов. Они проживают в селе Казыгурт. В публикации мы изменили их имена и фамилии, - рассказал журналистам корреспондент региональной газеты, попросивший не упоминать его имя.

Как сообщалось, 44-летний Марат отбыл в Сирию после того, как начал общаться с "бородачами в шортах". Он около пятнадцати лет работал учителем (?!) русского языка в средней школе имени Ораза Жандосова. У него шестеро детей. Жена Айгуль - домохозяйка. Их первенец уже старшеклассник, самый младший еще не вырос из пеленок.

- Марат очень гуманный, хороший человек. Его мать была учителем. Жена тоже замечательный человек. Мы хорошо общались. На уроках он не говорил с учениками о религии и долге мусульман. Я ни разу не слышал от него ни одного плохого слова. Люди говорят, что он уехал в Сирию. Но ведь его никто не задержал. Лично я не верю в это, - рассказывал представителям масс-медиа одноклассник и коллега Марата. 

Официальные власти никак не комментируют случившееся. Однако отсутствие информации, как известно, порождает слухи и домысли. 

К сожалению, тема деструктивных течений в религии и их влияния на формирование нашего мировоззрения обсуждается обычно в общих чертах. Хотя существует целая армия идеологов, теологов, которые просто обязаны разъяснять людям, что истинная вера призвана будить в них лучшие качества. В противном случае религия превращается, как говорили большевики, в опиум для народа, одурманивает его. 

Практически у каждого из нас есть знакомый, родственник, друг родственника, друг семьи, знакомый друга семьи, когда-либо или сейчас оказавшийся вовлеченным в секту - религиозное объединение нетрадиционного характера. Хотя слово "секта" сегодня вообще небезопасно произносить, поскольку есть риск получить от представителей таких организаций судебный иск. С юридической точки зрения к ним, как правило, трудно придраться. У них имеется устав, нужное количество членов, отдельно стоящее культовое сооружение и многое другое, что необходимо согласно Закону РК "О религиозной деятельности и религиозных объединениях". 

Напомним, что словари так объясняют значение слова "секта": "Это один из типов религиозных объединений. Секта религиозная возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям". 

Немало таких религиозных объединений возникло в нашей стране на заре независимости. Помнится, некоторые мои знакомые из числа местной интеллигенции примкнули к модному в то время течению "бахаи", собирались, молились, встречали зарубежных миссионеров. Я по настоятельному приглашению друзей и просто из любопытства посетила пару таких собраний.

Внешне все выглядело благопристойно, собравшиеся дискутировали о возвышенном, звучала живая классическая музыка. Но кое-что заставило насторожиться. Приглашенные иностранцы стали упорно вдалбливать, что мы, дескать, неинтересно живем и цели у нас не те. Характерно, что позже отдельные "бахаисты" из числа казахстанцев благополучно свалили "за бугор". 

Примерно в то же время в Шымкенте активизировались баптисты. С помощью американских миссионеров они открыли шикарную воскресную школу для дошколят, где лучшие педагоги города за солидную по тем временам плату занимательно преподавали математику, языки, музыку, танцы, даже фехтование. Обязательным условием было посещение детьми уроков баптистского богослужения. Это обстоятельство заставило меня отказаться от заманчивого предложения моего знакомого приводить на занятия малолетнего сына. А его, знакомого то есть, я позже увидела по телевизору: он из США слал рождественские поздравления бывшим землякам. 

Кстати, отличительной чертой большинства возникших на заре независимости Казахстана религиозных объединений является то, что, как правило, они финансируются иностранцами, которые навязывают нам свою политику. И мы в большинстве своем понимаем, что они представляют угрозу нашему обществу. 

Нельзя сказать, что власти закрывают глаза на эту ситуацию. Отнюдь. К примеру, принят ряд законов, в результате чего на территории Казахстана запрещена деятельность нескольких деструктивных религиозных организаций, таких как "Хизб-ут Тахрир" и "Таблиги Джамаат".

И, по информации южноказахстанских идеологов, в регионе сегодня нет незарегистрированных религиозных объединений. В данном направлении, утверждают они, местными исполнительными органами во взаимодействии со специальными и правоохранительными органами проводится работа, прежде всего разъяснительного характера.

Тем не менее два года назад по ст. 337-1 ч.1 УК РК "Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма" в Туркестане к трем годам лишения свободы был приговорен 41-летний Мамуржан Турашев. Мужчина прибыл в Казахстан из Бангладеша, построил мечеть, где и проповедовал идеи экстремистской организации "Таблиги Джамаат".

Эксперты и представители официального мусульманского духовенства считают, что религиозная обстановка на юге Казахстана достаточно сложная. По данным ОО "Информационно-аналитический центр "Сухбат", в 2011-м в нашей области функционировало 1026 религиозных объединений (как юридически зарегистрированных, так и не имевших статуса юридического лица), входивших в 17 конфессий. Через три года их стало на 182 меньше - 844 религиозных объединения (собственно объединений и филиалов), входящих в 11 конфессий. Однако следует учесть, что религиозное объединение - это не коммерческая организация, а духовная общность людей.

После официальной ликвидации объединения люди никуда не денутся: часть их, возможно, перейдет в другие структуры, а другая часть как исповедовала свою религию, как собиралась для общих молитв и бесед, так и будет продолжать это делать. Но если раньше госструктуры в рамках закона могли контролировать деятельность всех религиозных объединений и групп, то сейчас определенная их часть выпала из поля зрения. Равно как и исповедуемые ими идеологические доктрины.

- Сейчас проблему для нас представляют салафиты и ваххабиты, что, собственно, одно и то же, - рассказывал год назад в интервью одной из республиканских газет заместитель имама ЮКО Еркебулан Каракулов. - Я не могу сказать точно, сколько на сегодняшний день в нашей области насчитывается представителей ваххабизма, но это даже не десятки и сотни, а тысячи людей. 

Несколько лет назад в журнале "Казахстанская полиция" была опубликована статья тогдашнего начальника Управления по борьбе с экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом МВД РК. В ней говорилось, что широкомасштабное спонсирование со стороны иностранных государств развития нетрадиционных религий, их распространение на территории ЮКО (Шымкент, Аксу, Сарыагаш, Махтааральский район), переход коренного населения в протестантизм, создание религиозных объединений по национальному признаку могут иметь негативные последствия для общественной стабильности. 

Что изменилось с тех пор? Практически ничего. По-прежнему мы наблюдаем отсутствие четкой молодежной политики и коррумпированность представителей системы образования - директоров школ, колледжей, работников вузов. А ведь именно в этих местах в сознание юных граждан закладываются духовные ценности. Уже который год собираются ввести в школе предмет религиоведения, но мешают различные причины: то учебники не те издали (эксперты от них приходят в ужас), то специалистов не хватает. 

Автор: Рамзия Юнусова

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение