Любой праздник, даже плохонький, лучше самых прекрасных будней - видимо, таков девиз наших чиновников и тех, кто под крышей государства выстраивает ориентиры национального бизнеса. Миллионы, а то и миллиарды тенге утекают на увеселительные мероприятия и на представительские расходы, хотя вполне могли бы стать необходимой связкой в растворе для строительства социального государства, о появлении которого мечтает глава государства, да и мы с вами.
Маленькие сабантуйчики для себя любимых и демонстративно-показательные пиршества для честного народа стали приятной обыденностью управленцев всех мастей и рангов. Спартакиады, концерты, разного рода конкурсы и даже участие в выставках и семинарах, имеющих отдаленное отношение к непосредственной профессиональной деятельности, - не счесть числа подобного рода мероприятиям, устраиваемым за счет либо казны, либо национальных компаний, которые, по сути, так и остались государственными предприятиями. Из-за отсутствия системной информации о проведении подобных "гулянок" они на первый взгляд кажутся вполне естественными и вызывающими уважение к организаторам, пекущимся то о нашем здоровье, то о наполнении наших душ патриотическим содержимым. Но стоит чуть внимательнее присмотреться к этой сфере жизнедеятельности министерств и ведомств, а также флагманов экономики, находящихся в интимных отношениях с государством, как становится ясным, какую "дыру" такие мероприятия проедают не только в бюджетах нацкомпаний, но и в кошельке государства, то есть, в наших с вами кошельках.
Насколько такие расходы оправданны - судить вам, читатели, мы же можем лишь подбросить информацию для размышления.
Итак, любой конкурс, спартакиада и родственные им мероприятия - это не только солидные денежные премии для победителей, но и закупка услуг по их организации. И если в нацкомпаниях, которые сами зарабатывают деньги, расходы такого рода еще можно оправдать, то с министерствами и ведомствами куда сложнее.
Взять творческие конкурсы - непременный атрибут деятельности почти любого госоргана. А между тем подобные мероприятия достаточно серьезно бьют по расходной части бюджета. Например, конкурс "Государственный язык и СМИ", проведенный комитетом по языкам нынешнего Министерства культуры и спорта, обошелся казне в 4,8 миллиона тенге, "Тіл мерейі" - 3,7 миллиона тенге, "Тіл - парасат" и "Ой-сана" - в 3,2 миллиона каждый, "Тіл шебері" - 5,3 миллиона, "Текті создін торесі - терме" - 15 миллионов тенге.
Впрочем, конкурсы и состязания не так разорительны, как различного рода статусные и имиджевые мероприятия. Опять же возьмем в качестве примера Министерство культуры и спорта. Так, участие казахстанской делегации в Малом курултае казахов Европы обошлось в 5,5 миллиона тенге, проведение фестиваля искусств с участием соотечественников, проживающих за рубежом, - в 20,2 миллиона тенге, республиканского форума патриотов - в 22,8 миллиона тенге… Но вот что поистине заставило встать волосы дыбом, так это то, что без малого миллиард тенге из бюджета предусмотрен на такую статью расходов, как "организация и проведение Форума национально-культурных центров народов стран СВМДА в рамках ежегодного Фестиваля дружбы народа Казахстана". А ведь на этот миллиард можно спокойно построить три новехонькие школы!
В плане госзакупок комитета по делам культуры и искусства данного министерства есть такие разделы: обеспечение участия творческих коллективов и отдельных исполнителей в мероприятиях ШОС - 12,5 миллиона тенге, проведение международного фестиваля "Опералия" - 107 миллионов тенге, праздничные мероприятия в честь юбилея Балуана Шолака - 13,7 миллиона…
Еще одна статья - оплата взносов за участие сотрудников министерств и ведомств, а также нацкомпаний в выставках, семинарах, конференциях. Этакий корпоративный минипраздник, не влекущий за собой никаких последующих обязательств, но позволяющий на халяву куда-нибудь прокатиться или торгануть лицом. Неудивительно, что, несмотря на сомнительную пользу от такого времяпровождения, услуга пользуется спросом. Например, в перечне интересов ТОО "Управляющая компания "Казмедиа орталыгы" (подведомственная организация Министерства культуры и спорта) мы насчитали более сотни "позывов" к участию в подобного рода мероприятиях. В частности, в семинарах "Психология в управлении персоналом", "Методы повышения точности оценки при подборе кандидатов. Маркетинг найма: технология рекрутмента", "Техника продаж" и т.д. Какие знания получают сотрудники и как они впоследствии применяются на практике - никому не ведомо. Что же касается "цены вопроса", то приведем лишь несколько примеров участия этого ТОО, приютившегося под министерской крышей, в семинарах, влетевших в копеечку: "Viz Virtual studio setup and Administration" - 1,8 миллиона тенге, "Spectrum Advanced" и "MediaGrid Advanced" - по 1,3 миллиона тенге каждый, "Evertz" - 2,2 миллиона тенге, "Writing Financial and Business News" - свыше 2-х миллионов тенге. Мы не поленились и подсчитали, сколько набегает таких расходов за год. В результате получилась сумма в 52 миллиона тенге. И это только по одному ТОО одного из министерств.
Аналогичная ситуация в квазигосударственном секторе. Например, в 39 миллионов тенге "КазМунайГаз" оценивает услуги по проведению конференций, форумов, выставок для работников КМГ, а на обслуживание работников компании при их участии в конференциях, совещаниях, других мероприятиях в Алматы предусмотрено еще 22 миллиона.
Мы никого не собираемся судить и тем более осуждать, только позволим себе напоследок пару дурацких вопросов.
Может, нефтяникам лучше не по выставкам разъезжать, а бороться с дефицитом бензина внутри страны?
Может, если бы Министерство культуры и спорта вложило миллиарды не в пафосные мероприятия, а в реальную работу по развитию государственного языка, то мы бы сегодня не делились на тех, кто говорит на нем, и тех, кто его не знает?
Но, видимо, у каждого свои ответы на эти вопросы