Россия не планирует отправлять своих пограничников в Таджикистан, несмотря на ухудшение ситуации в Афганистане.
Спецпредставитель президента России по Афганистану, директор II департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов заявил, что перетекание нынешней ситуации в Афганистане в Центральную Азию неизбежно и для этого есть уже се основания.
""Перелив" в Центральную Азию неизбежен, тем более, для этого есть уже все основания. Созданы два плацдарма в Афганистане: один на границе с Таджикистаном, другой - с Туркменией. Там сосредоточены достаточно крупные силы. На, скажем так, таджикском плацдарме сосредоточились 4-5 тысяч боевиков. На плацдарме напротив границы с Туркменией - 2,5 тысячи боевиков. Развернуты лагеря по подготовке боевиков на двухмесячных курсах. Нам известно о трех таких лагерях, возможно, их больше. Они готовят по пятьдесят человек каждый выпуск. То есть, если взять, хотя бы те три лагеря, о которых нам известно, это по 150 боевиков каждые два месяца. Что интересно, это в основном выходцы из Центральной Азии", - сказал он в интервью агентству "Интерфакс".
По его словам, в этом году в Афганистане появился новый фактор, который имеет все шансы перерасти в большую угрозу.
"Я говорю про появление функционеров Исламского государства в Ираке и Леванте. Насколько нам известно, небольшая группа - сотня, может быть, чуть больше боевиков, была переброшена в Афганистан, - сказал Кабулов. - Они себя уже проявили в целом ряде мест. Например, мы обратили внимание, что в одной из крупных по афганским меркам операций, в ходе которой около семисот боевиков устроили атаку, они сражались под черными флагами ИГИЛ. Также примечательно, что когда обычно боевики атакуют населенный пункт, они что-то разрушают, наводят ужас и уходят. Но в этот раз они остались и все захваченные у афганской армии и полиции блокпосты приспособили для себя. Да, потом афганская армия потеснила их, но заявка была сделана. Это новое".
Он отметил, что совсем не обязательно, чтобы в Афганистан приехали тысячи игиловцев из Сирии и Ирака. "Под этим знаменем, под этой идеологией могут сражаться и сами афганцы. Она привлекательна для молодой части исламских радикалов в Афганистане. Они видят ее более пассионарной в отличие от консервативной, как им кажется, идеологии "Аль-Каиды", уж не говоря о движении талибов, лидеры которых прячутся где-нибудь в Карачи и активно не участвуют в боевых действиях. А здесь молодые ребята на примере Ирака и Сирии видят успехи ИГИЛ и ставят сверхзадачу создания халифата для всех. Если эта идеология возьмет верх над всеми другими установками, это будет очень опасно. Это будет тотальная война, которая не ограничится только границами Афганистана", - сказал спецпредставитель президента РФ по Афганистану.
По его словам, выходцев из стран Центральной Азии привлекает не только финансовая сторона, но и идеология ИГИЛ. "Раз они едут из Центральной Азии, значит, их и готовят для операций на родине. Наши союзники в Таджикистане и Узбекистане знают об этом, подтверждают, что у них такие же данные, они принимают меры", - сказал Кабулов.
Он подчеркнул, что Россия не имеет желания возвращать своих пограничников в Таджикистан для охраны границы с Афганистаном. "Пока правительство Таджикистана говорит, что справляется. Мы не горим желанием возвращать наших пограничников, если на то пошло. Мы можем помочь таджикскому правительству и таджикским пограничникам, например, оснастить их. Это продуктивней, чем посылать наших ребят на границу. Кроме того, мы усиливаем возможности российской военной базы на основе 201-й дивизии. Ее потенциал увеличивается. Месяц с небольшим назад я сопровождал Николая Патрушева на эту базу, и она производит впечатление довольно боеспособной воинской части. Вместе с таджикской армией и полицией, я думаю, она сможет сыграть большую роль в обеспечении безопасности. Правда, эта база, конечно, не удержит боевиков от инфильтрации в Таджикистан и дальше в Киргизию. Вместе с тем, это происходит. Мелкими ручейками это идет. Посмотрим, весна покажет. До нас доходят разные слухи, что среди боевиков на той, на афганской стороне, разговоры активно идут, так что весной они себя покажут. Поживем - увидим, во всяком случае, это известно властям Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, и им предстоит предпринять какие-то адекватные шаги. Конечно, Россия будет помогать, в том числе в рамках своих обязательств как члена ОДКБ", - сказал он.
Он отметил, что ОДКБ необходимо укреплять потенциал коллективных сил оперативного развертывания. "Их надо усиливать и основательно готовить в дополнение к российской военной базе и укреплению вооруженных сил Таджикистана. Узбекистан уже укрепляет свою армию, у него достаточно мощные вооруженные силы. Но вооруженные силы - это на случай войны, прямого боестолкновения, если боевики пойдут через границу. А если они будут действовать внутри страны, то армия мало что может сделать. Боевики растворяются среди населения, и, поди разберись, кто из них боевик, а кто - мирный житель", - сказал Кабулов, добавив, что "лучше с исламистами биться на Амударье, чем на Волге".
Он подчеркнул, что за период неопределенности с начала избирательного процесса в Афганистане в апреле, в следствие того, что правительство и силовые структуры были в основном заняты обеспечением безопасности выборов, избирательным процессом, талибы постепенно расширили зону своего влияния, особенно вокруг Кабула.
"То есть, они контролируют не только юго-восток страны, где у талибов всегда были сильные позиции, но теперь у них довольно сильные позиции вокруг Кабула, в провинциях, которые, фактически, окружают афганскую столицу. Если раньше они угрожали Кабулу только с востока, юго-востока, могли перерезать основные магистрали, шоссе, то теперь они создают угрозу и с севера. Я не хочу сказать, что они взяли под контроль провинции, которые к северу от Кабула прилегают к Гиндукушу, но у них там достаточно осязаемое, мощное присутствие, - сказал Кабулов. - Когда они почувствуют, что сложились необходимые условия, они могут и атаковать столицу. Взять ее с учетом их нынешнего военного потенциала у них, по-моему, сил нет. Кабул обороняет наиболее боеспособный армейский корпус, там же сосредоточены и иностранные войска, у них есть авиаподдержка. Поэтому у меня нет опасений, на этот счет, но то, что талибы могут дестабилизировать ситуацию, а значит, иметь сильные переговорные позиции и навязывать свою волю афганскому правительству, это вполне возможно".
Таджикистан имеет 1344 километров общей границы с Афганистаном, на долю которого приходится свыше 90% мирового производства опия. До 2005 года таджикско-афганская граница охранялась российскими пограничниками.
23 декабря в Москве состоялся саммит Организации договора коллективной безопасности, на котором председательство в Организации перешло от России к Таджикистану. Президент республики Эмомали Рахмон, выступая на саммите, заявил о необходимости полного исполнения решения об оказании экстренной помощи Таджикистану в укреплении охраны границы с Афганистаном, принятого осенью прошлого года.
В Кабуле 28 декабря прошла церемония, посвященная формальному завершению США и НАТО боевой миссии в Афганистане.
Командующий Международными силами содействия безопасности (ISAF) в Афганистане генерал Джон Кэмпбелл свернул бело-зеленый флаг ISAF и развернул флаг новой миссии, которая будет заключаться в оказании помощи афганским силовым структурам, взявшим на себя ответственность за обеспечение безопасности в стране.
В осуществлении новой миссии, которая называется "Решительная поддержка", участвуют 13 с половиной тысяч иностранных военных, большинство которых – американцы.
В 2010 году численность военнослужащих США и их союзников в Афганистане составляла 140 тысяч.
Военная операция, проводимая Международными силами содействия безопасности, началась с момента свержения режима "Талибан" в 2001 году вскоре после терактов 11 сентября 2001 года в Вашингтоне и Нью-Йорке. За 13 лет в Афганистане погибли около трех с половиной тысяч иностранных военнослужащих, в том числе 2224 американских военных.
Источник: Радио Озоди