Усыновление детей — большая ответственность, особенно, если есть родные наследники. Это страх и сомнения: а вдруг не справишься, не хватит сил, терпения, любви? Это косые взгляды и глупые домыслы огрубевших людей. Но еще это — безграничная радость оттого, что на одного одинокого ребенка в мире стало меньше. Наши герои вспомнили, чем они руководствовались, принимая в семью малышей без родителей, и как чужие дети стали для них своими.
Корреспондент NUR.KZ встретился с двумя многодетными семьями, которые рассказали о своем быте и своих детях.
История Марии и Андрея
«Сейчас у нас 16 детей от двух до восемнадцати лет: двое из них родные, остальные – приемные. Когда мы переехали в Капчагай, я ходила помогать в приют, и одну девочку лет 8-9, сироту, в это время должны были отправить из приюта в детский дом. Она плакала, хваталась за меня, просила помочь… Потом оказалось, что у нее есть сестра, вот мы их двоих и взяли».
Первые приемные дети в семье появились семь лет назад. За это время Мария и Андрей Угничевы приняли под свое крылышко еще 15 детей. Итого – 19! Троих из них, правда, потом забрала родная мать.
«Двое сами пришли из приюта. Четверых папа (муж Андрей – прим.ред.) привез, четверых полиция нашла брошенных. Привезли к нам… Так и набралось. Трое мальчиков были из одной семьи, они жили у нас полтора или два года, потом, когда вышел закон о том, что родителей брошенных детей надо лишать родительских прав, то мама их забрала».
Можно представить, что семье приходится нелегко – работает только муж, он — мастер-сборщик корпусной мебели. Мария раньше работала продавцом в продуктовом магазине, но после того, как появились приемные дети в семье, оставила работу.
Однако они не жалуются, Мария считает, что жизнь их не сложнее, чем в семье, где один или два ребенка.
«Мне никогда не казалось, что шестнадцать детей вырастить сложнее, чем двоих. Если для двоих найдешь тарелку супа, то и для третьего, и для четвертого найдешь».
Конечно, добрые люди помогают продуктами и вещами, местный храм предоставляет помощь, да плюс небольшое пособие на каждого ребенка от государства. Вещи друг за другом дети не донашивают – у всех разные размеры и возраст. Родители поставили каждого ребенка в очередь на получение квартиры. Все дети учатся – кто в школе, кто в колледже, младшие ходят в детский сад, а самая маленькая сидит с мамой дома.
Семья снимает дом, своего жилья у них пока нет. Правда, есть участок, на котором они мечтают построить дом. При этом Мария говорит, что сейчас не рискнула бы взять еще детей на воспитание, ведь тогда это будет больше похоже на детский дом, нежели на настоящую семью. Впрочем, она и не зарекается.
«Чужих детей не бывает, все наши дети. Узнали, что четверо детей голодают, самой маленькой десять месяцев – как не брать? Папа привез ребенка, у нее анемия четвертой степени тяжелой формы. Либо ребенок умрет, либо ты его возьмешь и выходишь».
У Угничевых есть и семейные традиции. Например, перед началом учебного года принято устраивать вечеринку с шашлыком и детскими концертами. А после его окончания вся семья отправляется гулять в парк.
Все дети называют Марию мамой. Правда, некоторые из них видятся с биологическими родителям, но нечасто.
«Любой ребенок, какие бы родители у него ни были, он все равно будет их любить. Все равно будет скучать».
История Жанар
О Жанар Байжулдиновой из Астаны мы уже писали ранее. Женщина воспитывает десять детей, двое из которых – родные, а остальные – приемные. Младший ребенок Жанар родился с проблемами со здоровьем, и потому ею было принято решение взять малютку из детдома. Точнее, не совсем малютку – приемные дети Жанар не такие уж и маленькие.
Более того, женщина не побоялась взять из детского дома подростков – ребят в сложном возрасте.
Сейчас в доме Жанар живут не только она и ее дети, но еще и двое малышей-близнецов со своей мамой, которых Жанар приютила.
«Когда я пришла в детский дом по делам, в кабинете директора я увидела женщину, которая писала заявление, чтобы отдать своих детей в детдом. Сказала, что ей негде жить. Девушка рассказала, как вот уже пять лет растит их одна, муж бросил, а родители ее не поддержали. Денег за комнату заплатить нет, и на садик тоже. Она на работу их с собой водит, но работодатель возмущается уже. Я заглянула в ее глаза и вижу там море любви к детям и мужества, но она одна, видно, уже сил нет терпеть и некому поплакаться».
Так семья оказалась в доме Жанар. При этом, как отмечает женщина, время было не самое лучшее.
«У меня тогда все деньги были потрачены на детей, в том числе на загранпоездку – я их свозила в Турцию. Я не работаю, я была вынуждена уволиться, так как двое пошли в первый класс».
Однако пройти мимо проблем молодой мамы, даже имея свои жизненные трудности, Жанар не смогла.
Жанар ведь занимается не только воспитанием своих детей, но и активно помогает желающим усыновить или удочерить ребенка – где-то словом, где-то делом. Кроме того, она рассказывает о детках, живущих в детском доме, своим друзьям и знакомым, и таким образом за один только месяц еще десять детей оказались нужными в семьях.
«Сейчас я хочу чтобы был клуб приемных родителей, потому что когда у вас есть приемный ребенок, люди смотрят немного нездорово на это, и когда вы идете в гости, вам неприятно. Нужно, чтобы люди могли друг друга поддержать, и тогда адаптация будет легче. Когда таких людей станет много, тогда отпадет необходимость собираться, а пока мы собираемся в группы по интересам. Но это приятное объединение, потому что мы понимаем, что нам вместе интереснее».
Жанар говорит, что старается приглашать людей к себе, особенно тех, кто уже усыновил ребенка. Это важно и для родителей, и для детей, ведь, по её словам, приемные дети часто ощущают себя «белой вороной», особенно, если в семье есть родные дети. Общаясь с такими же усыновленными детьми, они чувствуют себя в своей среде.
У самой Жанар много новостей за те полгода, что прошли с момента первой публикации о ней на нашем сайте.
«Изменений много. Например, когда взяли шестилетнего Захара, у него было косоглазие. Я сняла с него очки и решила не вести к врачам, а выждать некоторое время. Если это проблема на фоне психосоматических изменений, то все и так придет в норму. И действительно – глаза «встали» на место!»
Бывали и трудности. Например, девочка по имени Света была непослушной, ни уговоры, ни наказания не помогли справиться с трудным характером. Однажды старшая приемная дочь, Аделина посоветовала Жанар положить Свету спать вместе с собой. Так мама и сделала – неделю они спали на одной кровати. Как признается Жанар, «как бабка отшептала». Девочка стала просто «золотой».
«Просто ребенку нужна любовь, а она не могла выразить, что хочет», — говорит Жанар.
«Я прошла этот опыт методом проб и ошибок, у нас ведь нет школы для приемных родителей. Для адаптации нужно превратиться в ребенка – в снежки поиграть, с горки поползать, в футбол погонять. Адаптацию можно пройти за месяц. Раньше они каждые 15 минут подбегали ко мне и спрашивали, можно ли в туалет. Потом я поняла, что они просто хотели внимания».
Жанар рассказывает, что дети стараются громко кричать «мама», если рядом много людей – таким образом они радуются, что есть человек, которого они могут так назвать.
«Я люблю всех своих детей, и если бы была материальная возможность, я бы еще двадцать взяла. И я знаю, что смогу холить и лелеять их всех».
Нет комментариев
Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!