3482 30-04-2015, 08:57

Кто заседает в избирательных комиссиях, и почему они закрыты для оппозиции?

Нам не привыкать ко всякого рода внеочередным выборам. Поэтому мы задались вопросом: если завтра будут объявлены выборы в парламент, то каким будет их качество? Это тем более интересно в контексте анонсированной на самом высоком уровне реформы политической системы Казахстана. Понятно, что многое в плане честности и прозрачности электоральной кампании будет зависеть от составов избирательных комиссий, начиная с ЦИК и до самого низового уровня. А потому мы попросили высказать свое мнение о ситуации с избиркомами отечественных политических аналитиков, адресовав им следующие вопросы:
1. Как вы оцениваете существующий на сегодняшний день механизм формирования избирательных комиссий и уровень партийной представленности в них?
2. Насколько они независимы от влияния административного ресурса?
3. Может, есть смысл сформировать их заново с учетом максимального представительства тех партий, которые существуют в стране?


Система требует реформирования
Андрей ЧЕБОТАРЕВ,

директор Центра актуальных исследований "Альтернатива":
1.Ситуация оставляет желать лучшего с самого момента внесения в конституционный Закон "О выборах в Республике Казахстан" изменений, касающихся вопросов формирования окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий. Это произошло в апреле 2004-го. Объективности ради нужно отметить позитивные стороны данных положений. Это, во-первых, отмена действовавшего прежде монопольного права формирования этих избиркомов соответствующими акимами, а, во-вторых, предоставление политическим партиям возможности участвовать в процессе их формирования и, через своих представителей, в их деятельности.
Однако практика применения рассматриваемых положений закона о выборах выявила их несовершенство с точки зрения обеспечения честности, прозрачности и объективности избирательного процесса и его результатов. Прежде всего, разработчики из правительства и поддержавшие их парламентарии принципиально настояли на том, чтобы численность членов каждого из указанных избиркомов составляла не более 7 человек. Но такое число не соответствовало количеству партий, действовавших на момент принятия закона, - их тогда насчитывалось 12. То есть, изначально не допускалось участие в работе избиркомов представителей всех официально зарегистрированных партий.
Еще более важно, что избрание членов этих комиссий полностью зависит от большинства депутатского корпуса маслихатов всех уровней, которое сегодня представляет в основном партию "Нур Отан". Впрочем, и в 2004-м тогда еще "отановцы" составляли две трети всего численного состава маслихатов республики. Поэтому в июне того же года, когда формирование, в частности, участковых избирательных комиссий было завершено, от "Отана" в них вошли 9425 человек. Кроме того, представительство таких провластных партий, как "Асар", Гражданская и Аграрная, составило 9071, 7885 и 7845 человек соответственно. "Квота" же находившихся в оппозиции к руководству страны партии "Ак жол" и Компартии Казахстана в участковых избиркомах ограничилась тогда цифрами 3810 и 1654. Впоследствии оппозиция утратила и это скромное представительство.
Из этого следует, что депутатское большинство маслихатов предпочитает продвигать в избиркомы всех уровней представителей своей и близких по духу партий. Тогда как выдвиженцы оппозиционных партий на это могут вообще не рассчитывать. И такая практика существует до сих пор. Показательным является, например, недавнее судебное разбирательство по иску Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) к маслихату города Алматы, который предпочел ввести в состав районных избирательных комиссий представителей других партий и даже некоторых лояльных НПО, а выдвиженцев от ОСДП проигнорировал. Кстати, в суде социал-демократы справедливости тоже не добились.
В целом, благодаря таким процедурам формирования избиркомов всех уровней действующая власть сохраняет механизмы своего воздействия на избирательный процесс и на корректировку результатов любых выборов по своему усмотрению.

2. Все избиркомы в Казахстане максимально зависимы от государства и его органов, так или иначе контролирующих избирательные процессы. Уже само по себе включение в их состав преимущественно работников бюджетных структур является ключевым фактором такой зависимости. Хотя, с другой стороны, кое-какие ограничения для использования в данном случае административного ресурса имеются.
Прежде всего, п. 6 ст. 20 закона о выборах дает партиям, не представленным официально в каких-либо избирательных комиссиях, право делегировать в них своих представителей с совещательным голосом на период подготовки и проведения соответствующей электоральной кампании. Эти люди, в частности, могут выступать на заседании избиркома, вносить предложения по вопросам его деятельности, обжаловать его действия либо бездействие в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Возможно, на практике далеко не все это действует. Но вместе с тем заинтересованные партии через данных представителей могут быть в курсе дел конкретных избирательных комиссий. К тому же члены последних в их присутствии вряд ли смогут совершать какие-либо действия, нарушающие выборное законодательство. Так что если те или иные партии не стремятся воспользоваться упомянутым выше правом, то это является показателем их собственной состоятельности/несостоятельности.
Другим ограничителем для применения адмресурса в избирательном процессе является институт независимых наблюдателей от тех же партий, НПО, иностранных государств и международных организаций. Хотя, конечно, и он в наших условиях на 100% не срабатывает. Следует также отметить, что минимальное участие либо вообще неучастие оппозиционных объединений и отдельных политиков в тех или иных выборах снижает уровень административного влияния. То есть, оно, конечно, есть и будет, но уже не в таком масштабе, когда все является очевидным. Такой пример продемонстрировала только что завершившаяся избирательная кампания - в отличие, например, от президентских выборов 2005 года, когда в условиях серьезного противостояния между властью и объединенной оппозицией первая из них в разных формах вмешивалась во все и вся.

3. Безусловно, систему избирательных комиссий следует существенно реформировать, внеся соответствующие поправки в закон о выборах. Прежде всего, всем официально зарегистрированным партиям следует дать право участия через своих представителей в избирательных комиссиях всех уровней, включая Центризбирком. То есть, чтобы каждая заинтересованная партия смогла беспрепятственно делегировать по одному человеку в каждую комиссию. В таком случае уже только от нее самой будет зависеть, какое количество избиркомов она сможет обеспечить своим представительством. Целесообразно также ограничить количество работников бюджетных структур в данных комиссиях. По крайней мере, хотя бы не допускать участие в работе одной и той же комиссии руководящих и подчиненных им сотрудников бюджетных организаций. Наконец, следует усилить права и полномочия независимых наблюдателей за деятельностью избиркомов и их членов.

 

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
Максим КАЗНАЧЕЕВ,

политолог:
1.Сегодня избирательные комиссии формируются маслихатами, большинство мест в которых занимают представители "Нур Отана". Соответственно, сложно ожидать, что в составе избиркомов появятся выдвиженцы оппозиционных партийных структур. При этом формально в избирательных комиссиях представлены и другие, помимо "Нур Отана", провластные партии, что позволяет создать видимость транспарентности избирательного процесса.
Наблюдается определенная конкуренция между "Нур Отаном" и другими провластными партийными структурами за увеличение доли своих представителей в этих комиссиях. Однако в целом процедура утверждения составов избиркомов маслихатами их всех устраивает.
Оппозиционные партии неоднократно предпринимали попытки включения в избиркомы своих выдвиженцев, но всякий раз терпели неудачу. Избирательные комиссии - это один из реально действующих инструментов влияния на внутриполитические процессы, а потому оппозиция к нему не допускается.

2. Избирательные комиссии являются основным инструментом, обеспечивающим "нужные" итоги голосования, а потому органично включены в систему органов власти. Они не могут быть независимыми от влияния административного ресурса, поскольку в таком случае рассыплется сама система "управляемого волеизъявления" граждан.
Эта же причина обуславливает и отсутствие представителей оппозиции в составах комиссий - власти не могут пожертвовать этим инструментом поддержания общественной лояльности в отсутствие иных рычагов. Выигрывать выборы в условиях конкурентной борьбы власть не умеет, качество манипулирования массовым сознанием остается невысоким, поэтому практически все избирательные кампании сопровождаются обвинениями в адрес акиматов в использовании административного ресурса.
У "Ак Орды" пока нет понимания того, что административный ресурс не может заменить предвыборную агитацию и мягкие технологии мотивации избирателей. Организация выборов с заведомо предсказуемым результатом должна выстраиваться на взаимодействии органов госуправления и штабов партий. Только в таком ключе появляется возможность совместить используемые приемы и методы и добиться оптимального результата - сохранить баланс административного влияния и "мягкого" воздействия на электорат.
Все это говорит о необходимости повышения "технологичности" использования административного ресурса, а потому в предстоящих избирательных кампаниях его роль будет только возрастать.

3.Изменение системы формирования избирательных комиссий является частным случаем реформирования политической системы страны в целом. Одно без другого невозможно: существующая политическая система опирается на действующий принцип формирования избирательных комиссий как на фундамент. И, в свою очередь, принцип формирования комиссий маслихатами вытекает из существующей политической системы в целом. Получается, образно говоря, замкнутый круг.
При этом у провластных партий нет претензий к работе избирательных комиссий - во всяком случае, такие претензии непринципиальны. А существующие оппозиционные силы, в частности ОСДП, предпринимают периодические попытки через суд добиться представительства в комиссиях. Однако поскольку оппозиционные партии находятся вне границ существующей политической системы, то они не могут рассчитывать на положительное решение судебных инстанций.
Проблема представительства всех политических партий в составах избирательных комиссий может быть решена в рамках более широкого процесса политического реформирования. Однако он только анонсирован президентом в ходе предвыборных выступлений и пока не наполнен сколько-нибудь существенной конкретикой и сроками реализации. Не исключено, что по завершении пяти заявленных институциональных реформ вопрос партийного представительства в избирательных комиссиях будет включен в политическую повестку.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии