ВТОРНИК, 27 ОКТЯБРЯ 2020 ГОДА
2-09-2011, 08:02

Сначала экономика, теперь - политика


Однопартийный парламент в Казахстане доживает свои последние дни?..

Вчера в Астане состоялось совместное заседание палат парламента РК под председательством президента страны Нурсултана Назарбаева. В сущности, для большинства аналитиков оно должно было дать ответ на два главных вопроса - когда состоятся досрочные парламентские выборы в стране и будет ли, наконец, отечественный парламент двух- или многопартийным. На один из этих вопросов мы, наконец-то получили ответ.

Наша газета из номера в номер продолжает освещать тему досрочных парламентских выборов в Казахстане и все, что с ними связано. О необходимости введения в стране двух- или многопартийной парламентской системы говорится уже не первый год, однако, до вчерашнего дня было все еще неясно, насколько решительно власть настроена на то, чтобы пустить в мажилис представителей второй партии.

В сущности, ситуация стала проясняться еще во время президентских выборов, когда о себе громко заявила Коммунистическая народная партия Казахстана, которую многие давно записали в политические трупы. Однако нашедшая в себе как финансовый, так и человеческий потенциал КНПК выступила настолько легко и живо, что заставила народ забыть о существовании других коммунистов - Коммунистической партии Казахстана Газиза Алдамжарова. Кстати, в обществе давно ходят слухи о том, что КНПК каким-то образом связана с одним из силовых ведомств страны, а значит, за ними есть и медийная, и финансовая поддержка и, вполне возможно, кое-какие административные рычаги. Партию сразу же после выборов стали записывать в спарринг-партнеры "Нур Отана" в парламенте, и их почетное второе место на выборах казалось просто делом времени. Действительно, картина была бы почти идеальной: партия, которая вроде бы исповедует левую идеологию, критикует некоторые политические и социальные процессы, происходящие в стране, но при этом более чем лояльно относящаяся к действующей власти, - идеальный оппонент в парламенте. Однако вновь все смешалось в начале лета.

Партия "Ак жол", которую, несмотря на ее узнаваемость, давно перестали считать оппозиционной и констатировали ее все более усиливающийся регресс, вдруг вышла на первые полосы отечественных газет.

В давно испытывающую финансовые трудности партию вошел средний и крупный казахстанский бизнес в лице представителей Национальной экономической палаты "Атамекен", а кресло лидера партии вместо Алихана Байменова занял бывший руководитель Гражданской партии Азат Перуашев. Стало понятно, что в "Ак жол" пришли большие деньги - и, конечно, неспроста. Все вновь занялись прогнозами: мол, именно обновленный "Ак жол" станет спарринг-партнером "Нур Отана" после ближайших парламентских выборов. Однако, после того как партия начала реконструкцию и практически перестала обозначать свою деятельность, появились новые версии оракулов, которые начали всерьез сомневаться в том, что "Ак жол" был переформатирован именно для парламентских выборов. Возникло даже мнение, что "Ак жол" восстал из пепла для того, чтобы в будущем стать партией, которая не только способна будет войти в парламент, но и в дальнейшем на равных конкурировать с "Нур Отаном" по всем фронтам.

Во время всех этих разговоров официальная оппозиция в лице Общенациональной социал-демократической партии "Азат" и Коммунистической партии Казахстана при поддержке незарегистрированной партии "Алга!" как будто оказалась выключенной из игры. И по сей день их перспективы на ближайших выборах выглядят более чем туманно.

В общем, прогнозов было более чем достаточно, однако, только вчера президент страны дал понять, что после предстоящих парламентских выборов казахстанский парламент станет как минимум двухпартийным.

Думается, что "как минимум" в данном случае - ключевое слово. Некоторые казахстанские политологи (в частности, Николай Кузьмин) считают, что идеальным для Казахстана стало бы создание не двух-, а трехпаратийного парламента. По его мнению, партией центристов и ядром мажилиса должен стать "Нур Отан", правые силы бы представлял обновленный "Ак жол", ратующий за интересы отечественного бизнеса и защищающий интересы среднего класса, а справа могут находиться левые силы, и идеальный кандидат на это место - КНПК Владислава Косарева. Вот тогда можно было бы уже говорить о том, что в Казахстане началась политическая реформа. Однако хватит ли потенциала у партий "Ак жол" и КНПК одновременно пройти в парламент - еще очень большой вопрос.

Конечно, на бюллетенях можно нарисовать что угодно, и при подсчете голосов можно даже провести в парламент партию "Руханият", однако выборный процесс должен пройти так, чтобы комар носа не подточил. А сделать это сложно - адмресурс будет по привычке работать на "Нур Отан", и где гарантия, что партия не наберет очередные без малого сто процентов голосов? Другими словами, провести еще две партии в парламент - задача на самом деле гораздо более сложная, нежели выиграть на выборах в одну калитку. По крайней мере, гораздо более хитрая.

Теперь о главном. Многие ожидали, что на совместном заседании обеих палат парламента наконец-то будет объявлена дата проведения досрочных парламентских выборов. Однако, этого не произошло, что навеяло мысли о том, что выборы состоятся только в следующем году. Так что двадцатилетие независимости страна, скорее всего, встретит без выборного зуда.

 

Комментарий

Данияр Ашимбаев, автор энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане":

"Во-первых, из слов президента нельзя сделать вывод о том, что в Казахстане будут проведены досрочные парламентские выборы. О том, что следующий мажилис должен быть многопартийным, глава государства уже несколько раз упоминал ранее. Формально следующие выборы должны пройти летом следующего года и проводить досрочные выборы, скажем, весной 2012-го, конечно, можно, но ускорять этот процесс на несколько месяцев без особой причины бессмысленно.

Кроме того, на начавшейся сейчас сессии парламенту предстоит достаточно много работы - по бюджету, по корректировке текущего законодательства, по принятию Декларации 20-летия независимости, о которой сказал Нурсултан Абишевич. Можно, конечно, всю эту работу свалить на сенат и распустить мажилис - но, повторяю, без веских причин это делать нецелесообразно.

Нынешний состав мажилиса вроде не готовит путч, не пытался объявить вотум недоверия правительству Масимова и как-то не является "тормозом на пути реформ". И распускать его даже жалко - вдруг некоторые запомнившиеся депутаты не войдут в новый состав и не смогут радовать прессу своими чудесными заявлениями и запросами.

Во-вторых, те партии, которые должны в следующем парламенте стать символом многопартийности, еще толком не готовы к выборам. Для их приведения в состояние предвыборной готовности требуется некоторое время, кадровое обновление и финансовые вливания. И проведение досрочных выборов прямо завтра в принципе не сможет "красиво" изменить нынешнюю партийную палитру парламента.

Но, с другой стороны, свежеизбранные сенаторы вопреки традиции приступили к обязанностям не в ноябре, а сейчас. Это может говорить о том, что кому-то нужно, чтобы новые депутаты успели втянуться в работу уже в сентябре. И если мажилис будет распущен в октябре или ноябре, то сенат сможет без заминки обеспечить непрерывность законодательного процесса. Складывается впечатление, что процесс уже запущен, вся необходимая работа уже ведется, но по старой доброй традиции никто не придумал, как объяснить целесообразность всего этого процесса".

Комментарии