За несколько дней до своего краткосрочного отпуска глава государства встретился с премьер-министром Каримом Масимовым и главой Национального банка Кайратом Келимбетовым. Казалось бы, ничего особенного, если бы не одно "но".
Разгар лета - это для "Ак-Орды" обычно время "спячки", а следовательно, временного политического затишья. Но президент почему-то нарушил этот негласный принцип и вынес на повестку дня важнейшие для развития отечественной экономики вопросы. Вот и думай теперь, считать это "рандеву" рядовым или же бежать закупать сахар и спички…
"ПОЗДНО СПОХВАТИЛИСЬ"
Официальный релиз пресс-службы "Ак-Орды" скуп на подробности. "Масимов доложил главе государства об основных итогах экономического развития страны за первое полугодие и сообщил о планах работы правительства на второе полугодие". "Нурсултан Назарбаев отметил необходимость обеспечения стабильности основных макроэкономических показателей и ситуации на валютном рынке, а также акцентировал внимание на проведении анализа системных рисков в связи с существующим положением на мировых финансовых рынках". "Келимбетов доложил о состоянии финансового сектора и банковской системы страны, а также о денежно-кредитной политике, проводимой Национальным банком". "По итогам встречи глава государства дал ряд конкретных поручений по обеспечению стабильности финансовой системы страны и сохранению темпов развития экономики". Словом, что хочешь, то и думай. Но мысли, надо признаться, посещают достаточно безрадостные. И, похоже, не только нас.
Новость эта не осталось незамеченной среди пользователей Казнета. Комментарии - один красноречивее другого (стиль и пунктуация сохранены):
- Да конечно... все нормально, можно еще одну девальвацию делать! Просто так поручения не дают...
- Всегда, когда говорят про стабильность, через 1-2 месяца что-то происходит с нашей экономикой. Специально что ли?
- Не смешите. Нацбанк и не знает, что это значит. Для поддержании финансовой стабильности развитые страны проводят только плавную девальвацию (даже Центробанк России). А наш Нацбанк этого не умеет.
- Сказка про белого бычка.
- Наверное, с евро что-то будет, если его девальвируют, то тенге дороже станет.
- Про инфляцию ни слова, если не хотят озвучивать, и так видно-Ойбай! Зачем всё это, если инфляция душит и съедает всё. Нас спасает только 100% импорт, каждый на 100% ходит в импорте, ездит на импорте, живет в импорте. А если свои пойдут, то цены не остановятся. Вон АРЕМ чё творил, контора вся бандитская.
- Как в 2006 году перешло правительство на ручное управление экономикой, так и едут на ручнике. Пора отпускать вожжи в рыночную экономику, господа! Бизнес чахнет! Народ за последние 5 лет обеднел.
- Келимбетов провел девальвацию, чтобы монополисты экспортеры ещё больше заработали и Нацфонд сохранить. Что-то не видно, что НФ растет, а сильно уменьшается. Экспорт вырос сразу на 10,8%,при этом ВВП топчется на месте. Экспорт- это работа внутренней экономики, но что таблица пифагора не получается даже от перестановки мест.
- Поздно спохватились, раньше надо было думать! Ауыз ішерде...
Ничего хорошего от подобных "свиданий" высокопоставленных господ народ в массе своей, как выясняется, не ждет. Как, собственно, и эксперты.
Правительство становится все более закрытым от общества
За комментарием относительно того, что же на самом деле стоит за встречей президента с Масимовым и Келимбетовым, мы обратились к политику Амиржану Косанову.
- Не думаю, что проблемы казахстанской экономики имеют, скажем так, сезонный характер, - заявил он. - Ее болезни - хронические и давно уже не зависят от времени года (смеется). К тому же в экономике, особенно в наших кризисных условиях, затишья не бывает. Да, премьер и глава Нацбанка достаточно бодро отчитались перед президентом. Прозвучали обнадеживающие цифры - 3,8 процента роста ВВП, роста экспорта товаров на 10,8 процента и т. д. Но вместе с тем в казахстанской экономике существует ряд "вечных" проблем", о которых время от времени говорит и сам президент, требуя от правительства их срочного решения. Но воз и ныне там. Например, до сих пор экономика не может отойти от "нефтяной иглы". В упомянутой цифре роста экспорта товаров (10,8 процента) много неизвестного: какова структура этого экспорта, сколько процентов в ее структуре составляет несырьевой сектор? Ведь не секрет, что до сих пор львиную долю экспорта у нас составляют сырьевые ресурсы. А если завтра цена на ту же нефть упадет? Готово ли правительство к такому форс-мажору?
Каждый год власть говорит о намерении диверсифицировать экономику. Но нет реальных цифр, которые показывали бы пусть и медленное, но реальное движение вперед в этом направлении. Такое ощущение, что внутри самой власти существует скрытое (и что немаловажно - мощное!) лобби, не заинтересованное в отходе от сырьевой направленности экономики и не допускающее решительного поворота в сторону реальной инновационной индустриализации! Им бы быстрее добыть из недр эти богатства и быстрее их продать в сыром виде! Та же широко разрекламированная программа ФИИР напоминает старые советские планы-клише. Там нет реальных инноваций и высокотехнологического прорыва. Такое ощущение, что любой заводик по производству щебня или цемента для нашего правительства - это нечто сверхвозможное и обязательно "инновационное"! Кстати, правительству не мешало бы провести ревизию таких объектов, введенных с участием президента: сколько из них реально функционирует, а сколько "встало" после отъезда главы государства? Думаю, что получится интересный список, который к тому же, возможно, заинтересует и правоохранительные органы.
Есть еще один аспект этой программы. Правительство слишком акцентирует внимание на мега-проектах (любят у нас это дело). Мне кажется, что нужна более реалистичная, приземленная и, главное, учитывающая интересы регионов, районов, аулов и сел программа. Надо начинать с создания малых перерабатывающих предприятий на селе! Сельскохозяйственного сырья хватает. Денег тоже, в том же Национальном фонде порядка 77 миллиардов долларов. Есть еще и резервы бюджета, ведь ежегодно около 1 миллиарда долларов остаются неиспользованными! Вот где должно развернуться все правительство. Тут вам и развитие аула, и создание новых (реальных!) рабочих мест, и поступления в бюджет! Кстати, в свое время правительство заявляло о том, что будет готовить план "Б" на случай второй волны мирового кризиса. Где он? Почему общество, включая независимых экспертов и специалистов, не обсуждает его?
Как пишут СМИ, во время встречи, о которой идет речь, президент "акцентировал внимание на проведении анализа системных рисков в связи с существующим положением на мировых финансовых рынках". Может, теперь, после этих слов, план "Б" станет достоянием общественности?
Говоря о высоких темпах развития экономики, наша власть все еще не учитывает возможные негативные последствия вхождения Казахстана в ЕАЭС. В той же России рост ВВП упал до уровня 1 процента. Санкции западных стран неминуемо приведут к дальнейшей стагнации экономики РФ. И нет никаких гарантий, что мы не окажемся вместе с ней в тонущей лодке. Есть ли у правительства план на сей счет? Пока, кроме чисто политических и пафосных заявлений относительно ЕАЭС, мы ничего конкретного и конструктивного не слышим. Например, как защитить отечественного товаропроизводителя в случае экспансии российского бизнеса на нашем рынке? Россияне и белорусы уже имеют доступ к нашим госзакупкам.
Власть порою делает неоднозначные и неподготовленные (к тому же отнюдь нерыночные и популистские) заявления. Вспомните, что говорила она во время недавней девальвации тенге, как успокаивала взбудораженный и потерявший в одночасье 20 процентов своих сбережений народ? Мол, ничего страшного в девальвации нет, чиновники будут каждый день ходить по магазинам и рынкам и ни в ком случае не допустят повышения цен на товары первой необходимости! В случае повышения цен конкретные бастыки (акимы и министры) будут наказаны! И что получилось в результате? Все в худших традициях чиновничьего обмана и разгильдяйства - цены, как и ожидалось, взмыли вверх, и никто не наказан! Надо ли говорить о том, что такое безответственное поведение чиновников никак не способствует росту авторитета действующей власти в глазах рядовых казахстанцев. Кроме того, нет четкой и понятной для большинства населения социальной программы. Ведь дело не только в том, что периодически нужно повышать зарплаты и пенсии. Социальная политика - это нечто большее и глубинное. К сожалению, мы пока не можем назвать и само наше государство, и правительство социальным. Хотя это одно из главных требований самой Конституции! Меня также беспокоит то, что в последнее время правительство как отдельный институт власти становится все более закрытым для общества. Оно не обсуждает с заинтересованными общественными и профессиональными объединениями свои проекты и планы. А без такого соучастия со стороны общества эти документы обречены быть некондиционными. В результате страдает общее дело. Такая закрытость приводит также к различным слухам и пересудам относительно состояния властных структур и возможных изменений в их составе. Что уже становится фактором нестабильности как внутри самой власти, так и во всем обществе.
Серикжан АДИЛОВ